Источник

Двадцать девятый день.
Поучение 4-ое. Преподобный Авраамий ростовский.

(О необходимости и благотворности подвижничества).

I. Преподобный Авраамий ростовский (XII в.), воспоминаемый ныне церковью, был родом из Костромской области и до крещения назывался Ивериком. Родители его были богатые язычники. До 18 летняго возраста Иверик лежал в расслаблении. Однажды некоторые из новгородских христиан по делам были в доме отца его и беседовали о вере во Христа, исцелявшего больных и воскрешавшего мертвых; Иверик слышал эту беседу и решился уверовать в Иисуса Христа, если получит исцеление; с этого времени он стал понемногу оправляться и выздоровел. Оставив родительский дом, он отправился к пределам Новгорода; на пути встретились ему другие верующие, которые наставили его в истинах христианства. Первоначально Иверик поступил в монастырь на острове Валааме и принял имя Авраамия. Остальное время жизни Авраамий провел в основанном им монастыре близ Ростова и деятельно распространял христианство между язычниками Ростовской области. Он сокрушил идола Велеса в Ростове и живших здесь идолопоклонников обратил в христианство; на месте же, где стоял идол, Авраамий впоследствии основал церковь Богоявления Господня и монастырь того же имени, существующий и доныне. Язычники не раз собирались сжечь монастырь Авраамия, но кротость и вместе твердость духа преподобного каждый раз обезоруживали их. Проповедуя слово Божие, Авраамий старался по преимуществу действовать на более юных, как на более восприимчивых; он учил детей грамоте, крестил их и наставлял в вере. Жизнь Авраамия служила для остальных иноков образцом трудолюбия; преподобный участвовал во всех трудах братии, работал в хлебне, рубил дрова, мыл власяницы и исполнял всякие другие работы. За свои труды Авраамий первый в России был почтен саном архимандрита.

Преподобный Авраамий скончался в глубокой старости и был погребен в основанной им Богоявленской обители, где его мощи почивают и ныне.

II. Препод. Авраамий своим примером научает нас той истине, что подвижничество весьма необходимо и благотворно для развития и возрастания христиан в жизни духовной, жизни христианской.

Подвижничество в наше время не только не пользуется уважением и сочувствием, но и признается весьма многими не современным, не имеющим никакой цены, даже противоестественным, насилующим природу человеческую. А между тем подвижничество составляет существенную, необходимейшую стихию в жизни христианской.

а) Христианство, истинно христианская жизнь немыслимы без подвижничества; в известных пределах, в известной степени подвижничество обязательно, заповедано всем христианам, узаконено для всех нас. В самом деле, если мы внимательно рассмотрим христианство, его нравоучение, то увидим, что оно в существе своем есть высокое подвижничество и обязывает к великим подвигам. Ибо чего требует Христос от Своих последователей? – Он требует от нас полного самоотвержения. «Кто хочет идти за Мною», – говорит Он, – «отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною» (Марк. 8, 34). А отвергнуться себя, отказаться от всех пристрастий, привязанностей, страстей, ради следования за Христом, – разве это – не подвижничество, не тяжелое подвижничество?.. Взять на себя свой крест, – крест трудов, скорбей, лишений, – разве это не подвижничество? Св. апостол Павел внушает всем верующим «совлечься ветхого человека с делами его и облечься в новаго» (Кол. 3, 9. 10), «умертвить земные члены свои» (ст. 5), «распять плоть со страстями и похотями» (Гал. 5, 24). Опять не великого ли и тяжкого подвижничества требует апостол от христиан, обязывая их к совлечению ветхого человека, к умерщвлению своих членов, к распятию плоти своей со страстями и похотями? Совлекать с себя ветхого человека, отсекать от себя то, что сделалось второю природою, терзать свою греховную природу, уничтожая в ней грех, – возможно ли без страшных болей, без тяжких страданий? Очевидно, для всех христиан обязательно подвижничество и – подвижничество строгое, и – тот не христианин, не Христов, кто не распинает плоти своей со страстями и похотями... Потому восстающие против подвижничества вообще восстают против христианства, которое невозможно без подвижничества.

Так, подвижничество заповеданное, для всех обязательное, не только не противно природе нашей, но и совершенно сродно истинной природе человеческой. Оно исправляет наши души, возвышает и усовершает нашу духовную жизнь: может ли совершать что-либо подобное, благотворное для души, жизнь противоестественная?

б) Но не заповеданное только подвижничество сообразно с нашею природою, благотворно для нас и необходимо: совершенно сообразно с природою и подвижничество усиленное, советуемое и не для всех обязательное, – то подвижничество, представителями которого были св. мужи, преподобные иноки, всю жизнь посвящавшие на служение Христу. И это подвижничество в высшей степени полезно и для самих подвижников, и для всей церкви Христовой

И в обыкновенной жизни встречаются люди, которые, по особенностям своей природы, по складу своих способностей, не могут довольствоваться тою жизнию, которою живут массы народныя: общая колея жизни для них узка; они не могут вложить свою жизнь в рамки жизни общей, не могут приложить к ней с успехом свои силы и способности. Сколько было и есть людей, любящих отважные и опасные предприятия и среди их проявляющих всю свою энергию, и находящих здесь радости и наслаждения! Сколько было и есть людей, которые всю жизнь свою трудятся над различными изобретениями в области науки, искусства, практической жизни, обрекая себя на труд неустанный, на лишения, разочарования, неприятности! Заставъте этих людей жить общею с другими людьми жизнию, и – вы причините насилие их природе и сделаете их несчастными, погибшими людьми. Их способности, не получив надлежащего простора для своей деятельности и должного направления, легко могут заглохнуть, или, что еще хуже, их способности и стремления могут получить превратное, ложное, вредное направление. Таким образом, втолкнув их в общую колею жизни, вы сделали бы их совершенно бесполезными, несчастными, даже вредными людьми. А допустив их избрать новый, сочувственный им путь жизни, вы дадите им возможность жить сообразно с требованиями их природы и быть довольными, счастливыми, добрыми деятелями.

Что замечается в обыкновенной жизни, то же самое мы видим и в жизни христианской. И в области христианской жизни встречаются личности исключительныя, нравственно сильныя, наделенные возвышенными стремлениями. Естественно, подобные личности не могут довольствоваться тою жизнию, которая обязательна для всех, и ищут новых путей для своей жизни и деятельности, и, вступив на эти пути, проявляют на них всю силу своей духовной природы и, сами идя к совершенству, служат назидательным примером для других. Эти люди ищут себе особых трудов, стараются исследовать неразъясненные другими стороны нравственной жизни, испытать новые духовные подвиги – усиленные, вступить в усиленную борьбу с грехом и врагом нашего спасения, и – подобные личности только этою жизнию и удовлетворяются. Таков был между прочим и воспоминаемый ныне преп. Авраамий. Да; для самих подвижников великое счастие, что они могут избирать особые, необыкновенные пути к нравственному усовершенствованию, на которых они могут проявлять всю силу своего духа, всю глубину своего христианского убеждения. Здесь они живут жизнию, совершенно сообразною с их природою. Здесь они верным путем достигают своего спасения.

Но подвижничество усиленное полезно не для тех только людей, которые живут подвижническою жизнию; нет, оно в высшей степени полезно и для всей церкви вообще. Обратимся опять к указанию обыкновенной жизни. Сколько удобств доставили человечеству такие напр. изобретения, как книгопечатание, паровозы, пароходы, телеграфы, различные хозяйственные машины, – швейныя, молотильные и т. п.! А всех этих изобретений не было бы, не было бы и удобств, доставляемых ими, если бы не было людей, стремящихся идти новыми путями, отыскивать новые способы улучшения жизни... Затем, как нужны исключительные личности, при исключительных обстоятельствах, в которых находятся государства и общества, и какие великие услуги оказывают подобные личности государствам и обществам!.. Сколько пользы во время войны оказывают своему отечеству те геройские личности, которые стремятся занимать самые опасные военные посты, и предприимчиво наносят врагу удары неожиданные и, особенно в следствие неожиданности, страшные и гибельные!.. Без этих личностей, обладающих исключительными способностями, и занимающих исключительные положения, государства и общества многого были бы лишены; а личности эти для них в высшей степени полезны и нужны. Тоже нужно сказать и о подвижничестве и подвижниках. Подвижники, идя новыми путями нравственной жизни и спасаясь сами, приносили и приносят великую пользу всему миру христианскому, возбуждая в людях любовь к нравственной жизни. Они обличали ленивых и нерадивых, которые оправдывали свою распущенную жизнь трудностию, даже невозможностию подвига христианского. Подвижники указывали собственным примером, до какой силы, до какого напряжения могут дойти и дух и немощная плоть человеческая в борьбе со страстями, в перенесении, по-видимому, невозможных трудов и лишений. Они преподавали жаждущим спасения уроки святой жизни, проверенные собственным их опытом; они указывали пути нравственной жизни, которыми они сами прошли, и по которым потому могли и других вести. Они являлись передовыми борцами с врагами нашего спасения и, с высоты нравственной жизни своей усматривая козни диавольския, направленные на погибель людей, предостерегали своих собратий от нападений диавольских и указывали им средства для отражения и поражения духов злобы. Они были и «светом мира» и «солию земли» (Мат. 5, 13. 14), освещая для людей пути спасения и предотвращая гниение нравственного мира.

III. Возлюбим же, братие и сестры, святое подвижничество! В наше время более, чем когда либо, оно необходимо для церкви, для ее блага, для обновления ея. Только оно может поразить и уничтожить те уклонения от христианской нравственности, которые в наше время проявляются так часто и с такою силою. Только при его помощи и влиянии возможна борьба с одолевающим нас злом. Аминь. (Сост. по «Слов. и реч.» Павла, архиеп. казанск., изд. 1889 г.).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle