Месяц октябрь
Первый день.
Поучение 6-ое. Преподобный Роман.
(Где получается истинное просвещение?)
I. Воспоминаемый нынешний день церковью, преподобный Роман был церковнослужителем Софiйского храма в Константинополе и жил в V веке. Отличаясь глубоким благочестием, Роман соблюдал строгий пост, часто молился и вел самый строгий образ жизни. Подвижническая жизнь и послушание Романа расположили к нему патриарха Евфимия; но другим церковнослужителям не нравились любовь и расположение патриарха к Роману и они завидовали последнему. К тому же Роман не был так искусен в чтении и пении, как другие клирики Софийского храма. Однажды накануне дня Рождества Христова император Анастасий слушал богослужение в Софийском храме; клирики, желая посмеяться над Романом, принудили его выйти на амвон и петь в присутствии императора, чего Роман никак не мог исполнить. Преподобный по окончании службы долго плакал и молился перед иконой Богоматери. В ту же ночь явилась ему в видении Богоматерь и подала свиток, с повелением съесть; исполнив это, он получил дар искусного чтения и пения. Прийдя в следующий раз в храм, он вошел на амвон и, когда настала его очередь, запел песнь: «Дева днесь пресущественного рождает и земля вертеп Неприступному приносит; ангели с пастырями славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися отроча младо превечный Бог.» Все присутствовавшие в храме с удивлением слушали пение Романа, патриарх же спросил его, откуда он научился этой дивной песни. Роман рассказал, как явилась ему в чудесном видении Богоматерь и сообщила ему дар песнопения. Тогда церковнослужители устыдились своих прежних поступков с преподобным и просили у него прощения во всех обидах и оскорблениях, которые ему причиняли.
II. Из этого повествования мы видим, братие, Кто Податель премудрости и разума. Это Бог – превечная Премудрость. И действительно, кому и когда отказал Боге в благодати просвещения? Кто из христиан не может получить себе мудрости от Бога? Что говорит апостол? «Аще кто от вас лишен есть премудрости, да просит от дающего Бога всем, не лицеприемне, и дастся ему» (Иак. 1: 5). «Яко Господь дает премудрость и от лица Его полное познание и разум» (Притч. 2: 6), подтверждает другой Богодухновенный наставник. Вот где должно получать себе образование и просвещение.
а) Бог преподает нам такое учение, какого никто никогда не услышит ни в каком самом блистательном человеческом училище, учение, сообщающее нам такие истины, каких никакой высочайший разум человеческий ни измыслить, ни постигнуть не может, учение, которое приводит нас к такому благополучию, к таким «благам, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце» самому счастливейшему на свете «человеку не взыдоша» (1Кор. 2: 9). Было бы только наше желание учиться, было бы только расположение иметь разум Божий и творить волю Божию. Знаете, что случилось с Корнилием сотником? Он был язычник, но муж благоговейный и богобоязненный, любил молиться Богу и благотворить бедным. На доброе устремление сердца его к небесному отозвалось небо; явился ему ангел Божий и повелел ему призвать к себе апостола Петра, сказав: «той речет тебе глаголы, в нихже спасешися ты, и весь дом твой». Св. Петр, по призыву сотника, пришел к нему в дом, проповедал Спасителя Христа, и всех уверовавших крестил во имя Христово (Деян. гл. 10). Вот и другое обстоятельство. Возвращался домой из Иерусалима вельможа Ефиопской царицы и, сидя в колеснице, читал книгу пророка Исаии. Он был тоже язычник, но как видно, расположен был к Богу Израилеву. И вот ангел Господень велит апостолу Филиппу идти на дорогу, по которой ехал вельможа. Филипп, подошед к колеснице вельможи, услышал, что он читает книгу пророка Исаии. По устроению Божию случилось так, что вельможа читал, в книге пророка, пророчество о страдании Христовом. Филипп спрашивает его: понимаешь ли ты, что читаешь? Тот отвечал ему: как я могу понимать, ежели кто-либо не объяснить мне? Филипп объяснил вельможе пророчество, проповедал ему Иисуса Христа, Спасителя мира и крестил уверовавшего вельможу (Деян. гл. 8). Вот как чудно поучает Бог, какие необыкновенные употребляет способы к просвещению человека, как скоро видит в нем доброе расположение и желание познать истину. Это было, как видите, еще во времена апостольския. Да что я говорю? Даже один из апостолов чудесным образом просвещен был от Бога. Это – святый Павел. Господь Иисус, явлением Своим обратив его из Своего гонителя в апостола, послал его для научения к апостолу Анании, и ученый «фарисей» (Филип. 3: 5) должен был переучиваться у простого, не книжного ученика Христова (Деян. гл. 9).
б) Скажете: «это – дела Божии чрезвычайныя. Таких просвещенных от Бога людей было, и ежели бывает, не много». Да. Бог часто не творит чудес. И для чего? Он сотворил однажды навсегда величайшее чудо. Сам, в возлюбленном Сыне Своем, сошел на землю, просветил всех во тьме и сени смертней сидящих, научил их познанию Бога, открыл им святую волю Свою и показал путь ко спасению. С тех пор существуют и будут существовать до скончания века и поставляемые Богом учители и учрежденное Им всемирное училище для духовного образования и спасительного просвещения людей. Учители поставленные и поставляемые Богом – это св. апостолы, св. отцы и все последующие пастыри церковные. Чему можно не научиться от этих учителей? Первые учители и Богопроповедники, апостолы устно научили и просветили верою все народы; «во всю землю изыде» божественное «вещание их и в концы вселенныя» духоносные «глаголы их» (Рим. 10: 18). А Богодухновенные Писания их? Восемнадцать веков поучают и просвещают род человеческий и «обращают» его «от тьмы в свет» и «от области сатаны к Богу» (Деян. 26: 18). Отцы и пастыри церкви сколько трудились в просвещении народов, и какие драгоценные сокровища христианского ведения оставили нам в своих бессмертных творениях! Благодарение Богу! Спасительная наука никогда не оскудевала между христианами, и никто не мог и не может считать себя лишенным способов к уразумению истины. Приди к каждому служителю алтаря, великому или малому пастырю церкви, – и ты не останешься без христианского наставления и уяснения содержимой тобою веры. Тот только остается во тьме, кто нейдет к свету, или еще и не любит света. А великое то училище христианское, братие? Разумею святую православную церковь. Чего тут нет? Какого разума божественнаго, каких высоких истин, каких неведомых человеческому уму таин Божиих не услышишь в ней! Везде и во всем сияет свет Божественный, в том, что читается, и в том, что поется, и в том, что совершается, – и это не раз, не два, не один день, не один месяц и год, а всегда, ежедневно, непрерывно и непрестанно. Сколько здесь назидания уму, убеждения сердцу, оживления и восторжения чувству! И ни от кого ничего не требуется. Святилище Божие отверсто всегда для всех. «Жаждущие идите на воду; ядите и пийте без сребра и цены вино и тук, послушайте Мене, и снесте благая, и насладится во благих душа ваша» (Исаия 54: 1, 2), вот голос общей для всех всебогатой любви Божией и вместе божественной наставницы нашей, святой православной церкви!
III. Таковы, братие, наши учители и наше училище. Сюда будем прибегать для просвещения и получения жизни вечной, по слову Спасителя: се есть живот вечный, да знают Тебе, единого истинного Бога, и Его послал еси Ты, Иисуса Христа (Иоан. ХVII, 3). Аминь. (Сост. по «Сеят. благ.» прот. В. Нордова, т. II, изд. 1891 г.).