Месяц сентябрь
Четвертый день. Поуч. 2-е. Св. священномученик Вавила.
(С порочным не дружись).
I. Из жизни св. священномученика Вавилы известно, что трое учеников его: Прилидиан, Урван и Епполоний возлюбили своего св. наставника больше своих родителей и вместе с ним пострадали за Христа, наследовав, благодаря руководительству св. Вавилы, жизнь вечную в царстве небесном. Их пример учит и всех юношей искать дружбы не с порочными, а с людьми благочестивыми. Дружба с порочным рано или поздно может подвергнуть и душу и тело наше величайшей опасности. В этом убеждает нас и слово Божие и жизнь человеческая.
II. а) Слово Божие говорит, что потомки Сифа, сына Адамова, жили добродетельно и богоугодно во все время, пока был жив Адам, за что священное писание и называет их сынами Божиими; они не смешивались с беззаконными потомками Каина, которых слово Божие называет сынами человеческими. Но по смерти праотца Адама благочестие сынов Божиих стало ослабевать; по смерти Сифа они и совсем развратились, а причиною сего развращения было то, что они сблизились с нечестивыми потомками Каиновыми, ибо тесное знакомство и дружба с людьми порочными кого не развратит? Хорошо сказано в псалмах: с преподобным преподобен будеши, и со строптивым развратишися (Пс. 17, 26–27). А Иисус, сын Сирахов, душевредную дружбу с людьми порочными уподоблает смоле; он говорит: касаяйся смоле очернится, и приобщаяйся гордому точен ему будет (13,1). Так же точно следует рассуждать не об одной гордости, но и о всяком другом грехе, и особенно о нечистоте плотского греха: всякий кто заводит дружбу с порочным человеком, от него же научится и пороку его, и очернит себя, как очерняется человек, прикасающийся смоле. И справедливо уподобляется порочная жизнь людей развратных смоле: как смола черна и прилипчива, как она легко пристает ко всякой вещи, а когда загорится, то издает смрадный дым, и пламень ее бывает трудно погасить: так и гнусные дела беззаконных мрачны, отвратительны и черны, как эфиопы. И говорит таковым Сам Бог в книге пророка Амоса: не якоже ли сынове эфиопстии, вы есте Мне, сынове израилевы (9; 7)? Когда, говорит, вы развратились, не стали ли в очах Моих такими же темнообразными, как эфиопляне? Всякий грешник есть черный эфиоп, он ненавидит света и не приходит к свету, да не обличатся дела его, яко лукава суть (Иоан. 3, 20). И тому, кто водит дружбу с такими эфиопами, очерненными, как смолою, своими гнусными делами, нельзя не очерниться: ведь зло прилипчиво, оно легко пристает к человеку, который по самой природе своей больше склонен к злому, чем к доброму, как сказано в писании: прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности его (Быт. 8, 21). А как скоро человек, подружившись с порочными людъми, начинает и сам развращаться, и подобно смоле возжигаться огнем греховным, то он уже начинает испускать и злосмрадный дым соблазна, злословия, бесстыдства; повсюду, точно дым по ветру, распространяется о нем худая молва, и все люди добрые сторонятся от него... Когда же грех обратится для него в привычку, то уже трудно исправить его, подобно тому, как нелегко бывает загасить загоревшуюся смолу. Вот почему Бог повелевает: изыдите от среды их, и отлучитеся, и нечистоте их неприкасайтеся: и Аз прииму вы, и буду вам во Отца (2Кор. 6, 17, 18). А св. ап. Петр так умоляет: спасайтеся от рода сего строптивого (Деян. 2, 40); спасайтесь, говорит, как от неминуемой погибели, ибо по истине было бы чудом, если бы кто, живя между строптивыми и развращенными, не погиб совершенно. Мы удивляемся праведным мужам: Ною, Аврааму, Лоту, Иову, Товиту, которые спаслись, обитая среди беззаконных народов; мы прославляем их жизнь как чудное явление в мире. Хорошо сказал один из греческих мудрецов, когда его спросили: что в жизни достойно удивления? – «Человек добрый между злыми», отвечал он. Если встретишь, говорит, одного доброго человека среди множества людей развратных, то удивляйся ему, как бы чуду какому, потому что такие люди не часто встречаются, – не часто, ибо вси уклонишася, вкупе непотребни быша, как говорит псалмопевец; несть творяй благостыню, несть до единого (Пс. 52, 4).
Что же за причина такого всеобщего между людьми развращения? Да та и причина, что люди соблазняют друг друга и вредятся дурными примерами греховной жизни своей. Каждый видит дурную жизнь другого и соблазняется, и сам начинает делать то же зло, и таким-то образом умножается число людей злых и уменьшается число людей добрых. Посему и Господь говорит в Евангелии: горе миру от соблазн (Мф. 18. 7), – горе, ибо мир полон соблазнов, как полон и грехов! Соблазняется зрение, ибо сколько видится в мире совершающих беззакония! Соблазняется слух, ибо сколько слышится в мире речей льстивых, хульных, лживых, нечестивых!.. И кто может избежать всех этих соблазнов? Посему – горе миру от соблазн!
б) Многие, желая сохранить себя от соблазна, который в миру встречается на каждом шагу, убегали в пустыни, укрывались в горах и пещерах, лишь бы не видеть, не слышать мирских соблазнов, среди которых трудно спастись. И если противу живущих в пустынях, далеких от мира, воюют многия страсти и некоторых из них даже совсем останавливают на пути к спасению: то тем легче сии страсти побеждают и совсем погубляют людей, живущих среди рода строптивого и развращеннаго. Один старец, обитавший в скиту, в египетских пустынях, однажды пришел в Александрию продать свое рукоделие, и, увидев тут юного монаха, который вошел в корчемницу, весьма опечалился; он дождался, пока монах вышел из корчемницы, отвел его в сторону и сказал ему: «брат! ужели ты не знаешь, как много сетей у диавола? Разве не знаешь ты, как мы, монахи, повреждаемся и от зрения, и от слуха, когда бываем в городе? А ты, молодой монах, ходишь в корчемницу; ведь ты там по неволе и слышишь и видишь все только грех; умоляю тебя, сын мой, беги в пустыню, там для монаха легче спасение при помощи Божией». Юный инок дерзко ему отвечал: «ступай прочь, старик! Бог ничего от нас невзыскивает, было бы только сердце чисто». Тогда старец воздел руки к небу и сказал: «слава Тебе Боже! вот уже пятьдесят пять лет живу в скиту пустынном, а сердца чистого еще не стяжал; а этот брат, и пребывая в корчемнице, уже имеет сердце чистое». Сказал жеэто старец, чтобы только выразить свое удивление; на самом же деле он вовсе не верил, чтобы кто-нибудь мог, живя среди соблазнов мирских, стяжать сердце чистое. (Из твор. св. Димитрия Ростовского).
III. «Как тело, скажем в заключение словами св. Иоанна Златоустаго, часто погибает от заразы испорченного воздуха, так точно и душа часто терпит вред от общения с людьми порочными; и как страждущий чесоткою сообщает свою болезнь и здоровым, так точно случается часто и с душею от общения с людьми порочными. Посему и Христос заповедал не только избегать таких людей, но и отвергать их: аще же, говорит Он, око твое десное соблазняет тя, изми е и верзи от себе (Матф. 5, 29), разумея в этой заповеди не глаз, – ибо что худого может сделать глаз, когда душа находится в здоровом состоянии: – но друзей, близких к нам и сделавшихся как бы нашими членами, повелевая не дорожить и их дружбою, чтобы безопаснее соделывать собственное спасение. Посему и пророк говорит: не седох с сонмом суетным, и с законопреступными не вниду (Пс. 25, 4). Блажет муж, иже не иде на совет нечестивых (Пс. 1, 1). Обыкновенно, не столько причиняют вреда дикие звери, сколько порочные люди; те явно производят свои ядовитыя действия, а эти нечувствительно и неслышно каждый день распространяют заразу, мало-помалу ослабляя силу добродетели. А ты, когда намереваешься поселиться в городе, то много стараешься узнать все о тамошнем климате, не вреден ли, не сыр ли, не сух ли он; когда же дело касается души, то нисколько не стараешься узнать тех людей, с которыми тебе приходится жить»...
Будем же, братия мои возлюбл., и сами избегать порочных людей и дурных обществ, и своих детей хранить от них, как зеницу ока, да не погибнут они душею и телом и да не лишатся чрез то жизни не только временной, но и вечной. (Сост. свящ. Г. Д-ко по твор. св. Димитрия ростовского и св. I. Злат.).