Месяц сентябрь
Двадцать третий день.
Поучение 1-ое. Зачатие честного славного пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна.
(Троякий день рождения человека).
I. В настоящий день, братия, празднуется зачатие св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. 23-го сентября архангел Гавриил явился св. Захарии, когда он, отправляя службу в храме, подошед к кадильному алтарю, чтобы покадить. Захария испугался, увидя вдруг ангела. Архангел сказал: «не бойся, Захария. Молитва твоя улышана. Жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречеши ему имя Иоанн (т. е. благодать, милость Божия). Он будет велик пред Богом, от самого рождения будет исполнен Духа Святаго. Многих из сынов израилевых обратит ко Господу. И предыдет пред Ним в духе и силе Илии, дабы представить Господу народ приготовленный». Тогда Захария сказал ангелу: «почему я узнаю это? Ибо я стар и жена моя тоже». Ангел сказал ему в ответ: «я Гавриил, посланный от Бога благовестить тебе сие. И вот за недоверие ко мне ты будешь немым, пока исполнится мое предсказание» Между тем народ дивился, отчего Захария так замедлил в святилище. А он, вышед оттуда, не мог говорить. Народ понял, что он видел видение. Св. Захария возвратился в дом, и скоро св. Елисавета зачала предсказанного сына и долго таилась говоря: «Господь призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми за безчадие».
II. Велика, без сомнения, была радость у праведных Захарии и Елисаветы по поводу предсказанного им рождения их великого пред Богом и людьми сына, св. Иоанна Крестителя. Радуются и многие другие люди по поводу ожидаемых, т.е. имеющих от них родиться детей. Даже в обычай вошло праздновать и веселиться в день рождения. Дабы наша радость по поводу этого семейного события имела разумное основание и обнаруживалась в христианском духе, сопровождаясь христианскими мыслями и чувствованиями, размыслим, братия, о днях рождения христианина.
У всякого из нас, как истинного христианина, не один день рождения, а три.
а) Первый день рождения есть тот, в который мы родились на сей свет, подобно всем людям. В этот день рождения мы получили от Господа Бога телесную жизнь и сделались человеками, т.е. лучшим созданием Божиим на земле, созданием, одаренным разумом, свободою воли и чувством. Как все мы родились весьма бессильными и немогущими помочь себе, то Бог вложил весьма нежную любовь к нам в сердце нашего отца, еще нежнейшую любовь в сердце нашей матери, и как бы сказал им: «старайтесь о рожденных вами, воспитывайте их, вверяю их вашей любви!» И как они старались об нас! Как любили нас!
б) Второй день рождения нашего есть тот, когда мы чрез св. таинство крещения родились в жизнь духовную. Господь Бог даровал нам не только телесную жизнь и заботится о ее сохранении, но Он даровал нам еще жизнь духовную и о сохранении ее заботится еще более. Посредством прародительского греха мы сделались, как всем известно, нечистыми, весьма склонными ко греху и недостойными для царствия небеснаго. Поэтому Господь благоволил послать к нам Своего Единородного Сына, Который Своею смертию, с Своей стороны, и нашею верою и святым крещением, с нашей стороны, очистил нас, освятил нас и даровал нам право на небесное царство. Этот день по справедливости может быть назван вторым днем нашего рождения. Первое рождение сделало нас человеками, второе христианами, чадами Божиими. Первое рождение дало нам жизнь телесную, земную, второе – жизнь духовную, небесную. Наше крещение Сам I. Христос называет рождением: «аще кто не родится водою и Духом, не может внити в царствие Божие» (Иоан. 3, 5), а св. ап. Павел – «банею пакибытия» (Тит. 3,5).
в) Третий день нашего рождения приходит к нам в день нашей смерти. Если истинно-духовная, получаемая нами посредством веры и св. крещения, жизнь в последствии времени, именно, в лета полного смысла и рассуждения, сохраняется, питается и укрепляется; ежели наша душа, посредством святой, постоянной и сильной любви к Богу и ближним, созревает для вечности: то, наконец, приходит к нам третий день рождения – день смерти. Потому что для истинного христианина умереть – значит то же, что родиться, родиться в вечную жизнь. И первые христиане, как сказывает история, всегда называли день смерти святых мучеников «днем рождения»; а, посему и праздновали дни их смерти, как дни торжественные, – дни, в которые они родились в жизнь вечную и истинно блаженную.
Первое рождение вводит нас в настоящий мир, второе – в царство Божие на земле, третие в царство Божие на небесах – в небесное блаженство.
Итак, у всякого истинного христианина – подлинно три дня рождения. Но из всех этих дней рождения самый важный третий день рождения – день смерти; потому что только день смерти решает, какова должна быть и будет наша участь в вечности, т.е. участь не на известное время, но участь всегдашняя, вечная. День телесного рождения хорош, день рождения духовного еще лучше; но они не решают нашей вечной участи: ее решает день смерти.
Смерть – рождение или переход в жизнь будущую – для многих должна быть весьма страшна, и посему всем нам должно употреблять настоящую жизнь всевозможно согласно с тем, для чего Господь Бог дал нам ее. Мы родились не для того, чтобы только жить, или жить как нам хочется; но для того, чтобы жить так, как угодно Господу Богу; а Господу Богу угодно, чтоб мы жили в здешней жизни свято. «Сия есть воля Божия: святость ваша», говорит св. апостол (1Солун. 4, 3). Для этого дана нам земная жизнь! И без святости нет истинного блаженства и жизни: «храняй закон» – «блажен» (Притч. 29, 18); «нечестивии же в день зол погибнут» (Притч. 16, 4), говорит премудрый.
«Сколько тебе от роду лет?» спросил некто одного старца во сто лет. «Пятьдесят», отвечал он. «Только пятьдесят?» с изумлением сказал спросивший. – «Пятьдесят», опять отвечал старик; «только пятьдесят лет я живу с умом и для Бога. Первых пятидесяти лет моей жизни, проведенных в греховной легкомысленности, не могу причислить к моей жизни. Эти лета не были жизнь: моя душа тогда не чувствовала себя; тогда во мне жили различные страсти, и я был так сказать, в умопомешательстве: тогда я не жил!»
Этот старец рассуждал о летах своей жизни весьма справедливо; потому что важность жизни в самом деле заключается не в том, долго ли кто жил, а в том, хорошо ли кто жил. Ежели бы спросить нас о летах нашей жизни в этом смысле, то весьма многие, поступая искренно и совестно, сказали бы: я жил только еще один, два, три года и так далее; а многие, может быть, сказали бы: «я еще вовсе не жил!»
III. Чаще вспоминайте, возлюбленные мои о Христе братья и сестры, о днях своего рождения и о том, для чего мы все рождаемся! Ибо что нам в жизни, ежели проводим ее так, что должны будем страдать вечно, страдать ужаснейшим образом и без всякой надежды на отраду?! Будем жить так, чтобы нам во всю вечность праздновать день нашей смерти, как день нашего рождения для блаженства и день вступления в вечное блаженство. (Сост. с допол. по «Слов. и бесед.» Григория, митроп. новгородск., т. II.).