Месяц сентябрь
Четырнадцатый день. Поуч. 1-ое. Воздвижение креста Господня.
(Что значит взять крест свой?)
I. Св. церковь торжественно вспоминает ныне обретение честного креста Господня. Это радостное событие последовало, как известно, спустя три века по воскресении Господа, и совершено св. Еленою, материю равноапостольного царя Константина. Когда эта благочестивая царица посещала места, освященные жизнию и страданиями Богочеловека, то Дух Святый возбудил в ее сердце желание – обрести крест Господень, который до того времени, по смутным обстоятельствам церкви, удручаемой гонениями, оставался в неизвестности. Трудно было и для порфироносной искательницы совершить это обретение; ибо иудеи и язычники, не терпя поклонения Распятому, старались изглаждать все следы Его жизни. Крест Господень, вместе с крестами распятых с Ним на Голгофе, зарыт был в земле, и на том самом месте воздвигнут потом римлянами храм одному божеству языческому. Но усердие равноапостольной царицы препобедило все трудности. Место креста найдено, по указанию одного иудея, и капище, на нем стоявшее, разрушено. Когда потом начали раскапывать землю, то сначала ощущено было неизреченное благоухание; потом открылись три креста, из коих на одном была надпись, та самая, которую Пилат положил на кресте Господа. Несмотря на это указание, просвещенное благочестие царицы искало еще вернейшего признака. Святый Макарий, тогдашний патриарх иерусалимский, употребил для сего такое средство, какое могла внушить только самая живая вера в Распятаго. По его повелению принесен был один больной, находившийся при смерти. Святитель прикоснулся к нему сначала одним, потом другим крестом, но без всякого действия; когда же прикоснулся третьим, на коем была надпись, то больной встал и сделался совершенно здоровым. Это чудо вразумило всех, что это подлинный крест Того, Который есть воскресение и жизнь. Найденный таким образом крест перенесен был с торжеством во храм Иерусалимский, где святый патриарх воздвиг его перед народом с амвона, дабы все, и великие и малые, могли насладиться зрением животворящего древа. Церковь же св., обрадованная обретением божественного сокровища, положила, чтобы память обретения креста Господня ежегодно была совершаема в настоящий день. Таково происхождение нынешняго празднества (Руфин. церк. ист. кн. 1, гл. 7).
II. Празднуя ныне воздвижение креста Господня, вспомним, возлюбленные о Христе братии и сестры, и о другом кресте, на который указал Своим последователям I. Христос: если кто хочет идти за Мной, сказал Он, тот отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной (Мф. 16, 211).
а) Что это за крест, с которым надобно идти во след Господа, и из чего он составляется? Он слагается, братия мои, из тех печалей, скорбей и болезней, на которые осудило падшего человека правосудие Божие; из тех тягостей, трудов и забот, которые обязан нести каждый, как член общества человеческого; из тех огорчений, досад и неудач, которые каждый из нас встречает в жизни почти на каждом шагу, из тех неудовольствий, оскорблений, уничижений, озлоблений, которые так часто доводится нам терпеть в кругу своих ближних, в делах общественных и частных, внутри своего семейства и в обществе, из тех потерь и лишений, несчастий и бедствий – общественных и частных, которые попускаются на нас или испытующею премудростию, или наказующею правдою Отца небеснаго.
б) Почему необходимо нести этот крест? Потому что мы достойно и праведно осуждены на труды и болезни, на скорби и печали, на горести и бедствия во всю свою жизнь до смерти. Засеяв сами всю землю терниями, можем ли не уязвляться ими? Призывая сами грехами своими бедствия на мир Божий, можем ли не подвергаться им? Привлекая сами беззакониями и неправдами своими проклятие правды Божией, можем ли не чувствовать в себе его тяжести? Сделав сами себе крест из древа преслушания и преступления заповедей Божиих, можем ли не нести его? И действительно, каждый из нас несет этот крест от рождения до смерти.
в) Для чего же повелевается еще взять крест и нести, когда он есть уже на всех и все несут его? Для того, что, когда несем его по необходимости, поневоле, он есть только заслуженная казнь, которая необходимо постигает преступника, не делая его чрез то ничем более, как достойно казнимым преступником; а свободно принятый и с верою несомый во след Господа I. Христа, он делается очистительным средством и исцеляющим врачевством от греха. Оба, распятые со Христом, разбойника терпели одну и ту же казнь; но один из них погиб в своем неверии и ожесточении; другой же, с искренним раскаянием во грехах своих исповедуя себя достойно страждущим за свои беззакония, глаголаше Иисусови: помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Твоем, и за то услышал из уст Самого Господа: днесь со Мною будеши в раи.
Так бывает и всегда. С одним и тем же крестом, по одному и тому же жизненному пути люди идут в противоположные стороны и приходят к противоположным концам. Одни, чрез крест земных скорбей и печалей, подобно разбойнику благоразумному, восходят на небо и в рай; другие, подобно другому разбойнику, со креста временных скорбей нисходят на крест вечных мучений ада.
г) Когда же и как можем сделать крест свой подобным кресту Христову, спасающим? Когда приемлем подаваемый нам Богом крест с живою верою и искренним раскаянием, несем его с полною покорностию и преданностию воле Божией и с упованием жизни вечной, когда в терпении скорбей и напастей уподобляемся Самому Господу Иисусу Христу, последуя стопам Его.
Истинно верующий при всякой встречающейся скорби говорит: аще благая прияхом от руки Господни, злых ли не стерпим? Крест, который подает мне премудрость и благость Отца небеснаго, не обязан ли я нести с сыновнею покорностию? Егоже бо любит Господь, наказует, биет же всякого сына, его же приемлет.
III. И чем больше каким-либо бедствием сокрушается самолюбие наше, чем действительнее какая-либо скорбь смиряет нашу плоть и обуздывает страсти, обращает к смирению и покаянию, тем тверже можем быть уверены в любви и милосердии к нам Отца небеснаго, тем усерднее должны молиться, да поможет нам Господь Своею благодатию донести возложенный Им на нас крест до конца нашей жизни с полною преданностию воле Отца небеснаго, с твердым упованием на Его благость и милосердие, с утешительною надеждою вечной жизни и блаженства в царстве Божием. (Сост. Г. Д. по пропов. Иннокентия, архиеп. херсон., т. I и проп. Дим. херсон. т. I).