Источник

Одиннадцатый день. Поуч. 1-ое. Препод. Феодора.

(Незаконная плотская любовь не есть любовь, а человеконенавидение).

I. Препод. Феодора, память коей совершается ныне, жила в V веке. Совершив согрешение от мужа против VII заповеди закона Божия по неопытности и молодости, блаженная Феодора решилась посвятить всю свою жизнь на покаяние. «Если есть для меня покаяние, – сказала она себе, – то разорву связь свою с миром и буду молить Бога о помиловании»... Из опасения же, чтобы ее не нашли в женской обители и не воспрепятствовали ей выполнить подвиги покаяния, Феодора тайно оставила дом своего мужа и скрылась в мужском монастыре (Октодекатском), там, где находились мощи св. Фомаиды, подвижницы целомудрия. В продолжение многих лет выносила она все иноческие труды, не обнаружив никогда своей женской немощи, но произвольно усиливая свои труды, которые, казалось ей, были слишком легки и недостаточны, чтобы покрыть грех ее молодости. Вся жизнь ее проходила в борьбе, и в напряжении всех сил, и в лишении всякого отдыха и покоя. Даже пищу не позволяла она себе принимать более одного раза в неделю. А слезная молитва ее день и ночь со смирением возносилась к милостивому Богу и привлекала на нее полное прощение и изобильную благодать... Так прожила она 8 лет.

С высоким смирением перенесла Феодора великое испытание: человеческую клевету... Однажды дочь содержателя гостиницы в Александрии, где пришлось останавливаться св. Феодоре по делам монастыря, соблазнившись красотою ея, которую она признала за молодого монаха, склоняла ее ко греху. Но получив отказ, и родив от другого лица незаконно дитя, оклеветала во грехе св. Феодору. Игумен и братия разгневались на нее, как обезчестившую монастырь, и выгнали из монастыря. Но св. Феодора не желала открыть свою тайну, видя в посланном испытании наказание за грехи свои; она взяла ребенка и поселилась в шалаше недалеко от монастыря. Пастухи из жалости давали ей молока для питания ребенка. И сколько пришлось ей перенесть насмешек! Терпела она, кроме того, и жар и холод. Наконец, опять была принята в монастырь, где, прожив два года, скончалась. Игумену открыто было о святости Феодоры и о том, что она не мужчина. Игумен сообщил это братии, и тогда все, оскорблявшие святую, ужаснулись и горько каялись в том, что тяжко согрешили против нея. Богу угодно было привести мужа св. Феодоры в обитель в день ее кончины, и он, пораженный ее святостью, оставив мир, поступил в обитель.

II. Св. Феодора своим великим покаянием после допущенного ею однажды греха плотской нечистой любви говорит нам, братия, о той весьма важной истине, что плотская нечистая и незаконная любовь есть не любовь, а человеконенавидение, которое может низринуть человека, предавшегося ей, во глубину ада. Потребны были, как то видим в жизни преп. Феодоры, великие покаянные труды, сильные слезы, изнурительный пост, перенесение безчестия и разного рода нравственных и телесных страданий, чтобы загладить грех нечистой любви, однажды допущенный. Ясно, что плотская, незаконная любовь не есть в собственном смысле любовь.

Но тем не менее мир любит эту любовь, понимает ее яснее, нежели любовь духовную, дорожит, увлекается ею сильнее, нежели любовию христианскою, постоянно во все времена называл и называет ее любовию.

Но в самом деле это не любовь, это человеконенавидение.

Где истинная христианская любовь, там сильное желание добра ближнему; там готовность делать одно то, что действительно полезно ближнему, что относится к временному и вечному благу ближняго,что сохраняет совесть ближняго в спокойствии и радости; словом: что составляет истинное счастие ближняго. Это видно из любви родителей к детям. Какой родитель не желает видеть своих детей счастливыми во времени и в вечности? Какой родитель не предпринимает мер к тому, чтобы дети его были невинны пред людьми и пред Богом, счастливы и в сей жизни и в будущей? Так действует любовь, заслуживающая имя любви.

Посмотрите же после сего на незаконную плотскую любовь: то ли она делает, что споспешествует к счастию ближних? Таковая любовь стремится осквернить и тело и душу ближняго. Какое тут счастие? Тут грех, нарушение закона Божия, оскорбление Бога, смерть чести, смерть доброго имени, – смерть души. Оттуда удаляется благодать Божия, где незаконные плотские связи; оттуда бежит спокойствие совести, где удовлетворяют плотской нечистой похоти; там ад, где торжество постыдных вожделений плоти и крови.

Какая же там любовь, где не только мыслят зло, но и делают беззаконие, имеющее самые вредные последствия? Любы, по замечанию апостола Павла, не мыслит зла (1Кор. 13, 6). Следовательно, незаконная плотская любовь, как не только мыслящая зло, но и делающая зло, не есть любовь. Это злоба, это человеконенавидение, скрывающееся под видом любви, это змий, смертельно уязвляющий человека, это убийственный яд, подслащенный обаятельным упоением чувств. Посмотрите на Сампсона, некогда богоносного и могучаго. Он обнажен благодати Всесвятого Духа, лишен исполинской силы, он у врагов на поругании, он без глаз, без чести, без жизни, на ложе преждевременной смерти. А от чего? От плотской любви. И такую злокачественную любовь будем ли еще называть любовию? Нет! Это зло, это братоубийство. Это знают, это чувствуют и самые рабы плотской похоти, но чувствуют уже поздно, когда проходит пыл страстей, когда рассудок возвращается, когда совесть входит в свои права, когда зло уже сделано и ближний убит.

III. Да сохранит Господь Бог всех православных христиан от незаконной плотской любви! Это бич человечества, которым люди сами себя убивают за то, что не имеют ни любви к Создателю, ни истинной любви к ближним. Пример св. Феодоры, падшей и восставшей благонадежным восстанием, да побудит нас прибегать к сердечному покаянию в случае допущенной нечистой любви не только делом, но и мыслями и словами. (Сост. по Ч.-М. и «Слов. и реч.» Иакова, архиеп. нижегородск. и арзамасск., ч. 3-я, изд. 4-е, 1853 г.).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle