Источник

Первый день. Поуч. 2-е. Препод. Симеон Столпник.

(Уроки из его жизни а) наше жительство на небе; б) должно упражняться в молитве и в) путь в царствие небесное – путь скорбей).

I. Преподобный Симеон, ныне прославляемый, будучи тринадцати лет, усердно молился Богу, да покажет ему путь спасения. Однажды Господь вразумил его следующим видением: Симеону приснилось, что он копает землю, чтобы положить основание для здания, и слышит голос: «копай глубже». Потрудившись несколько времени, он остановился, думая, что достаточно глубины для твердого основания, но опять услышал голос: «копай глубже». То же повторилось и в третий раз, и тогда Симеон продолжал трудиться безостановочно, пока не услышал голоса, который сказал ему: «перестань, основание твердо». Из этого видения Симеон познал, что для получения спасения необходим труд, и при том труд непрерывный и неослабный. Преп. Симеон, действительно, начал трудиться необыкновенным образом, обуздывая греховные страсти. Он начал с того, что взошел на высокий холм и приковал себя к камню. Но когда увидел его в таком положении св. Мелетий антиохийский, он не похвалил его вещественных оков, сказавши, что человек может владеть собою и без оков, силою воли.

Услышав такие слова, Симеон немедленно снял с себя оковы и предпринял другой подвиг, дотоле еще неслыханный: он соорудил столп сначала в 6 локтей (локоть равняется 14 вершкам), но потом, с помощию благочестивых посетителей, столп возвышен был до 40 локтей. Подвизаясь на столпе, преподобный терпел и зной и холод. Одна только ветхая мантия и монашеский куколь защищали его от ветра, дождя и всякой непогоды. Но ничто не могло заставить преподобного изменить образ своего подвижничества. До конца своей жизни он устоял в своем подвиге, не сходя со столпа вниз. Необыкновенный подвиг преподобного и слава его чудотворений привлекли к нему многих посетителей из разных стран. Некоторые из них устроили для себя тут постоянные жилища и таким образом у подножия столпа образовался как бы шумный город. Преподобный желал паче всего уединения и безмолвия, но такова была воля Божия, что сей светильник, стоявщий на свещнице, не мог укрыться от взоров людских, но должен был светить людям, чтобы они, видя добрыя дела преподобнаго, прославляли Отца небесного (Мф. 5, 15, 16). Не в одном молитвенном подвиге состояло служение преп. Симеона; нет, преподобный принимал живое участие и в делах общественных. Ночь проводил он на молитве, а днем поучал он окружавший его народ, проповедывал Евангелие, подавал советы требующим, примирял враждующих и исцелял больных. Стоя на одном месте, преподобный также был полезен церкви, как если бы проходил с своею проповедию разные страны. Отрешаясь постепенно от пристрастия к земле и всему земному и постоянно устремляясь к небу, преподобный Стмеон достиг такого благодатного состояния, какого сподобился ап. Павел (2Кор. 12, 4). Преподобный, находясь однажды в духовном восторге, был возведен на седьмое небо и там видел предивные вещи: видел рай, сады, палаты, видел Адама и благоразумного разбойника; в другой раз он видел I. Христа на высоком престоле; одесную его был рай и души праведных, а ошуюю – ад. Преподобный скончался в молитвенном предстоянии пред Господом, будучи 103 лет. Когда император хотел нетленные останки преподобного иметь в своей столице, то жители Антиохии воспротивились сему и сказали: «град наш не имеет каменных стен, для сего да почивает у нас святое Симеоново тело; оно Антиохии будет стеною и защищением».

II. Изумителен подвиг преподобного Симеона! Конечно, мы, слабые, не можем быть подражателями ему. Но все же мы можем извлечь из него некоторое назидание.

а) Преподобный своим подвигом на высоком столпе учит нас, что наше жительство не внизу – на земле, но наверху – на небе и что туда мы и должны стремиться всем своим существом. Горе имеем сердца, так взывает к нам св. церковь, требуя, чтобы мы на молитве отложили всякое житейское попечение и думали только о небесном. Горняя мудрствуйте, а не земная, учит св. апостол Павел. Ведь на земле мы гости; наше вечное отечество, наш родной дом – на небе; но в гостях хорошо, а дома лучше; к родному дому естественно и стремиться душею. Блаженный Августин говорит: «какое воспоминание должно быть для тебя, верующий христианин, странствующий на сей земле, слаще воспоминания о том небесном граде, в который ты путешествуешь? Если ты не имеешь желания достигнуть этого града, то ты никогда не будешь гражданином его. Научись от полевого пветка: хотя он корнем утвержден на земле, но верхушку свою всегда обращает к солнцу. Наше солнце, осияющее небесный Иерусалим, есть I. Христос, и войти туда, где Он пребывает в вечной славе Своей, должно быть единственным желанием нашим».

б) Но для достижения царства небеснаго – этого вожделенного отечества, недостаточно только устремляться на небо, а необходимо как можно чаще упражняться в молитве. Молитва и есть возношение нашего ума и сердца к Богу. Силою молитвы все существо человека изменяется: ум его просветляется, сердце оживляется, воля укрепляется и самое тело одухотворяется. Молитва настолько одухотворила преп. Симеона, что ему и высокий столп казался низким и ему хотелось подняться все выше и выше, пока он не достиг действительной высоты – вечного блаженства. (См. «Воскр. день» за 1894г.).

в) Препод. Симеон столпник учит нас, что путь в царствие небесное – путь скорбей, трудов и борьбы со своими страстями и похотями. Сам I. Христос шел узким, тесным, страдальческим путем. Пострадав за нас, Он и нам оставил образ, да последуем стопам Его (1Петр. 2, 21). Вот поэтому и все святые шли путем подвигов и скорбей. Видали вы картину, на которой изображен I. Христос, несущий на раменах Своих крест, а Его окружает множество других подобных Ему крестоносцев? Так спасающиеся входят в живот вечный путем терпения и подвигов, последуя Христу. (Сост. по указ. источн.).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle