Месяц сентябрь
Четвертый день. Поуч. 4-е. Празднование иконе Божией Матери «Неопалимая купина».
(Как мы должны чествовать Матерь Божию?)
I. К числу наименований, какими св. церковь чествует Пресвятую Богородицу, относится наименование: Купина неопалимая. Так оно встречается в церковных песнопениях (Канон акафиста, песнь 6-я, троп. 4). Есть также особый праздник образу Пресвятыя Богородицы: Неопалимая купина. На сем образе она издревле изображается окруженною огненным сиянием. Помянутый праздник совершается (4 сентября) в день памяти св. пророка и Боговидца Моисея. Это, без сомнения, потому, что Моисей сподобился видения, имевшего прообразовательное отношение к наименованию Богородицы Неопалимою купиною. Близ горы Синая, в пустыне, Моисей, когда пас стадо своего тестя, увидел купину, т.е. терновый куст, в котором явился ему Сам Господь в огненном пламени. Купина горела, но не сгорала. Это чудо предызображало тайну воплощения Сына Божия. Сей тайне послужила Дева Мария. Она восприяла в чрево Свое огнь Божества, и как купина, объятая пламенем, оставалась невредимою, так и Дева Мария сохранила не только жизнь Свою, но и девство, пребыв невредимою от вселившегося в Нее Божества.
II. Наименование Богоматери Неопалимою купиною, знаменательное в вероучительном отношении, научает нас вместе тому, как мы должны чествовать Ее. Мы чествуем Ее многочисленными песнопениями, празднествами, посвящением Ей храмов, похвальными наименованиями. Каждый из сих способов чествования представляет свои особенности. Указание на одну из таких особенностей мы увидим в наименовании Богородицы Неопалимою купиною, если ближе вникнем в повествование Моисея о явлении Бога в купине, служащей прообразом Богоматери.
а) Когда Моисей, увидев горящую, но несгораемую купину, стал подходить к ней, чтобы удостовериться в действительности того, что он видел, то услышал из среды купины голос Господа: не приближайся семо, иззуй сапоги от ног твоих: место бо, на нем же ты стоиши, земля свята есть (Исх. 3, 5). Какое чувство должно было возбудиться в душе Моисея, когда ему возбранено было приближаться к купине? Чувство благоговения. Запрещением близко подходить к купине Моисею дано внушение, что между ним и Господом Богом существует безконечное расстояние. Он, Моисей, – тварь, во всем зависящая от Бога, а Бог есть творец и Владыка всего сущаго. Он – земля и пепел, а Бог – самосущая жизнь и источник жизни. Он грешник, а Бог – всесовершенная святость и источник святости. Пред Его величием ничтожны безчисленные миры небесные, по манию Его явившиеся на тверди небесной и Его силою и премудростию содержимые. Они погибнут, Ты же, Господи, пребываеши. И вся якоже риза обетшают, и яко одежду свиеши их и изменятся: Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют (Пс. 101, 26. 28). Пред Царем неба и земли со страхом и трепетом предстоят безгрешные ангелы, сознавая смиренно безмерное расстояние по природе и совершенствам между ними и Им. Все это надлежало иметь в виду Моисею, когда ему повелено было не приближаться к купине. Цель повеления состояла в том, чтобы возбудить в нем благоговение к Явившемуся в купине. И, без сомнения, он во всей силе проникнулся при этом благоговением, ибо место, на котором Он находился в сие время, была земля святая, освященная чудесным явлением близ него славы Божией.
Пример благоговения Моисея, не дерзнувшего приблизиться к месту богоявления, располагает и нас к подобному благоговению не только пред Господом, освятившим утробу Девы Своим обитанием, но и перед Нею Самою, послужившею орудием воплощения Сына Божия, вместившей в себе огнь Божества и чрез то сподобившеюся такой великой чести, какой никогда и никто на земле не удостоивался и не удостоится. Не приближайся семо, к сей неопалимой купине, с дерзостию и легкомыслием нечестиваго, не признающего богоматерняго достоинства в лице Пресвятой Девы Марии. Ей подобает честь ради Ея Сына и Бога. Отказать Ей в благоговейном чествовании значило бы оскорблять Ея Сына и Бога. Правда, Она близка к нам как единокровная нам, как происшедшая от одних с нами прародителей, как благодатная Матерь наша, всегда готовая с материнским участием ходатайствовать за всех притекающих к Ней за помощию в нуждах духовных и телесных. Эта близость Ея к нам должна располагать нас к дерзновению пред Нею. Но в то же время мы не должны забывать, что эта Матерь наша есть вместе Царица неба и земли, яко Матерь Царя небесного и Бога, что по сему достоинству Она досточтимее херувимов и без сравнения славнее серафимов, поклоняющихся Ей, как своей Царице. Как Она имеет матернее дерзновение к Сыну Своему и Богу, так и мы с сыновним дерзновением должны приступать к Ней; но сие дерзновение должно быть умеряемо и управляемо благоговением пред Нею, опасением – не оскорбить бы Ее пренебрежением к Ея достоинству в мыслях и словах. Подобное опасение или осторожность должно соблюдать и в отношении к земным матерям. Может ли быть приятно земной матери, если дети ея, пользуясь свободой своих отношений к ней, позволяют себе произносить пред нею слова праздности, легкомыслия, ропота на нее и т. п.? Может ли же что-нибудь подобное быть угодно нашей Матери-Царице небесной? Будь к Ней близок сердцем и устами, но не забывайся пред Нею.
б) Мысль о благовейном отношении к Ней еще яснее выражается в другом слове повеления Господа Моисею. Сказав: не приближайся семо, Он присовокупил: иззуй сапоги от ног твоих. Пред святынею купины надлежало стоять с необувенными ногами, чтобы не оставить на святом месте следов пыли и грязи, прилипающих к сандалиям. Внешняя чистота и опрятность, заповеданная Моисею на время стояния его пред купиною, было одним из видов внешняго чествования Божества. Это внешнее чествование необходимо, ибо Богу надлежит служить не только духом, но и телом. Прославите Бога в телесех ваших, яже суть Божия (1Кор. 6, 20). Но внешнее богопочтение угодно Господу только в соединении с внутренним. Чистота ног должна была напоминать Моисею о чистоте нравственной. Он должен был позаботиться об очищении своего сердца от греховной нечистоты. Он должен был знать, что стоит пред лицем Святейшего существа, Которому мерзок помысл неправедный (Причт. 15, 26), пред Всеведущим, от Которого нельзя скрыть неприметных людям гнездящихся в глубине сердца грехов гордости, зависти, вражды, нецеломудрия, – пред Богом всеправедным, Которого нельзя оскорблять безнаказанно коснением во грехах, – пред Богом благости и любви, Которому наши молитвы и подвиги покаяния могут быть угодны только в соединении с миром и любовию к ближним. Греховная нечистота – вот та грязь и пыль, которую должен был снять Моисей с души своей, когда снимал обувь с ног своих. Забота о нравственной чистоте есть обязанность, исполнение которой и все мы должны соединять с чествованием не только Господа Бога, но также Богоматери. Чествование, которое оказываем Ей участием в праздниках в честь Ея, в молитве и песнопениях, лобызанием Ея икон, поклонением пред ними, может быть угодно Ей только под условием ревности о нравственном преуспеянии. Земная мать может ли быть довольна выражением любви и почтительности к ней сына, хотя бы они исходили от искреннего сердца, если сын ведет жизнь порочную и худыми делами причиняет скорбь ее сердцу? Равно и Богоматерь не может быть довольна наружными знаками чествования Ея, если душа чтителя ее не стряхнула с себя пыли и грязи, прилипших к ней от греховных искушений со стороны плоти, мира в диавола. Не красна похвала в устах грешника. Доколе он не покажет исправления, славословия его, обращенные к Богоматери, только огорчат Ее.
III. Итак, если не хотим огорчать Ее, будем чествование Ея славословиями и молитвами соединять с ревностию к исполнению заповедей Божиих и подражанием Ея совершенствам. Подражание Ея непорочности, Ея смирению, Ея безграничной преданности воле Божией – вот что наипаче угодно Ей. (Сост. по слов. Виссариона, еписк. костромск., помещ. в «Душеполез. чтен.» за 1892 г., октябрь).