Месяц август
Двадцать шестой день.
[Поучение 2-е.] День Владимирские иконы Божией Матери.
(История празднуемого события с указанием на силу ходатайства Божией Матери за род человеческий).
I. Настоящий день приснопамятен для церкви и отечества нашего по следующему великому историческому событию.
В конце 14 столетия по Р. Христове, в глубине Азии один отважный военный предводитель, по имени Тамерлан, успел многочисленные татарские племена соединить под своим управлением в одно громадное полчище, чтобы с этим полчищем покорить все царства. Действительно, пред напором диких выходцев азиатских степей ни одно из бывших тогда государств не могло устоять. Подобно саранче, татары, предводительствуемые свирепым Тамерланом, сокрушали все, попадавшееся им на пути. Тысячи цветущих городов Азии обращены были ими в пепел и многолюдные государства сделались пустынями. Тамерлан, названный современниками бичем Божиим, подвигался все более и более к Европе и прежде всего обратил свой хищнический взор на отечество наше. В 1395 году он вступил в пределы России, с целию покорить Московское государство. Все пришли в ужас, услышав о нашествии беспощадного и несокрушимого врага, уже достигшего берегов Дона и ознаменовавшего свой путь кровию и опустошением городов и селений русских. Бывший в то время великий князь московский Василий Дмитриевич выступил с своим войском на встречу врагу и остановился на берегу Оки близ Коломны. Но не на свою силу уповал благочестивый князь, а единственно ожидал спасения от Господа, пребывая с войском своим в непрестанной молитве. Благочестивый князь всем заповедал молиться об отвращении нашествия страшного врага. Во всем московском государстве, особенно в первопрестольном граде Москве, народ с утра до вечера пребывал в храмах, совершая молебствия о князе и его воинстве. Особенно наступивший пост пред праздником Успения Божией Матери был посвящен самому строгому воздержанию, самым усердным молитвам и покаянию, для умилостивления гнева Божия. Среди наступавшего бедствия предки наши не могли забыть древних милостей Божиих, которые многочастно являемы были отечеству нашему заступлением Богоматери, Защитницы рода христианского. В то время, в пределах московского государства, в городе Владимире была чудотворная икона Божией Матери, писанная, по преданию, евангелистом Лукою и прославленная многими чудодейственными знамениями. По воле великого князя и митрополита Московского Киприана, для ограждения от угрожающего бедствия и утешения скорбящих граждан столичного града, эта чудотворная икона была принесена из Владимира в Москву. Пред стенами города, где ныне стоит Сретенский монастырь, на месте, в то время называемом Кучковым полем, чудотворная икона была встречена духовенством и всеми гражданами. Все молились со слезами и падали на колена, не переставая взывать: «Матерь Божия! спаси землю Русскую». И не вотще была эта прилежная всенародная молитва граждан московских. В тот же самый день, как совершалась эта умилительная встреча в Москве чудотворной иконы Владимирской, Тамерлан, без всякой видимой причины, при достижении уже цели своего отдаленного похода и к немалому изумлению своих полководцев и войска, надеявшихся на большую добычу от грабежа столицы, приказал своим полчищам немедленно отступать. Летописец объясняет, что непобедимый завоеватель был побужден к столь поспешному отступлению грозным видением ему Божией Матери, в виде дивной Жены, окруженной толпами молниеносных воинов, преграждавших Тамерлану путь. Современные историки приводят другие причины отступления Тамерлана от Москвы. Но какие бы ни были причины бегства Тамерлана из России, благочестивые предки наши совершенно верно признавали в этом событии непосредственное действие державного промысла Божия, молитвою и заступлением Богоматери проявившего Свою спасительную силу к ограждению веры православной в отечестве нашем, как раз в ту минуту, когда оно находилось на краю гибели.
По истечении почти пяти столетий, это древле бывшее явление милости Божией столь же живо сохраняется в воспоминании нашем, ежегодно оживляемом церковным торжеством крестного хода из Кремля в Сретенский монастырь, сооруженный в память сказанного события.
II. а) Возблагодарим, братие, Царицу небесную за столь великие благодеяния, явленные к утверждению и возвеличению отечества нашего, приведенного к своей славе путем тяжелого испытания, единственно державною десницею Божиею. Будем всегда обращаться к Пречистой Матери Божией, да милует и спасает нас божественная Любовь на всех путях жизни нашей.
б) Напечатлеем, слуш. глубже в умах и сердцах наших ту отрадную истину, что Пресвятая Богородица, так многократно и многообразно являвшая предкам нашим чудную Свою помощь во времена различных бедствий, всегда готова оказать и каждому из нас таковую же помощь, если только мы будем прибегать к Ней с теплою молитвою и покаянием. Никто скорее не подвигнет Господа на милость, как Пресвятая Богородица. Нет никого сильнее, чтобы утолить праведный гнев Его, как Она, всемощная Ходатаица! Просите, братие, помощи во всяких нуждах у сей щедроподательной Матери. «Всем бо предстательствует Благая, прибегающим с верою в державный покров Ея».
Для утверждения нашей веры во всесильную помощь заступницы рода христианского приведем себе на память и следующия весьма утешительные слова св. Дмитрия ростовского о важности и необходимости заступления Девы Марии. «Когда праведный Судия восхотел наказать весь мир водами потопа, тогда оставил одно прибежище спасения для всех видов животных – ковчег Ноев, и кого не было в сем ковчеге, все погибли, а всякий, кто был в нем с патриархом Ноем, спасся от потопной смерти. Подобным образом тот же нелицеприятный Судия, уготовляя вечное наказание грешникам по кончине мира потопом огненным, дал всему роду человеческому одно изряднейшее прибежище спасения – Пречистую Деву Марию, простирающую над нами покров милосердия Своего, и кто прибегает под кров Ея, тот удобно может спастись, а кто не хочет прибегать под кров сей, несомненно погибнет в вечноогненном озере».
«Но боюсь, скажу словами того же святителя, чтобы Дева Мария не сказала о нас, новом Израиле, то же самое, что сказал Сын Ея и Бог о ветхом Израиле (т. е. еврейском народе): «Иерусалим, Иерусалим, избивший пророков и камнями побивший посланных к тебе! Сколько раз Я хотел собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья; но вы не захотели». Ибо многие из нас, быть может, имеют мало усердия, чтобы прибегать под кров благоутробия Девы Марии, а некоторые, быть может, и совсем не прибегают».
в) С другой стороны было бы оскорблением для Богоматери думать, что Она покровительствует всем одинаково. Спасает Она и злых, но только в том случае, если они, «подобно животным в ковчеге, переменят ярость свою на кротость: ибо в ковчеге не терзал лев оленя, ни ястреб голубя, ни волк овцы, ни медведь коровы, но все стояли кротко: так и грешные люди должны изменить свой нрав под кровом Владычицы нашей, чтобы спастись от временной и вечной погибели».
III. Не лиши же нас, Мати Божия, по нашим великим прегрешениям тех великих и богатых милостей, какими Ты осыпала наших отцев и православное отечество наше во все времена его христианской жизни! (Свящ. Гр. Дьяченко).