Источник

Двадцать второй день.
[Поучение 2-е.] Св. муч. Евлалия дева.

(Пойдем ко Христу!)

I. Св. Евлалия, память коей вместе с муч. Агафоником, Зотиком и др. совершается ныне, была дочь благочестивых родителей, живших в Испании, в селении близ нынешняго города Барцелоны. С самого детства ее была она так твердо воспитана в христианской вере, что уже в 14-ти летнем возрасте оказалась созревшею для мученического подвига, дабы чрез него отойти к своему небесному Жениху.

В 303-м году, когда происходило гонение на христиан при императорах Диоклитиане и Максимиане, Евлалия услышала, что и в их город прибыл игемон Дакиан, по повелению которого розыскиваются и предаются истязаниям христиане, которые отказываются от участия в идольских жертвоприношениях. Тогда Евлалия, ночью, не предупредив даже своих родителей, отправилась в город. Приближаясь рано утром к городским воротам, она услышала голоса вестников, созывавших народ на позорище, которое предстояло верным исповедникам Христа. Стремительно пробравшись через толпу народа, она подошла к игемону и сказала ему: – «Судия неправедный! Ты сидишь на высоком месте, но не боишься Бога, Который выше всех! Разве ты сидишь здесь для того, чтобы губить невинных людей, проливать невинную кровь христиан?»

Поражен был игемон неустрашимостью молодой исповедницы: он стал уговаривать ее поберечь себя, отречься от веры во Христа, но когда увидел, что все увещания его напрасны, то приказал предать ее истязаниям. Она же, как бы и не чувствуя страданий, вся углубилась в молитву и, наконец, воскликнув: «Господи Иисусе Христе! Услышь молитву мою, успокой меня с Твоими избранными в царствии Твоем!» предала Богу свою душу.

К телу мученицы приставлена была стража, чтобы христиане не похитили его.

Между тем родители Евлалии розыскивали исчезнувшую дочь... Придя в город, они услышали о том, что она совершила, и увидели ее мертвую, привязанную к дереву. Невольно плакали они, смотря на нее издали, и вместе с тем чувствовали неизъяснимую радость при виде их дочери-мученицы... Через 3 дня христианам удалось приобрести останки святой мученицы и предать их христианскому погребению.

II. Св. мученица Евлалия, едва достигнув 14-ти летняго возраста, настолько созрела в духовной жизни, настолько укрепилась в святой любви ко Христу, небесному Жениху ея, что, оставив дом, родителей и все мирские привязанности, она пошла ко Христу, Царю и Богу, не убоявшись самых лютых мучений.

а) Братия христиане! Пойдем и мы ко Христу не путем мученического пролития крови за Христа, что теперь и не требуется от нас, а путем послушания заповедям Его, чрез живую и деятельную веру в Него, любовь к Нему и надежду на Него.

Обремененные грехами, пойдем к Господу нашему И. Христу, Который Сам зовет нас: «приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас» (Матф. 11, 28). Он, Всесвятый и Всемилостивый, не отгонит от Себя никого, приходящего к Нему: Он и в мир сей приходил не для праведников, но именно для спасения таких грешников как мы. Пойдем и припадем к Нему, и слезами и рыданием скажем Ему: «Господи! спаси нас; погибаем» (Матф. 8, 25).

Пойдите к Нему вы, труженики мысли, мученики знания, ищущие истины с такою ревностью и усилием, что нередко пропускаете ее между глаз, не надеясь, чтоб истина была так проста, ясна и близка. Пойдем к Нему: «Он – путь и истина и жизнь» (Иоан. 14, 6). Не хвалитесь вашею мудростью, но сами признайте ее юродством пред Богом. Если вы, из страха, еще не решились идти к Нему явно, то, подобно Никодиму, идите к Нему хоть тайно, украдкою от собственных ваших сомнений и предубеждений. Он и вас, как Никодима, научит тайне возрождения. Тогда уже и вы, подобно Никодиму, не убоитесь, но за блаженство для себя почтете погребсти Его... в собственном вашем сердце. Бросьте ложный стыд и ложную гордость; сложите все ваше высокоумие со всеми сомнениями у пречистых ног Его. Он зовет и ожидает вас; Он разрешит и упокоит все тревожные думы вашего разума.

Пойдите к Нему вы, несчастные братья, неверующие и маловерующие! Вы сами знаете, что ваше состояние – самое тяжкое изо всех несчастных состояний на свете. Для вас во всей природе нет ни одной твердой точки опоры; вы – сироты в стране бытия... Заплачьте пред Господом Иисусом; расскажите Ему о вашем безотрадном состоянии. Он примет вас и успокоит вас.

Пойдите к Нему вы, болящие душою и телом, печальные, плачущие, нищие, разлученные, гонимые, оклеветанные, обиженные, сидящие в темницах, осужденные и ожидающие смерти! Он давно уже назвал вас братьями Своими. Он всех вас облегчит и успокоит. Нет такого горя на свете, в котором Он не мог бы утешить вас. Под защитою Господа Иисуса Христа самая смерть для истинного христианина уже не имеет ничего ужаснаго. «Где твое, смерть, жало? где твоя, ад, победа?» (1Кор. 15, 55). Если мы пойдем и посреди сени смертной, мы и там с Господом И. Христом ничего не убоимся: и там дивно сохранит нас Божественная десница Его!

б) Каким же путем можно прийти к Нему?

Пойдем, любезные братья и сестры, в православную Христову церковь. Он там. Это самый кратчайший и верный путь к Нему. Слышите ли призывание священнослужителя Его: «со страхом Божиим и верою приступите?» Это – к Нему зовет нас служитель Его. Сам Спаситель наш видимым образом присутствует здесь в Божественом таинстве евхаристии. Здесь честная кровь и честное тело Его... Содрогнись, христианская душа, от такой страшной и любвеобильной близости Господа твоего, Который говорит: «ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем» (Иоан. 6, 56). Боже наш! Да излиется в благодарных слезах вся наша душа пред Тобою за Твои великие благодеяния, за то, непостижимое умом, но чувствуемое сердцем, обожение, которого Ты удостоиваешь человеческое естество наше! – Вкусивши и видевши, сколько Ты благ, мы ли будем удаляться от Твоей церкви, чрез которую мы приходим к Тебе? Мы ли будем редко посещать Твой храм, из которого льется столько благодати, озарения и спасения на всю нашу жизнь от колыбели до гроба? Мы ли променяем молитвенное присутствие при богослужении на какие-либо игрища и мирские забавы? Мы ли будем стоять в Твоем храме рассеянно, гордо и невнимательно, не участвуя духом нашим в священных песнопениях и чтениях, которые, с курением фимиама, восходят от земли на небо?..

Но Господь не только в храме, но и вне храма: проникнемся этим чувством вездеприсутствия Божия.

Смотрите: еще ветхозаветный праведник как живо чувствовал близость Господа. «Предзрех», говорит он, «Господа предо мною выну» (всегда), «яко одесную мене есть» (Псал. 15, 8); я вижу Господа всегда пред собою, – Он всегда стоит возле меня. Братие мои! Это сущая действительность. Мы окружены невидимым для нас миром духовным; на нас устремлено всевидящее око Господа; мы ходим в присутствии Его; каждый шаг наш, каждое помышление и намерение наше Он видит. При Нем стоит пречистая Матерь Его, Креститель и Предтеча Его; окружают Его ангелы и архангелы, лик пророков, апостолов, мучеников, исповедников и всех святых, от века благоугодивших Ему. Все они смотрят на нас, соболезнуют нам, любят нас, молятся о нас. Падем во прах пред Господом и святыми Его и возопием сердцем и устами: Господи, помилуй нас! Пресвятая Богородице, спаси нас! Святые все, молитесь Богу о нас грешных! Прежде даже до конца не погибли мы в своих грехах, спасите нас! Пусть такая молитва не расстается с нашим сердцем и мыслию – и дома, и в пути, и в уединении, и в обществе. Молитву нашу будем сопровождать самым осязательным знаком присутствия силы Божией – крестным знамением. Знамение честного креста, производимое с верою и любовью, совершает великие чудеса вездеприсущего нам милосердия Божия. Силу святого креста знает история и ад! (См. № 184 Афонск. листка).

III. Сохраним же навсегда в нашем сердце сознание божественной силы и вездеприсутствия Господа и будем жить постоянно в присутствии Его, «яко одесную» нас «есть». – Чувствуя близость Господа, мы не пойдем туда, куда бы Он не пошел с нами, и не будем делать того, чего бы Он не сделал. Стопы наши, т. е. вся наша жизнь, будут тогда направлены по слову и по закону Его (Псал. 118, 183). Тогда и Он, всесвятый и многомилостивый, приидет к нам и в нас сотворит обитель для Себя купно со Отцем и Святым Духом (Иоан. 14, 23), Ему же честь и слава во веки веков. Аминь. (Сост. Г. Д-ко по указ. источн.).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle