Источник

Двадцать первый день.
[Поучение 2-е.] Преподобный Авраамий смоленский.

(О зависти).

I. Преподобный Авраамий, смоленский чудотворец, память коего совершается ныне, родился в Смоленске. В отрочестве он избегал детских игр, любя больше посещение храма Божия. А когда достиг совершеннолетия, то от брака отказался, потому что он имел расположение больше к иноческой жизни. Родители его вскоре умерли. Авраамий роздал имущество после них церквам и бедным, а сам стал носить самое бедное одеяние, и молил Бога указать ему путь спасения. Сделавшись затем иноком, он возлюбил духовное чтение и ревностно читал жития святых, особенно творения св. отцев: Златоустаго, Ефрема Сирина и других. «Жизнь земная, – говорил он, – война, а для войны нужны оружия, нужны познания опытныя: так для брани духовной нужно учиться многому у опытных св. мужей; нужно от них узнать, какое духовное оружие полезно в каком случае; от них же можем хорошо узнать и врагов наших». Будучи посвящен в священный сан, он со дня своего посвящения до самой кончины добровольно не пропускал ни одного дня без совершения божественной службы. Долгое время ничего не возмущало покоя душевного подвижника Христова. Наконец он подвергся зависти людской, от которой много и долго пришлось ему страдать. Настоятель монастыря поручил ему должность духовника, – к нему стали приходить и духовные, и миряне, чтобы послушать его богомудрых наставлений в духовной жизни. Целыя тошы народа собирались к нему. Это-то и было причиною тех гонений, которым подвергся он со стороны завистников. Злые люди возносили на преподобного разные клеветы и делали ему разные неприятности, вооружили против него самого настоятеля монастыря, и добились того, что он запретил ему беседовать с народом. Преподобный принужден был удалиться в Смоленск – в один бедный монастырь Св. Креста. Народ и здесь нашел любимца своего и целыми толпами стал собираться к нему послушать его добрых наставлений. Монастырь стал обогащаться. Наставления преподобного сильно действовали на сердца его слушателей особенно потому, что им соответствовала жизнь его. А жизнь он проводил необыкновенно строгую, пост его был чрезвычайный, не только вина никогда не вкушал, даже и воду пил в меру, – от того вид лица его был бледный и тело необыкновенно сухое. Одежда его была, как и в мирском его звании, самая скудная и ветхая. Враг рода человеческого не мог выносить всего этого, и здесь восстал на него чрез завистливых людей. Многие из мирян и из духовных позавидовали славе преподобного и стали распускать молву, будто Авраамий проповедует еретическое учение и совращает в свое лжеучение молодых людей, живет нечисто, прикрывая темные дела наружною святостию. Такие толки дошли до епископа. Весь город пришел в волнение, все стали совещаться, чем бы наказать Авраамия. Некоторые советовали сослать его в заточение, другие – сжечь на костре, третьи говорили, что нужно Авраамия водить по городу с побоями и затем утопить в реке. Наконец над Авраамием был учрежден из духовных лиц на владычном дворе суд. Послали за обвиняемым. Авраамий в это время молился. С бранью и безчестием повели его к епископу. Авраамий молчал и всю дорогу молился. Спокойно он предстал на суд. В это время одному иноку, по имени Луке, совершавшему в келлии девятый час молитвы, был слышан голос об Авраамии, что его невинно ведут на суд. Лука поспешил на суд, вздумал было защищать преподобнаго, но его не послушали. Хотя ни одна клевета, ни один донос на него не оправдались, – все-таки для общего успокоения умов преподобный был осужден, – ему запрещено было совершать богослужение и беседовать с народом. Но Сам Господь вступился за беззащитного и вразумлял его клеветников: появилась засуха, бездождие. Напрасно совершались молебствия, ничто не помогало. Одних из обвинителей преподобного Авраамия постигли болезни, другие были поражены внезапною смертию. Сам же преподобный все переносил безропотно и свое дело предавал суду Божию. «Бог им судия», говорил он про своих врагов. Сознал свой грех и епископ. Он теперь призвал всех игуменов и священников города и строго запретил им еще чем-нибудь оскорблять Авраамия. Наконец призвал к себе и самого Авраамия, раскаялся пред ним в неправильном осуждении его, разрешил ему священнодействовать и просил его молитв о городе, чтоб прекратилась засуха и бездожие. Преподобный смиренно просил молитв самого епископа. Наконец удалился в свою келлию и предался всеусердной молитве. Господь внял его молению, – пошел вдруг обильный дождь, и засуха кончилась. После этого все убедились в силе молитв праведника, в искреннем благочестии его, и стали высоко уважать Его. Епископ Игнатий сделал Авраамия настоятелем новоустроенного им монастыря в честь «Положения ризы Богоматери». Преподобный Авраамий в иночестве подвизался 50 лет и после краткой болезни мирно предал душу свою Богу в 1220 году. Мощи его во время польского нашествия были сокрыты, но где, – осталось неизвестно.

II. Из жизни св. Авраамия мы видим, что он почти во всю свою жизнь терпел гонения от завистливых людей.

Братие! Если вы замечаете в себе хотя только одну склонность к зависти, не давайте усиливаться и укореняться в себе этой страсти. Подумайте: «какой великий грех завидовать другим».

а) Кто завидует другому, тот явно показывает, что он не желал бы видеть в счастии и благополучии этого человека. А не желать своему ближнему добра, не содействовать ему в достижении его благополучия – это верх нечестия. Такой человек как может сказать о себе, что он любит ближняго своего? Нет, он не ближняго своего любит, а себя самого, он себе одному желает счастия, за себя одного способен радоваться. «Но не любяй в смерти пребывает», говорит апостол.

б) Что еще обнаруживает завистливый? Он обнаруживает недовольство своим состоянием. Кто вполне доволен тем, что имеет, тот не станет, тому и нужды нет завидовать другому, – следовательно, завистливый показывает, что он неблагодарен Богу за то, чем Он его наградил, что он достоин не того, что имеет, а гораздо большаго, как будто Бог несправедлив и не по правде воздает каждому. Итак, зависть открывает в человеке еще два великих порока: ужасную неблагодарность к Богу и безумную гордость. Но стоит только припомнить участь гордого и неблагодарного народа еврейского, чтобы понять, какие великие грехи – неблагодарность к Богу и гордость.

в) А как вредит зависть нам в нашем собственном благополучии!

Она лишает мира душевнаго, спокойствия и радости сердца.

Она и здорового человека делает больным, и в счастии несчастливым. Она иссушает тело, искажает доброту лица, делает взор злобным.

Она поселяет смуты, неудовольствия. Она совершенно расстраивает добрыя отношения даже между близкими родными, она часто совсем разлучает людей бывших в самых близких отношениях. И вот те, которые бы должны руководствоваться духом любви, живут во зле.

Мало того, от зависти можно дойти и до убийства. Вспомним Каина, Саула, недоброжелателей Даниила. А ныне сколько от зависти расстроено семейств, сколько делается вреда ближнему!

г) Припомним, братие, «совет св. Василия Великого» о том, как побеждать зависть, – эту величайшую мерзость нашего сердца. «Если прозришь рассудком выше человеческого, говорит великий учитель веры и благочестия, не будешь ничего земного почитать великим и чрезвычайным: ни того, что люди называют богатством, ни увядающей славы, ни телесного здоровья; если не будешь поставлять блага для себя в преходящих вещах, а устремишь взор свой к истинно прекрасному и похвальному, к достижению благ вечных и истинных, то будешь далек от того, чтоб достойным ублажения и соревнования признать что-нибудь земное и тленное. А кто таков, и не поражается мирскими величиями, к тому никогда не может приблизиться зависть». (Тв. IV. 188. 190).

III. Господи! молитвами преподобного Авраамия искорени в нас зависть, насади в нас любовь, дай нам плач о грехах наших, да спасемся этим плачем от плача бесполезнаго, неутешнаго, который ждет завистников и всяких нераскаянных грешников в той жизни. (Сост. Г. Д-ко с дополн. по поуч. свящ. П. Шумова).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle