Месяц август
Двадцатый день.
Поучение 2-ое. Св. прор. Самуил.
(Против неблагочинного поведения детей в храме Божием).
I. Св. ныне прославляемый пророк Самуил был еще от чрева матери предуказан Богом, как судия и первосвященник народа израильского. Отец его Елкан имеет двух жен Анну и Феинану. Последняя имела детей, а Анна была неплодна. А неплодство женщины считалось большим позором у евреев, поэтому и Анна терпела поношение. Каждый год Елкан со всем своим семейством отправлялся в город Силом, где была скиния и ковчег завета и куда для принесения жертвы стекались все племена израильския. Однажды после принесения жертвы Феинана укорила Анну за неплодство; та в глубокой горести пришла в скинию (переносный храм у евреев) и пламенно молилась Богу, да отымет Он поношение безчадия, обещая рожденное дитя, если оно будет мужеского пола, посвятить на служение Богу. Молитва Анны исходила из глубины сердца и выражалась только в движении уст, голоса же не было слышно. Бывший в то время первосвященник Илий, посмотрев на Анну, подумал, что она пьяная, и сказал: «выйди из святого места и протрезвись». Анна отвечала ему: «никогда не вкушала я ничего опьяняющаго, но в скорби души моей я изливаю пред Богом свою молитву о снятии с меня поругания за безчадие». Илий, по внушению от Бога, сказал скорбящей Анне: «иди с миром, Бог исполнит прошение твое». Она успокоилась и возвратилась домой с твердою надеждою на обетование Божие, которое скоро и исполнилось. Неплодство Анны разрешилось: она зачала и родила сына, которого назвала «Самуил», что значит испрошенный у Бога. По истечении трех лет от рождения Самуил был отведен в Силом и там, по обету матери, оставлен для служения при скинии. В то время также при скинии жили дети первосвященника Илия Офни и Финеес. Пользуясь слабостию престарелого родителя, они потеряли всякое уважение к святыне, не имели страха Божия, вели себя безчинно в доме Божием. Бог вразумляет первосвященника Илия сначала чрез одного пророка, потом чрез прор. Самуила, который не следовал примеру развращенных товарищей своих, но исполнял свои обязанности при скинии с благоговением, потому и угоден был пред Богом и людьми. Однажды Самуил спал в скинии и услышал голос: «Самуил, Самуил!» Подумав, что его зовет Илий, он подошел к нему, но первосвященник сказал, что он его не звал. Это повторилось в другой раз и потому Илий, предугадывая призвание Божие, велел Самуилу, если он еще услышит голос, отвечать: «слышит раб Твой, Господи!» Когда на таинственный голос в третий раз Самуил откликнулся так, как был научен Илием, Бог открыл ему приближающуюся казнь на дом Илия за неблагочиние детей его. Самуиль откровенно сказал Илию то, что ему открыл Господь, но он попрежнему оставался беспечен в исправлении своих развращенных детей. Вскоре, действительно, наказание Божие постигло все семейство первосвященника. Когда на израильтян напали враги Филистимляне, то Илий, для большего успеха в победе, отпустил в войско ковчег завета с своими сыновьями, но и святыня не помогла; ковчег завета был взят в плен, израильтяне были побеждены и сыновья первосвященника были убиты. Услышав об этом, Илий упал со стула и тут же умер; также внезапно умерли и остальные члены семьи. Так истребился род первосвященника Илия; вместо Илия впоследствии был избран Самуил, который восстановил благочестие в народе израильском, управлял израилем до глубокой старости и помазал на царство, по повелению Божию, первых царей израильских – Саула и Давида. (См. «Воскр. день» за 1894 г.).
II. Из этого рассказа вы, братия христиане, видите какая строгая кара постигает детей, неблагочинием в храме Божием оскорбляющих Бога! А кто виноват в неблаговоспитанности детей? Конечно, родители, которые с ранних лет не вкоренили в сердца детей страха и благоговения к Богу. Поэтому и гнев Божий постигает, как мы видели, не только дурных детей, но и родителей их. Да это и понятно: ведь, дети все хорошее и дурное перенимают главным образом у родителей. Каковы родители, таковы по большей части и дети. Если родители сами не любят ходить в храм Божий, а занимаются в праздники какими-либо пустыми делами, то нельзя ожидать, чтобы и дети их шли с охотою в храм Божий; если и придут подобные дети в церковь, то стоят в ней нескромно, безчинно, зная, что за ними не следят их родители. Нет, родители, старайтесь учить детей страху Божию с ранних лет. Если кто в молодости нехорош, после исправить трудно. Притом же старайтес учить их не словом, убеждением только, а главным образом собственным примером, потому что добрая ваша жизнь убедительнее всяких слов. При этом помните, что за небрежное воспитание детей вы дадите строгий ответ Богу; напротив, если дети ваши будут благовоспитаны, то вы пред лицом Господа с радостью скажете: «вот я», «Господи, и дети мои, которых Ты мне дал».
III. Итак, пусть же родители приучают своих детей входить в храм Божий и стоять в нем с верою, благоговением и страхом Божиим, словом, стоять «добре», как и приглашает к сему св. церковь нарочитыми возгласами. (Состав. по указ. источн.).