Месяц август
Девятнадцатый день.
Поучение 3-е. Св. муч. Андрей стратилат.
(Как мирянину можно спастись?)
I. Св. муч. Андрей, замученный за Христа при императоре Максимилиане, жестоком гонителе христиан, был стратилатом, т.е. военачальником. Но высокое воинское звание не препятствовало ему получить спасение. Это указывает на ту истину, что и мирянину среди его житейских занятий спастись можно. Для сего не нужно идти непременно вам в монастырь или пустыню.
II. Бог премилосердый соделывает наше спасение православною верою, добрыми делами и Своею благодатию. Православная вера есть та, которую содержит едина святая, соборная и апостольская церковь восточная; без сей веры православной никак нельзя никому спастись. – Добрыя дела – это евангельские заповеди, без исполнения которых, как и без веры, также невозможно никому спастись. Вера православная без добрых дел мертва, и дела добрыя без веры также мертвы. Желающему спасения необходимо иметь и то и другое вместе: и веру православную с добрыми делами, и дела добрыя с верою православною, и тогда, при помощи благодати Божией, споспешествующей добрым делам его, он спасется по слову Христа, рекшаго: «без Мене не можете творити ничесоже». И должно знать, что Христос Спаситель, Истинный Бог наш, Который хощет всем человеком спастися, поставил в закон добрыя дела, то есть Свои спасительные заповеди евангельския, равно всем православным христианам, как монахам, так и мирянам, живущим с женами и детьми, и требует от всех православных христиан самого прилежного их исполнения; потому что Его св. заповеди не требуют больших трудов телесных, а одного доброго произволения души: «иго» бо святых Его заповедей «благо и бремя» делания их «легко есть». Св. заповеди Христовы, при помощи благодати Божией, легко может исполнять всякий православный христианин, какого бы он ни был звания, пола и возраста: и старый и юный, и здравый, и в немощи лежащий, лишь бы было к тому расположение души. Посему-то те, кто преступает их и не кается, в страшное второе пришествие Христово будут осуждены вместе с бесами на муку вечную. – Св. заповеди евангельския, наипаче же главнейшие, столь необходимы для спасения, что если одной какой-либо не достает у человека, то и спасения души не бывает.
Таковы заповеди о любви к Богу и ближним, о кротости и смирении, о мире со всеми и терпении, о том, чтобы от сердца прощать ближнему обиды, никого не осуждать, не иметь ненависти, любить врагов, творить по силе милостыню и душевную и телесную, и понуждать себя со всем усердием исполнять все прочия заповеди Христовы, во св. Евангелии написанныя.
Больше всего нужно любить Бога, т.е. всем сердцем своим, и всею душею своею, и всею крепостию своею, и всем помышлением своим, и ближняго своего как самого себя, и подражая кротости Христовой, до крови подвизаться противу «страсти гнева».
А жить в мире со всеми столь необходимо, что Господь счел нужным не раз повторить Своим св. ученикам и апостолам: «мир вам; мир оставляю вам; мир Мой даю вам». И где мир Христов, там и Сам Христос; а если в душе нет мира, то нет там и Христа.
И терпение необходимо для спасения. Христос говорит: «в терпении вашем стяжите души ваша»; а терпеть надобно не до известного только времени, а до самой смерти: «претерпевый до конца, той спасен будет».
Кто от всего сердца прощает ближнему согрешение его, тому и Бог прощает согрешение его.
Кто не осуждает ближняго, тот и сам не будет осужден от Бога. И все прочия заповеди евангельские желающий спасения должен блюсти как зеницу ока.
А смирение, которое есть основание всем заповедям евангельским, так необходимо для спасения, как дыхание для жизни: как без дыхания нельзя жить, так без смирения невозможно спастись. Различным образом спасались святые Божии, но без смирения никто из них не был спасен, да и невозможно это. Посему, кто хощет спастись, тот от всего сердца должен считать себя пред Богом за грешника, самого грешного из людей, хуже всякого создания Божия, вменять себя за прах и пепел и в тайне сердца своего укорять себя за все, и винить только себя одного во всяком согрешении своем.
III. Исполняя таким образом в смирении сердца все заповеди евангельские и церковныя, часто исповедываясь и приобщаясь св. Христовых таин, молясь Богу с сокрушением сердца о прощении грехов своих, человек сподобляется милости Божией и прощения грехов, и посещает его благодать Божия и спасается он милостию Божиею несомненно.
Итак, в миру можно спастись; везде примет нас Бог, лишь бы мы жили право, по закону Божию. Не спасут нас черные одежды и не погубят белыя, только бы дела наши были угодны Господу Богу. Итак, если ты богат, то спасай себя молитвою и милостынею, читай чаще святыя книги и живи так, как они велят. Если же ты беден, то своими руками добывай себе хлеб, и своих семейных питай от труда рук своих. Берегись воровства и всякого греха. Благодари Бога и за то самое, что ты трудишься пред Богом не ради богатства, а по нищете своей, сохраняя себя в чистоте и прочих добродетелях, и ты получишь за сие от Бога двойную награду. Ведь Сам Господь сказал: «кому много дано, от того много и взыщется». А твой один ломоть хлеба, поданный такому же, как ты, убогому, Бог, может быть, оценит дороже многих жертв, приносимых богатыми. Помни, ведь не монахам сказано будет на страшном суде: «наг бех и не одеясте Мене, странен и не введосте Мене, болен и не посетисте Мене»... Монахам запрещается без крайней нужды из монастыря выходить даже и из келлии. И не пустынникам скажет Господь: «в темнице бех и не посетисте Мене»... Это сказано будет Господом тем, кто в мире живет. – Если кто будет злословить тебя, не позволяй слову гневному исходить из уст твоих. Если кто будет обижать тебя, не поропщи на него, не противоречь ему. Молись Богу за такого человека, чтобы он помирился с тобою. Постись больше постом духовным, нежели телесным. Не порадуйся, когда враг твой будет в несчастии. Не поскорби, если увидишь брата твоего богатеющим. Пусть каждый час исходит имя Господне из самого сердца твоего; ешь ли, пьешь ли, или что другое делаешь, всегда говори: «Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!» Только делай это в тайне, чтобы никто не заметил. Бойся, чтобы лукавый не посеял тебе в сердце пагубного самомнения. Если помысл скажет тебе: «вот, ты уж угодил теперь Господу Богу», – то ты вспомни грехи свои прежние. А если он будет напоминать многое множество грехов твоих и внушать: «много ты-де нагрешил, нет тебе прощения», – ты не слушай его, а скажи: «Господь мой Иисус Христос затем и пришел, чтобы грешников спасти». Живи так и спасешься благодатию Христовою. (Сост. Г. Д. по соч. Паисия Величковского и Прологу, сн. № 102 Тр. листка).