Источник

Девятнадцатый день.
Поучение 2-ое. Празднование Донской иконе Божией Матери.

(Происхождение церковной песни: «Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, присноблаженную и пренепорочную, и Матерь Бога нашего!» с нравственными уроками).

I. В день прославления Божией Матери, честнейшей херувимов и славнейшей без сравнения серафимов, как поется в известной церковной песни, уместно будет, братие, побеседовать с вами о происхождении этой священной песни. Как часто слышим мы эту священную песнь в честь Пресвятыя Богородицы: она поется ежедневно за богослужением. Но не только мы – грешные прославляем Богородицу, Ее прославляют небожителя, ангелы и все небесные воинства, потому что Она «честнейшая херувимов»; и замечательно, что ту же песнь, которою мы прославляем Матерь Божию, воспевают ангелы Божии на небе.

В одной келлии на св. горе Афонской подвизался с своим послушником один старец священноинок. Однажды пожелал он выслушать всенощное бдение под воскресный день в соборе и пошел туда, а ученик его остался дома. Настала ночь и вот юноша слышит стук в дверь. Отворяет и видит незнакомого странника-монаха. Он вводит его в келлию и оставляет на ночлег. Между тем настало время службы Божией и оба они – и хозяин и гость, с благоговением начали в ночной тишине славословить Господа. Тихо текла своим порядком их всенощная служба; пришло время величать Пресвятую Деву Богородицу и славить честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, и вот они стали пред иконою Ея и начали песнопенье... Инок-хозяин, полный сердечного умиления и благоговения ко Всепетой, трогательно запел: «Честнейшую херувим и Славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова Рождшую, сущую Богородицу Тя величаем». Но дивный гость сладким ангельским голосом начал: «Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего», – а к этому уже прибавил и «Честнейшую» до конца. – «Чудно!» – воскликнул до слез растроганный новою песнию инок: «но мы поем только «Честнейшую»... А такой песни «Достойно есть» до сей поры никогда не слыхали и не только мы, но предки наши. Впрочем, умоляю тебя: напиши мне эту песнь, чтобы и я мог так же, как ты, величать и славить Богородицу». «Хорошо, сказал незнакомец, дай мне бумаги и чернил, я напишу тебе эту песнь для памяти». – «Прости, брате, с прискорбием отвечал инок гостю: занимаясь молитвою и рукоделием, мы редко в них нуждаемся, и потому сейчас нет ни того, ни другого». – «Так принеси мне хотя какую-нибудь каменную плиту», сказал гость. Инок-хозяин сейчас же принес и подал ему плиту, а тот своим перстом начал писать на ней всю упомянутую песнь, и – о чудо! как воск смягчился камень под рукою старца-посетителя: его пишущий палец глубоко врезывался в камень, и слова четко и ясно отпечатлевались на плите. Окончив писание, таинственный гость подал хозяину камень и сказал: «отныне навсегда так пойте и вы, и все православные христиане», – сказал и как молния вдруг исчез... Это был архангел Гавриил, посланный от Бога возвестить христианам сложенную ангелами песнь в честь Матери Божией. Радость и трепет объял смиренного инока-юношу, долго он, пораженный чудом, с благоговением стоял пред начертанными рукою архангела словами и, не доверяя себе, ощупывал их руками, перечитывал и заучивал наизусть. На рассвете возвратился старец и застал своего ученика поющим новую песнь. «Где ты так петь выучился?» – спросил он ученика, удивленный его пением. Ученик рассказал ему все, что случилось, показал и на самую доску с чудесным начертанием на ней песни: «Достойно есть»... С изумлением смотрел старец на эту исписанную неземною рукою каменную плиту, много раз перечитывал священную песнь и наконец, взявши камень, представил его на рассмотрение целого собора старцев и рассказал все подробности этого события. Тогда все прославили Господа и воспели Пречистой Его Матери новую песнь. Св. икону, пред которой архангел воспел эту песнь, стали называть ««Достойно есть»«, эта икона и по сие время находится на Афонской горе.

II. а) О, воистину достойно есть величати Богородицу!

Пресвятая Дева Мария, будучи подобною всем смертным, сделалась Материю Божиею, бессеменно зачала, носила во чреве и родила Бога, Творца и Вседержителя.

Она, по успении Своем, взошла на небо и, как Матерь Божия, вознеслась превыше всех сил небесных, сделалась Госпожею и Владычицею мира; Ее славят, Ей поклоняются архангелы и ангелы, херувимы и серафимы.

Ее слушает, Ей повинуется вся тварь видимая и невидимая. Как нам, христианам, не ублажать, ежечасно даже, Пресвятой Девы Марии, когда Сам Господь благоволил вселиться во утробу Ея, и вследствие этого кто теперь ближе Ея к Сыну Божию, чтобы ходатайствовать пред Ним о нас грешных?

Кто наконец и любит нас больше Ея? Чудеса милостей Ея неисчислимы. Скольким иконам Своим сообщила Она чудотворную силу? А все для чего? Для того, чтобы тем удобнее нам было пользоваться токами Ея щедрот и благостыни. Поистине, Она для мира христианского – древо светлоплодовитое, от него же питаются вернии, древо благосеннолиственное, им же покрываются многи.

б) Матерь Божию, небесную Царицу и Владычицу мира, мы должны непрестанно призывать, к Ней прибегать во всяких бедах и напастях, возлагать на Нее всю надежду и упование, и от Нея ожидать себе милости, заступления и спасения; ибо Ей дана от Сына Ея и Бога нашего благодать спасать и покрывать род христианский; Она, по свидетельству св. церкви, христиан предстательница, верных прибежище, стена необоримая и покров. Она «всех обидимых помощница, ненадеющихся надеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, верных спасение» (молит. Богород.). К сей великой Заступнице прибегая, мы должны из глубины души взывать: «Владычице, помози, на ны милосердовавши! Пресвятая Богородице, спаси нас!»

в) Но чтобы наши песнопения и молитвы были угодны Пресвятой Деве Марии, мы должны удаляться от грехов. В противном случае наши песнопения и молитвы не только не будут приятны Пречистой Матери Божией, но даже и оскорбительны для Нея. Вот что говорит об этом св. Димитрий Ростовский: «Послушайте меня, все грешники, от них же первый есмь аз! К вам и к себе обращаюсь: повторяем мы архангельское приветствие Пресвятой Деве – «Радуйся», читаем акафисты, припадаем к Владычице нашей, молимся Ей, а от грехов наших не воздерживаемся, об истинном покаянии не заботимся. Что же, мы думаем, – угодно будет наше моление, пение и поклонение Пресвятой Деве Богородице?... Если бы кто вырвал у матери из рук любимое дитя, бросил его на землю и стал попирать ногами, потом на ее глазах заклал бы его ножем в сердце, а затем подошел бы к ней и, кланяясь, стал бы говорить: радуйся, здравствуй, будь ко мне милостива: угодны ли бы были матери той эти поклоны и приветствия убийцы? Судите сами».

«А мы, грешники нераскаянные, каждый раз, как согрешаем, отнимаем Господа Иисуса Христа из рук Пренепорочной Его Матери; повергаем, попираем и прободаем, снова распиная Его на кресте!... И смотрит на все это Матерь Божия, а мы, распинатели Ея Сына, припадаем к ней и говорим: радуйся! Милостива нам буди!... Не прогневаем ли мы Ее еще больше? Не поновляем ли Ей сердечную болезнь, какую она терпела при кресте Сына Своего и Бога нашего?» (См. Воскр. день).

III. «К Богородице прилежно ныне притецем грешнии и смиреннии, и припадем в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщы, Тя бо и едину надежду имамы». (Сост. по указ. источн.).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle