Месяц август
Шестнадцатый день.
Поучение 4-ое. День нерукотворенного образа Спаса.
(Образ Божий в нас).
I. На восток от Иерусалима в Малой Азии, между реками Тигром и Евфратом, стоит город Орфа. В древности он назывался Едессою. Во дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа авгарь, или князь этой страны, поражен был неизлечимою страшною болезнию – проказою. Узнав о чудесах Иисуса Христа, он просил его письмом посетить его и исцелить от болезни. Спаситель, взяв плат, отерся им, отобразил при этом на нем лик Свой и послал его к едесскому князю, обещая совершенно исцелить его после чрез одного из Своих учеников. Князь с благоговением принял святый образ Господа, поклонился ему, облобызал его и почувствовал большое облегчение от болезни.
По вознесении Господа, святый Фаддей, один из 70 апостолов, пришел к авгарю и совершенно исцелил его от болезни. Тогда весь город Едесса принял святое крещение. Князь поместил святый убрус в стене города над главными вратами его. Святый образ прославился великими чудесами и многие христиане из отдаленных стран стали путешествовать в Едессу для поклонения этой святыне. В седьмом столетии по Рождестве Христовом Едессою завладели арабы, но не препятствовали христианам путешествовать для поклонения святому образу. В десятом веке греческий император Роман I возымел пламенное желание перенести эту святыню в столицу свою Константинополь. Но арабский эмир не соглашался отдать ее; тогда греческие войска, опустошив окрестные места Едессы, осадили и стеснили этот город. Мусульмане выдали святый убрус посольству императора. Это было в 944 году по Р. X. С сего времени установлено совершать празднование нерукотворенному образу Спасителя в 16 день месяца августа.
II. Для чего установлено сие празднество? Для того, чтобы воздать славу и честь Господу нашему Иисусу Христу, Который, для спасения падшего человека, принял на Себя образ его, и для того, чтобы напоминанием о сем возбуждать христиан к обновлению в себе образа Божия. (Канона песнь 3-я). В числе первых истин Своего откровения Господь Бог возвещает нам чрез святого пророка Моисея, что он пред созданием человека имел совет в тайне Своего Тройческого единства: «и рече Бог: сотворим человека по образу нашему и по подобию» (Быт. 1, 26); а о самом сотворении человека святой Моисей говорит: «и сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его» (Быт. 1, 27), – о сотворении же по подобию Божию не говорит. «Почему же, спрашивает святый Григорий, епископ нисский, не сделано того, что было в намерении? Почему не сказано: и сотвори Бог человека по образу и по подобию? Быть по образу Божию, ответствует сам святый отец, свойственно нам по первому нашему сотворению, но сделаться по подобию Божию зависит от нашей воли. И это зависящее от нашей воли существует в нас только в возможности, приобретается же нами на самом деле посредством нашей деятельности». (Слово его в Христ. чтен. 1840. III, 320 и проч.).
а) По изъяснению святых отцов церкви иное в нас есть образ Божий, а иное подобие Божие. Бог есть дух,и образ Божий навсегда напечатлен в душе человека, при самом создании его, то есть, Господь дал человеку душу «бессмертную», не имеющую конца своему бытию, как и Сам Он; дал душу разумную, чтобы человек познавал себя самого, мир созданный Богом и самого Создателя своего; Господь даровал человеку душу свободную, ибо только свободным существам чрез правильное употребление сего высочайшего дара можно достигать самого высшего блаженства. Подобие же Божие состоит в том, чтобы человек, обогащая свой ум познаниями, украшая свою душу свободными добрыми делами и таким образом постепенно приобретая богоподобные совершенства, более и более приближался к Богу и вступал в более и более близкое общение с Ним. Вследствие столь высоких качеств человека, он поставлен царем над прочими земными тварями, как Бог есть царь всего мира.
Но вот еще первым прародителям нашим в раю является искуситель и склоняет их вдруг восхитить божеские свойства чрез вкушение от запрещенных плодов древа познания добра и зла. «Отверзутся очи ваша и будете, яко бози, ведяще доброе и лукавое», сказал им обольститель. Они последовали злому совету его и вместо приобретения божественных совершенств хищением помрачили и исказили в себе образ Божий, сделались подобными врагу Божию и низринулись в бездну зол. Единородный Сын Божий, Который не восхищением непщева быти равен Богу, ибо от вечности есть Образ ипостаси Бога Отца, принимает на Себя образ падшаго, дабы восстановить в нем образ и подобие Божии.
б) Как восстановляется в нас образ Божий Господом Иисусом Христом? Чрез святое учение веры и чрез святыя таинства. Чрез святое учение веры преподается человеку познание о Боге и о средствах благоугождать Ему. В «таинстве крещения» мы освобождены от скверны греха, помрачившей первозданную доброту человека; в «таинстве миропомазания» преподаны нам силы возрастать в духовной жизни и приобретать богоподобные свойства. «То, что в нас есть «по образу», говорит святый Диадох, то божественная благодать дает одна в святом крещении, омывая все наши скверны и чистым соделывая естество наше; то же, что «по подобию», она потом соделывает в нас не одна, но вместе с нашею свободою... Тут происходит то же, что делают живописцы: живописец сначала начертывает образ человека одними чертами, а потом уже и красками разрисовывает каждую часть, как она есть в том, чей образ они рисуют; так и благодать Святого Духа сначала в святом крещении делает человека таким, как он был до падения, восстановляет в нем то, что по образу; а потом, когда видит, что человек усердно желает и красоты подобия и готовым себя являет на всякий для сего подвиг: то она, добродетель над добродетелию надцвечивая и от красоты к красоте возводя вид душевный, совершенным образом начертывает в ней «и подобие», и становится тогда человек совершенным и по образу и по подобию Божию». (По переводу преосвящ. Феофана. Слова к Владимирской пастве стр. 380).
в) Но где и на чем утверждается та лествица, которою человек восходит до богоподобия? Она утверждается во глубине смирения на твердом камени совершенного послушания Богу. Чем ниже будет считать себя человек, тем он будет выше. Сам Дух Божий, разделяя свои чрезвычайные духовные дарования людям, достигшим уже высокой степени нравственного совершенства, ведет их в то же время путем смирения. Он не всем дает всякого рода дары, но одному – один, другому – другой дар. Одним дается дар учительства, другим – дар исцелений, третьим – дар пророчества и притом в разных степенях и видах. Нередко бывает, что пророчествующий другим слышит предсказания о себе от другого пророка (Деян. 21, 11); часто пророчествующие не понимают, что говорят, а понимают их те, которые слышали их слово к себе и понимают уже по исполнении пророчества. Подобно сему и во времена апостолов те, которые Духом Божиим говорили на иноземных неизвестных им языках, не понимали того, что говорили, а другие объясняли их слова также Духом Святым. Что все это значит как не то, что Господь воспитывает и более совершенных христиан в смирении, показуя, что богоподобные совершенства их зависят не только от них самих, но главным образом от Самого Бога? Правда, некоторым святым даются и многия божественные дарования духовныя, но они подвергаются и великим испытаниям. Святый апостол Павел имел разнородные благодатные дары. Он имел дарования и учительства, и пророчества, и глаголания иноземными языками, и совершения чудес; но сколько он вынес разных бед и скорбей! Кроме того он имел постоянного врага, запинавшего ему: «за премногая откровения да не превозношуся», говорит он, «дадеся ми пакостник плоти, аггел сатанин, да ми пакости деет, да не превозношуся» (2Кор. 12, 7). Гордость и неповиновение воле Божией исказили в человеке образ Божий и изгладили в нем подобие Божие; только смирение и совершенное повиновение воле Божией могут восстановить их. И никто не может сказать, что для него недостижима высота богоподобия. Сколько людей простых и некнижных еще на земле удостоились богоподобных совершенств и чрезвычайных дарований божественных: ведения глубоких таин Божиих и дивного владычества над природою!
III. Господи! Просвети лице Твое на ны и помилуй ны, да во свете лица Твоего пойдем и о имени Твоем возрадуемся во веки. Аминь. (Сост. по слову Сергия, архиеп. владим. и суздальск.).