Источник

Шестой день.
Поучение 4-ое. Праздник Преображения Господня.

(О кончине мира и о воскресении мертвых).

I. Празднуем ныне мы, братие, святое и славное Преображение Господне, – то великое и божественное событие, когда Спаситель наш Иисус Христос, во время земной жизни Своей, восшед однажды в ночное время с тремя учениками Своими на гору Фаворскую для молитвы, преобразился пред ними, так что лице Его сделалось как солнце, а ризы – как чистый и яркий свет.

II. Для чегоже преобразился Иисус Христос? Конечно для того, чтобы показать славу Своего Божества, славу Своего будущего из мертвых воскресения и славу святых человеков, по всеобщем воскресении, при кончине мира. Посему-то явились во время преображения на горе не только Илия, бессмертный житель неба, но и Моисей, вызванный из гроба, как вкусивший смерть, и потому свидетель воскресения из мертвых.

Итак, преображение Христово, сверх проявлений силы и премудрости Божией в спасительном страдании и воскресении Господа нашего, возвещает нам кончину мира и воскресение мертвых. Этот важный и вместе утешительный предмет христианского верования ясно и определенно изложен в учении Иисуса Христа и апостолов. Размыслим же теперь, братие, о том, какая имеет быть последующая судьба настоящего видимого мира и что будет с умершими людьми всех времен и мест.

Неверным только свойственно оставаться при одном настоящем и видимом, не предполагая никакой перемены в мире и не ожидая ничего будущего за гробом. Но мы – христиане, просвещенные божественным откровением, веруем, что настоящий видимый мир со временем кончится, и все умершие, от создания до кончины мира, воскреснут и оживут.

А. а) Кончину мира возвестил нам Сам Господь наш Иисус Христос в Евангелии. Когда апостолы однажды спросили Его о времени кончины мира: «рцы нам», сказали ему, «что есть знамение Твоего пришествия, и кончина» века, Он отвечал им, что «проповестся Евангелие царствия по всей вселенней во свидетельство всем языкам, и тогда приидет кончина» (Матф. 24. 3, 14). «Абие солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с небесе, и силы, небесные подвигнутся. Небо и земля мимо идет» (Матф. 24. 29, 35).

б) И ученики Господни св. апостолы, поучая верующих и увещевая их к терпению и подвигам, всегда возвещали им о кончине сего тленного мира. «Долготерпите», говорит апостол Иаков, «утвердите сердца ваши, яко пришествие Господне приближися» (Иак. 5, 8). «Всем кончина приближися» (1Петр. 4, 7). «Приидет день Господень, яко тать в нощи, в онь же небеса убо с шумом мимо идут, земля же и яже на ней дела сгорят» (2Петр. 3, 10), говорит апостол Петр. А св. Павел поучает так: «сие глаголю, братие, яко время прекращено есть прочее; преходит бо образ мира сего» (1Кор. 7. 29, 31); и повторяя слова псалмопевца, говорит: «в начале Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса; та погибнут, Ты же пребываеши, и вся яко же риза обетшают, и яко одежду свиеши их, и изменятся» (Евр. 1. 10, 11, 12).

в) Не думайте однакож, братие, чтобы настоящий видимый мир, при кончине своей, совсем разрушился и уничтожился. Нет. Он получит только изменение и обновление. «Нова небесе и новы земли по обетованию Божию чаем, в них же правда живет» (2Петр. 3, 13), говорит апостол Петр. А св. апостол и евангелист Иоанн уже видел в откровении этот новый, будущий мир. «И видех», говорит, «небо ново и землю нову: первое бо небо и земля первая преидоша» (Апок. 21, 1). Итак настоящий видимый мир кончится тем, что из ветхого сделается новым, из тленного нетленным, из временного вечным. В новом мире не будет грехов, обременяющих теперь землю, не будет бедствий и страданий, претерпеваемых ныне; не будет голода и наготы, не будет болезней и смерти. Вот какая будет кончина настоящего мира. Вот какой последует затем будущий век!

Б. Кто же по кончине мира будет жительствовать в будущем веке? Те же человеки, которые населяли и старую землю.

а) Все мертвые от начала мира до кончины его воскреснут, т. е. тела умерших человеков, согнившие и истлевшие, опять составятся, примут прежний вид, соединятся с душами и оживут. Будущее воскресение мертвых предвозвестили еще ветхозаветные пророки. Так Исаия говорит: «воскреснут мертвии, и восстанут иже во гробех» (Исаия 26, 19). Сам Иисус Христос в Евангелии проповедует воскресение мертвых. «Грядет час», говорит, «егда мертвии услышат глас Сына Божия, и услышавше оживут» (Иоан. 5, 25). Св. апостол Павел пишет о втором пришествии Христовом и о воскресении мертвых: «вострубит бо и мертвии востанут нетленни» (1Кор. 15, 52).

б) Не сомневайтесь, братие, как истлевшее тело может снова образоваться и ожить, а веруйте в безконечную силу и власть Творца. Ежели всемогущий Бог сотворил нас из ничего, то ужели не может образовать наши тела из персти, в которую они обращаются по смерти? Не воскрешал ли мертвых Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, когда жил на земле? Четверодневный Лазарь уже предавался тлению, и однакож воздвижен единым божественным гласом Спасителя. Он же, Всемогущий и Преблагий, воздвигнет и всех мертвых при кончине мира. Ничто не остановит Его божественной власти и силы. И море и земля отдадут своих мертвецов, и все умершие оживут – и составится безчисленный собор воскресших, каждый с совершенным сознанием себя, всей своей прошедшей жизни и всех своих дел. «Всем явитися нам подобает пред судищем Христовым, да приимет кийждо яже с телом содела, или блага, или зла» (2Кор. 5, 10), говорит ап. Павел. Подлинно, как премудрый Господь сотворил человека для вечной жизни, и составил его из души и тела, и как человек ныне живет и действует душею и телом совокупно: так и в будущей жизни должен явиться целым человеком, в неразрывном на веки союзе души и тела.

в) В каком же состоянии будут воскресшие? Таковы же ли будут человеческие тела по воскресении, каковыми были во временной жизни до смерти? Нет. Они будут нетленны и вечны, как вечна и неизменяема жизнь будущего века. «Мертвии восстанут нетлении» (1Кор. 15, 52), говорит ап. Павел. Он же пишет о воскресении мертвых: «сеется в тление, востает в нетлении; сеется не в честь, востает в славе; сеется в немощи, востает в силе; сеется тело душевное, востает тело духовное» (1Кор. 15, 42, 43, 44). Таким образом воскресшие тела человеческие будут тонки, славны, неразрушимы и бессмертны, для которых не потребуется ни пищи, ни одеяния.

г) А что будет с теми, которые доживут до последняго дня, и увидят воскресение мертвых? Они не умрут, а только изменятся, т. е. тела их преобразятся из грубых в тонкия, из немощных в сильныя, из тленных в нетленные и бессмертныя. «Вси бо не успнем», говорит апостол Павел, «вси же изменимся, вскоре, во мгновение ока, в последней трубе: вострубит бо, и мертвии востанут нетленни, и мы изменимся» (1Кор. 15, 51–52).

III. Братие! не любите сего мира суетнаго, которому имеет последовать конец, но помышляйте о новой будущей земле и старайтесь предуготовить себя к ней доброю, благочестивою и богоугодною жизнию! Веруйте в воскресение мертвых и сохраняйте телеса свои чистыми и непорочными для славы Божией и жизни вечной. Ожидайте великого и просвещенного дня, когда Господь и Спаситель наш Иисус Христос паки приидет на землю, и славным пришествием Своим обновит небо и землю и воскресит умерших. (Сост. по «Сеятелю благочестия» прот. Нордова).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle