Месяц июль
Двадцать пятый день.
Поучение 2-ое. Преп. Макарий Желтоводский.
(Любовь к Богу должна быть выше родственной любви).
I. Преподобный Макарий, память коего ныне, был сын благочестивых жителей Нижняго Новгорода. Чувствуя склонность к иноческой жизни, Макарий, будучи еще 12 лет от роду, тайно ушел из дома родителей. Переменив на дороге свою одежду на одежду нищаго, Макарий явился в Печерский монастырь к архимандриту Дионисию и, выдав себя за безродного сироту, просил у него пострижения. Несмотря на юные лета Макария, Дионисий постриг его и взял в свою келлию. Юный инок был послушен каждому в обители, особенно же настоятелю, и подвизался с усердием. Между тем родные Макария сильно скорбели о нем, считая его или растерзанным зверями, или погибшим иным каким-нибудь образом. Но вот через три года отец Макария получил известие о сыне. Пришедши в обитель, он умолял допустить его до свидания с любимым сыном. Макарий не соглашался и говорил, что отец его – Господь, а после него настоятель. Отец слышал голос своего сына за стеною и со слезами говорил: «позволь мне, дорогой мой сын, хоть посмотреть на тебя». Макарий отвечал: «увидимся в будущей жизни». – Протяни мне по крайней мере свою руку», продолжал умолять отец. Макарий, чтобы успокоить плачущего родителя, протянул в окошко руку. Отец прижал ее к сердцу, поцеловал и сказал: «чадо мое милое, спасайся и молись за родивших тебя, чтобы и мы молитвами твоими получили спасение». С этим утешением отец возвратился в свой дом и объявил своей супруге об обретении своего сына; та утешилась мыслью, что сын ее жив и молится за своих родителей.
II. Это событие из жизни преп. Макария научает нас, что любовь к Богу должна быть выше родственной любви. Однажды, повествует евангелист Марк, «седяше народ окрест Его (Иисуса Христа) Реша же Ему: се Мати Твоя и братия Твоя и сестры Твоя вне ишут Тебе. И отвеща им глаголя, кто есть Мати Моя или братия Моя?»
Нужно ли предостерегать вас, христиане, дабы вы не подумали, будто Господь не вполне чтит Преблагословенную Матерь Свою? Едва ли нужно. Ибо вам должно быть известно всеобщее против недоразумений сего рода предостережение, которое Он Сам сделал еще иудеям, когда сказал: «да не мните, яко приидох разорити закон, или пророки; не приидох разорити, но исполнити» (Матф. 5, 17). Посему, без сомнения, не разорил, но исполнил Он и сию заповедь закона: чти отца твоего и матерь твою. И подлинно, когда Его, еще в юных летах, проникнутого чувством Своего назначения, не разумевшие того родители пришли отторгнуть от собеседования с учителями закона Божия, и увлечь из храма; тогда Он, хотя сделал возражение против сего поступка родителей, но тем не менее «бе повинуяся има» (Лук. 2, 51). И наконец, когда страдания крестные раздирали Его душу и тело; когда пронзенными членами так тяжко висел Он на гвоздях между жизнию и смертию, а на Нем целый мир висел над погибелию в ожидании спасения, ни муки всего ада, ни попечения всего мира, всех времен и вечности не заглушили в Нем чувства законной обязанности к Матери. Сию обязанность, которой исполнение пресекалось для Него вместе с земною жизнию, Он передал тогда Иоанну, которого девство и любовь соделали достойным служителем Девы-Матери; а чрез то и в этой части закона, подобно как во всех других, показал нам совершенство, состоящее в том, чтобы почтение к родителям и попечение о них простиралось на все обстоятельства жизни, до гроба, и далее гроба.
Если же и в столь трудных обстоятельствах столь совершенное почтение Матери Своей оказал Господь наш: то без сомнения должно заключить, что и в других случаях, хотя Он, по-видимому, чуждался Ея, чуждался отнюдь не в предосуждение духовному «величию», которое «сотворил» Он Ей Своим от Нея рождением, а только по уважению других высоких обязанностей Своего земного служения. Вспомним Его учение: «иже любит отца или матерь паче» «Мене, несть Мене достоин; и иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин» (Матф. 10, 37). Так поучая, так должен Он был и творить, и примером дать силу поучению. Посему надлежало Господу Иисусу когда-нибудь в земной жизни Своей делом показать, как любит Он земную Матерь Свою совершенно, только не «паче» Отца Своего небеснаго, и как сыновнюю по человечеству любовь приносит в жертву делу Божию, Им совершаемому.
Словами: «кто есть Мати Моя», как бы так говорил Он: «для чего волею земной Матери хотите вы отвлечь Меня от исполнения воли Отца небеснаго? Когда эти две воли влекут в разные стороны: Я знаю, и тотчас покажу, которой из них и с какою решительностию должно последовать. Оставляю земное рождение и родство, как бы Я забыл его, как бы его совсем не было: совершенно предан есмь воле Отца небеснаго, и делу Его и царствию Его; здесь ищу Себе и родства, если его иметь надобно: «кто есть Мати Моя или братия Моя? Иже аще сотворит волю Божию, сей брат Мой, и сестра Моя, и мати Ми есть»».
III. Видите, христиане, что Господь не Матерь Свою, всякого ублажения достойную, внимания лишает, но нас поучает истине и правде, словом и примером. Внимайте и поучайтесь; примечайте и подражайте.
Когда родители, сродники, наставники, начальники требуют от вас того, что противно мудрованию вашему, вашей склонности, вашему вкусу, но что нужно, или полезно, или, по крайней мере, безвредно: пожертвуйте мудрованием вашим, вашею склонностию, вашим вкусом обязанности повиновения. Вспомните Иисуса, Премудрость Божию, Который «бе повинуяся» Иосифу древоделю.
Когда ваши родители, сродники, ближние, требует помощи, утешения, служения, между тем как вы сами в нужде, в скорби, в немощи: соберите последния силы ваши; забудьте свою скорбь для облегчения их скорби; разделите с ними последнюю крупицу и последнюю каплю. Вспомните Иисуса, среди мучений крестных пекущегося о спокойствии Своей Матери.
Но когда несчастный пример и желания ваших родителей, сродников, людей вами почитаемых и любимых, отвлекают вас от исполнения священных обязанностей к Богу, вовлекают в дела противные закону, нарушающия мир совести, противные истинному благу и спасению бессмертной души вашей: тогда спросите и вы себя словом Иисусовым: «кто есть мати моя, или братия моя?» Вспомните, что у вас есть лучшее и высшее обыкновенного родство; что Бог – Отец ваш; что церковь – матерь ваша, что все творящие волю Божию, все святые суть ваши братия, или, по крайней мере, желают быть вам братиями; не унизьте себя пред сим высоким родством: не разлучите себя от сего доброго и прекрасного семейства, сотворите и вы волю Божию вместо человеческой, да и на вас укажет Господь, и речет: «се мати Моя и братия Моя». Аминь. (Сост. по проп. Филарета, митроп. моск. т. III. изд. 1877 г.).