Источник

Тринадцатый день.
Поучение 2-ое. Собор св. архангела Гавриила.

(О мире ангельском.)

I. В день собрания верующих для прославления св. архистратига Гавриила и прочих небесных бесплотных сил да будет наша беседа о мире ангельском.

II. а) Итак, что же такое ангелы? Ангел, братия мои, слово не русское, а греческое; по нашему, по-русски, ангел значит вестник. А вестниками они называются потому, что Бог посылает их возвещать волю Свою.

б) Когда же сотворены ангелы? В библии есть так называемая книга Иова. Там сказано: «егда сотворены быша звезды, восхвалиша Мя гласом велиим вси ангели Мои» (Иова 38, 7). Из сего видно, что ангелы сотворены прежде всех тварей видимых.

в) Что же за существа ангелы по своей природе? По своей природе, ангелы суть бесплотные духи, одаренные разумом и волею гораздо совершеннейшими, нежели какие имеет человек. Их ум гораздо светлее, их познания совершеннее, обширнее и яснее, чем наши, но и от них многое скрыто. Есть тайны, в которые и ангелы желали бы проникнуть. Один Бог всеведущ.

Ангелы бесплотны и бессмертны, а потому не имеют нужды ни в пище, ни в одежде. Ангелы в одно мгновение могут сходить с неба на землю, однакоже не могут в одно и тоже время быть там и здесь. Они могут проходить сквозь затворенные двери. По причине этой величайшей их быстроты, ангелов обыкновенно и изображают с крыльями, в которых они, как духи, на самом деле не имеют никакой нужды.

г) Для чего же сотворены ангелы? Для того же, для чего сотворен и человек, то есть для того, чтобы прославлять Бога, любить Его и исполнять Его волю. Так Бог посылал архангела Гавриила, ныне прославляемого в церковных песнопениях и чтениях, предвозвестить Пресвятой Деве Марии зачатие Спасителя. Ангела же послал удержать руку Авраама, который уже поднял нож, чтобы из послушания Богу заколоть своего сына Исаака. Посылаются и ныне в служение всем благочестивым и ищущим спасения людям для путеводительства их к царству небесному.

д) Но между сими святыми ангелами есть такие, которые очень близки к нам, которые от колыбели до гроба пребывают с нами неразлучно и берегут человека. Эти ангелы называются ангелами-хранителями. Но у каждого ли из нас есть такой ангел-хранитель?

Есть, непременно есть, и сомневаться в этом никак нельзя. Ибо об этом говорит Сам Господь Иисус Христос: «блюдите, да не презрите единого от малых сих: глаголю бо вам, яко ангели их на небесех выну видят лице Отца Моего небеснаго» (Мф. 18, 10), то есть: берегитесь, говорит Иисус Христос, делать зло малым детям, ибо у них есть ангелы-хранители, которые на небесах всегда предстоят Отцу Моему небесному. Они Ему пожалуются, буде что худого вы делаете детям. Что сказано о детях, то разумей, православный христианин, и о всех людях без различия. Ибо всякий христианин равно Богу любезен, – младенец ли он, или старец, муж или жена, богатый или бедный: все сотворены Богом, все почтены образом и подобием Божиим, все предназначены Богом к вечному блаженству, хотя не все живут так, чтобы удостоиться сего царствия Божия. Господь всех нас одинаково любит и всем равно хощет спастися.

И святая церковь наша каждый день испрашивает у Господа Бога всем чадам своим ангела-хранителя. «Подай, Господи», вопием, «ангела мирна, хранителя душ и телес наших». Сама молится и нам заповедует молиться ангелу-хранителю каждый вечер, когда ложимся спать, и каждое утро, когда встанем, чтобы он, хранитель и покровитель нашей души, простил нам все, чем мы его оскорбили во все дни живота нашего.

Итак, братия мои, несомненно веруйте, что Господь Бог заповедует ангелам Своим сохранять, на всех путях жизни не только детей, но и всех христиан.

Но если у каждого из нас есть ангел-хранитель, то отчего мы его не видим? Возлюбленный! Хотя ты никогда не видал своего ангела-хранителя, но не думай, что при тебе его нет. Мы не видим своих ангелов-хранителей потому, что ангелы суть духи бесплотные, а мы обложены телом, и глаза у нас такие, что могут видеть только одно вещественное. Мы их не видим еще и потому, что сами того недостойны. Мы – грешны, а они – святы. Если хочешь видеть ангелов, то живи праведно и благочестиво. Благочестивым людям они действительно являлись. Так, они являлись Аврааму, Моисею, святым апостолам, св. угодникам Божиим, напр. св. муч. Татиане и многим мученикам и мученицам, препод. Онуфрию, препод. Алипию, печерск. иконописцу, и мн. святым. Будь таким, каковы были сии угодники Божии, тогда ангелы и тебе будут являться; и эти ангелы-хранители и готовы быть при нас, но мы сами их часто отгоняем от себя. Когда же это бывает? А вот когда: когда мы грешим и не каемся. Как дым отгоняет пчел, говорит святый Василий Великий, так грех отгоняет от нас ангела-хранителя. Итак, ты отгоняешь от себя ангела-хранителя, когда говоришь пустыя или скверные слова, когда осуждаешь, когда бранишься. О! братия, убоимся греха, он удаляет от нас ангелов-хранителей.

е) Но все ли ангелы, то есть бесплотные духи, заботятся о нашем спасении, все ли они добры и святы? Нет, братия, не все. Есть и злые ангелы. Есть диавол и его ангелы. И они сотворены были от Бога добрыми, но потом сами сделались злыми. Диавол хотел быть равным Богу. Вместе с другими ангелами, которых он успел заразить этою безумною мыслию, восстал против Бога и не захотел повиноваться Ему. За то изгнан из жилища светлых духов. Но не имея возможности вредить Творцу, диавол всеми силами старается вредить человеку. Впрочем, надобно заметить, что он ничего не может сделать человеку, если Сам Бог не попустит. Без воли Божией он даже и в стадо свиней гергесинских не мог войти. Он «яко лев, рыкая, ходит, иский кого поглотити» (1Петр. 5, 8)! Берегись же, православный, берегись, чтобы не попасть к этому страшному врагу. Совершенно от тебя зависит быть в сонме ангелов Божиих, или в скопище духов отверженных. Не знаю, кто из вас, братия мои, не пожелает первого и не устрашится последняго.

III. Итак, помолимся Господу Богу, чтобы Он избавил нас от козней лукавого врага нашего, чтобы Он оградил нас святыми Своими ангелами, да наставляемые ими достигнем совершенства в вере и сподобимся неприступной Его славы. Аминь. (Сост. по «Катихиз. бесед.» свящ. К. Стратилатова, изд. V).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle