Источник

Пятый день.
Поучение 4-ое. Обретение мощей преп. Сергия.

(Праведники во веки живут).

«Праведницы во веки живут и в Господе мзда их» (Прем. Сол. 5, 15).

I. Исполнилось, братия, слишком 500 лет, как преставился, отошел ко Господу великий в своем смирении преподобный и богоносный отец наш Сергий. Сколько поколений сменилось, сколько славных людей за это время было, людей мудрых, ученых, знатных, по земному – великих, и сколько из них уже давно забыто, и имена их мало кому ведомы; а вот, имя смиренного подвижника, простого игумена пустыни Радонежской, по прежнему славится и благословляется по лицу земли Русской, и пребудет оно славно дотоле, пока русский народ будет крепко держаться своей веры православной, пока православные русские люди будут послушными чадами своей благодатной матери – церкви православной.

Отчего это? Почему так? – А потому, возлюбленные, что праведники, по слову писания, «во веки живут» (Пр. Сол. 5, 15); потому что угодник Божий для нас русских никогда не умирал: он только «преставился», только перешел от земли на небо, и оттуда, с высоты небесной, с любовию призирая на нас грешных, непрестанно молится у престола Божия за родную ему Русь православную, за державных ее царей, за всех православных русских людей, близких ему по крови и по духу: ведь и сам он был истинно русский в душе!.. Может ли при одной мысли об этом не встрепенуться благодарно радостным чувством каждое смиренно верующее русское сердце?

II. Нет возможности перечислить все те чудесные знамения, в которых преподобный Сергий являл свою благодатную помощь всем, кто с верою притекал к его св. мощам и со смирением призывал его к молитве. Воспомянем хотя кратко только то, что относится ко всему русскому народу, ко всей православной Русской земле. Кто читал его житие, тот знает, чем он был для своего времени.

а) Не одни простецы приходили к нему в пустыню Радонежскую, чтобы поведать ему свои скорби и печали, чтобы получить от него совет и наставление, чтобы попросить его свв. молитв и, по мере своей веры, получить от него исцеление своих недугов и утешение в скорбях. Сам «великодержавный» князь Дмитрий Иоаннович не решился выступить против полчищ Мамаевых прежде, чем получил на это благословение смиренного старца Радонежского. Шли к нему и смиренные иноки, чтобы беззаветно отдать себя в послушание этому великому старцу отцу иноков; шли и сами старцы, как архимандрит Симон, чтобы быть послушником у преподобного Сергия; за счастие почитали беседовать с ним и московские первосвятители – Алексий и Киприан. Смирялись пред кротким словом сего благодатного старца и гордые соседи князья: и ростовский, и рязанский, и нижегородский, и «брали с великим князем московским вечный мир и любовь в род и род». Так глубоко чтили преподобного Сергия его современники.

б) Но вот он отошел к Господу. Оплакали его православные русские люди, но крепко веровали, что угодник Божий не забудет пред Господом своей земной родины. И действительно: преподобный Сергий явился, и до ныне является, теплым молитвенником за всю землю русскую и наипаче в самые тяжкие для нея годины испытаний и скорбей. Справедливо один его жизнеописатель говорит, что время общественных бедствий – «его» время: когда кажется, что все уже погибло, что русские люди уже ничего не могут сделать для спасения своей родины, тогда воздвигается Сергий, и его молитвенное предстательство пред Богом спасает православную Русь.

Так в 1521 году татарский хан Махмет-Гирей неожиданно подступил к самой Москве. И вот, в одну ночь, слепая старица, инокиня Вознесенского монастыря, узрела в видении, что мимо ее обители, в Спасские (что тогда назывались Фроловскими) ворота, как бы в крестном ходу, выходит из Кремля собор святителей, и несут они чудотворную Владимирскую икону Богоматери. Едва вышли они из ворот, как их встречает наш неусыпный молитвенник, препод. Сергий, с другим великим угодником Божиим – препод. Варлаамом хутынским. Припав к ногам святителей, они спрашивают: зачем они покидают город? На кого оставляют его в таком бедственном положении? Святители со слезами говорят, что так повелел Господь за то, что люди презрели страх Божий. Тогда св. подвижники Сергий и Варлаам начинают смиренно умолять святителей, чтобы они умилостивили правосудие Божие, и вместе с ними стали петь молебен. Тут все угодники Божии начинают молить Царицу небесную о помиловании города, осеняют крестообразно город и все возвращаются в Кремль... И Матерь Божия услышала их молитву: Москва была спасена.

Прошло около 90 лет. Не стало законного царя на Руси и настали тяжкие смутные времена Сердце обливается кровью, когда читаешь страшную летопись о мятежах: русскую землю разоряли и поляки и литовцы, и свои же русские изменники; везде бродили шайки разбойников, тут и там появлялись самозванцы... Ночи освещались заревом пожаров; храмы Божии разрушались и осквернялись; скот и псы жили в алтарях; люди бежали в леса, но и там на них охотились с собаками... К довершению всех бед – Москва, это сердце русской земли, с ее заветными святынями находилась в руках поляков... И вот, в такое-то многоскорбное время обитель препод. Сергия является несокрушимою опорою русского царства, а сам он, угодник Божий, истинным избранным воеводою русской земли, как именует его церковь. То видят достойные видения, как он ходит по ограде и по всему монастырю и окропляет все св. водою; то он является некоторым из иноков и ободряет их надеждою на милость и помощь Божию; то умножает запасы хлеба чудесным образом и в лавре, и на своем московском подворьи; то грозит в видении страшным гневом Божиим – как врагам, так и нечисто живущим в его обители... Уже враги овладели Москвою; повсюду распространилась великая скорбь и уныние... Горько плачет в его обители один смиренный служитель церкви православной – верный сын русской земли, плачет о том, – что теперь, когда поляки одолели православных, то уже не быть на Руси православию! Изнемогши от плача, он забылся, и вот он слышит в окно голос: «кто ты, который так думаешь, будто не быть на Руси православию и хочешь испытать судьбы Божии? А того не знаешь, что за вас молит Бога Василий Великий, Димитрий Солунский, да и ваш преподобный Сергий чудодействующий; и будет православие на Руси по-прежнему!» Пришел в себя плакавший служитель церкви, пошел к архимандриту Дионисию рассказать, что слышал; а там стоял отрок, дотоле немой, и ясным языком рассказал, как сейчас два святолепные старца исцелили его от немоты, а его сожителя – от расслабления... Между тем наш воевода небесный, преподобный Сергий, готовил избавление Москвы и всей русской земли от врагов.

В Нижнем-Новгороде он явился благочестивому Косьме Минину и повелел собирать казну для военных людей. Смиренный Косьма устрашился: ему ли, простому человеку, собирать казну и снаряжать войско? Видение повторяется еще раз и два, и Косьма исполняет повеленное. Собрано ополчение под начальством князя Пожарского; идет оно к обители чудотворца Сергия, приемлет благословение на свой подвиг от преподобного архимандрита Дионисия и направляется к многострадальной столице. Настает час освобождения. 22 октября русские взяли Китай-город; голодные поляки заперлись в Кремле. Ночью под 25 октября великий печальник земли русской, преподобный Сергий, является Арсению, архиепископу Елассонскому, который томился от голода и болезни в осажденном Кремле, среди врагов, и говорит ему: «Арсений! ваши и наши молитвы услышаны: предстательством Матери Божией суд Божий об отечестве преложен на милость; завтра Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена. Встань и иди на встречу православному воинству!». И на утро, действительно, верная русская рать торжественно вступала в заветный Кремль, и исцеленный от болезни святитель Арсений вышел ей на встречу с крестным ходом.

Долго было бы повествовать о всех милостях Божиих, явленных русской земле по молитвам преподобного отца нашего Сергия; но и сказанного довольно, чтобы видеть, что сей угодник Божий есть дивный, Самим Богом данный страж своей земной родины, с любовью призирающий на все ее скорби и обстояния и присно предстательствующий за нее пред Господом.

Напомним только, что св. его инона, написанная на доске от его гроба, сопутствовала во всех походах нашим царям, от царя Алексия Михаиловича до почившего в Бозе Императора Александра II-го; что в его обители великий преобразователь России Петр И-й нашел спасение от стрельцов; что и в достопамятный 1812 год угодник Божий не допустил врагам подойти к своей обители.

Он не только сам предстательствует за родную ему русскую землю, но собирает множество учеников своих со всех концев Руси, где они подвизались в обителях, ими основанных: а таких обителей более 70-ти. Сколько подвижников угодило Богу в этих обителях! Сколько благодатного света пролилось из этих рассадников духовной жизни, духовного просвещения!.. Кто не знает, что русский народ только и жил своею верою православной, что не будь этой: веры – не было бы и самой Руси святой?... Но кто не знает и того, что средоточием православной духовной жизни с самого начала христианства на Руси были иноческие обители? И вот из славной лавры Сергиевой и из обителей, основанных его учениками и всем его духовным потомством, преизобильно изливался свет духовного просвещения на всю землю русскую; оттуда выходили проповедники веры Христовой в дикие страны севера; оттуда брали мужей достойных на кафедры святительския; там переводили или переписывали книги свято-отеческия; туда стремились русские люди в своих горестях и радостях, чтобы помолиться Господу Богу, чтобы посоветоваться с опытными в жизни духовной старцами-подвижниками, чтобы отдохнуть душой от всех житейских печалей и забот, подышать чистым воздухом молитв, поучиться подвигам духовным... Не затем ли и теперь стремится сюда множество мужей и жен; юных и младенцев, с раннего утра до поздняго вечера наполняющих небольшой храм Пресвятыя Троицы – сие смиренное покоище Сергиево, уготованное ему любимым учеником его пр. Никоном?

III. О, гряди туда каждый православный сын великой русской земли! Склоняйся до праха земного у гроба великого заступника нашего, преподобного отца Сергия, касайся с благоговением священного покровца на главе его и неси благодатный мир и радость с собою в родную семью! Аминь. (Извлеч. в сокращ. из «Троицк.листк.» № 642).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle