Месяц июнь
Четвертый день.
Поучение 3-е. Преп. Мефодий Пешношский.
(О трудолюбии).
I. Святой Мефодий, воспоминаемый ныне церковью, был учеником преподобного Сергия, Радонежского чудотворца. Он сначала поселился в обители святого Сергия, но возжелал большего уединения, и с благословения учителя своего отправился в окрестности г. Дмитрова, и там избрал себе уединенное место, за рекою Яхромою, в дубовом лесу, окруженном болотами, где и построил келлию для себя. Преподобный Сергий посетил его, и посоветовал ему построить обитель, но только не здесь, а не вдалеке отсюда, на более сухом и удобном месте. Святый Мефодий сам весьма много трудился при строении храма и келлий, пешим носил деревья через речку, от чего и самый монастырь был назван Пешношским, равно как и самая эта речка названа Пешношою. Примеру игумена следовали и иноки, поселившиеся с ним, – упражняясь в посте и молитве, они в тоже время подвизались и в труде, сами добывали пропитание себе, и исполняли все нужные для монастыря работы. Это правило соблюдается монашествующими и доселе.
II. Золотое правило! В деле устроения спасения душевнаго, после молитвы, что может быть спасительнее и полезнее труда? Трудом разгоняется уныние, тоска, – среди труда бегут далеко праздные мысли, тело становится бодрее, крепче, сам человек веселее, – целые часы летят у него быстро, незаметно, приятно. Недаром и в раю Господом указан был первым людям труд, они должны были возделывать и хранить этот рай. Недаром и Спаситель наш до тридцатилетняго возраста, когда жил в Назарете, был постоянно в труде, помогая мнимому отцу Своему Иосифу в плотничестве. Постоянно была в труде и пречистая Матерь Его. И апостолы, как ни велики их были труды благовестнические, никогда не оставляли труда телеснаго. Апостол Павел день учил, а ночью работал, и трудами рук своих содержал себя, – так сам о себе говорил. И все святые, все подвижники были в то же время и неутомимые работники, спали они самое короткое время, но молились и трудились, можно сказать, постоянно. Святый Антоний однажды впал в уныние и возопил ко Господу: Господи! как мне спастись? помыслы не дают мне покоя! И по молитве является человек, который то начнет молиться, то работать. Это был ангел, который указал Антонию, что молитву нужно сменять трудами. Он так и стал делать, – и уныние прошло, он достиг светлого и спокойного состояния духа. Так полезен бывает телесный труд. Истинно, он ободряет и оживляет человека. И всякий труд, полезный в общежитии, благотворно действует на душу человека. Кто между нами трезвеннее, целомудреннее, сериознее? Не тот ли, кто честным и неусыпным трудом добывает себе средства к жизни? Кто хороший хозяин, добрый семьянин, примерный начальник? Не тот ли опять, который в труде проводит всю жизнь свою? Да, труд – спаситель от многих грехов, труд – средство и к благосостоянию земному. Апостол Павел так высоко ставил труд, что бегающего труда, живущего в праздности, считал недостойным и пищи. «Не трудивыйся да не яст», говорит он.
а) Как после этого не пожалеть тех, которые бегают труда, и в праздности проводят время жизни своей! А сколько таких! Вот одни приобрели хорошее состояние – средства к жизни обильныя, и, пользуясь этим, как они проводят жизнь свою! Жалко смотреть со стороны на их образ жизни. Утром продолжительный сон, днем несходящия со стола и сменяющияся одни другими яства и пития, праздные беседы, праздные посещения, вечером или зрелища, или домашния пирования – вот их каждодневное поведение! Скажите, что это за жизнь? Достойна ли она существа разумнаго, а христианина тем более? Это не развитие в себе сил, а подавление их, – это не Богу служение, а чреву и чувствам одним угождение.
Вот еще другие празднолюбцы. Они, не имея у себя ничего, не имеют в тоже время и охоты к труду. С утра до вечера они праздны и бездеятельны, – одна забота у них – больше выпросить, больше без труда получить, и все это сейчас же прожить, не заботясь о завтрашнем дне. Несчастные, они добровольные скитальцы, бросили свои семьи, о которых забыли и думать, они и нищи и жалки, и разуты и раздеты. И все это от нежелания трудиться. Они никто более, как тунеядцы, – они бремя для общества, унижение человечества, поношение и безчестие христианства. Они погрязают в пороках, иногда самых грубых, они не думают о душе, живут без освящения себя таинствами, они именем Христа питаются, но Христа не знают, они при храме получают подаяние, но к храму никакого отношения не имеют. Они схоронили себя для всего святого. Какого сожаления достойны эти несчастные! Их ждет участь ленивого раба, который свой талант закопал в землю. Да сохранит Господь всякого от подобного состояния.
б) Но и среди трудящихся все ли истинные труженики? Все ли с Богом и с мыслию о Христе трудятся? Трудясь для тела, для земли, для благосостояния временнаго, этими трудами созидают ли себе, как святые, счастие вечное? Но вот земледелец возделывает ниву свою – видали ли вы, как при этом он бьет животное, работающее на него, слыхали ли, какие мерзкия, бранные слова изрыгает он при этом на это несчастное животное свое? Не молитвами поливает и орошает он ниву свою, а самою постыдною бранью. Христианский ли это труд – спасителен ли он для души труженика?
Вот ремесленник сидит над работой, часто тяжелой работой своей. Бог ли в уме и сердце его? Бога ли он призывает в Помощника себе? Молитва ли на устах и в сердце его? Нет, или та же брань, или песни нередко самые неприличныя. Так ли нужно трудиться христианам? Таким ли трудом спасаются истинные труженики?
И на цель труда нужно обращать внимание христианину. Другой и честно трудится, и все умножает и расширяет свой труд, но для чего? С целию принести больше пользы другим? С целию употребить приобретенное на дела богоугодныя? Нет, у многих и в мыслях этого нет. Они трудятся с единственною целию наживы, нажить, приумножить себе состояние, чтобы пожить в роскоши и изобилии. Какая недостойная христианина цель труда! О том ли должен думать последователь Христов? Он должен в Бога богатеть, добрыми делами душу свою обогащать, он должен очи свои горе устремлять, богатства вечного всеми силами домогаться, царствия небесного прежде всего искать. Пожалеем и таких тружеников. Да вразумит их Господь! Да познают они, в чем счастие христианина – это счастие во Христе! Кто нашел Христа, тот нашел все. Без Него же ничто не сделает человека истинно счастливым, хотя бы всем светом владел он.
III. Будем, братия, любить труды, будем, как огня, бояться праздности, но трудиться будем с мыслию о Боге, и с целию доброю, чтобы трудом послужить к славе Божией и на пользу души своей и ближняго своего, по слову апостола: «аще ясте, аще пиете, аще и ино что творите, вся во славу Божию творите». (Сост. по № 22 журн. «Кормчий» за 1895 г.).