Источник

Двадцать третий день.
Поучение 2-ое. Празднование Владимирской иконе Божией Матери.

(В чем заключается тайна спасительного заступления Божией Матери за Россию?)

I. Празднование Владимирской иконе Пресвятой Богородицы, ныне совершаемое, установлено по следующему случаю. В 1480 г., не получая дани от русских, хан Золотой орды Ахмет двинулся на Россию, чтобы разграбить ее и разорить столицу – Москву. Он дошел уже до реки Угры, которую русские называли «поясом Богоматери», охраняющим московские владения. Москва была в страхе, и все молились о спасении. Царь Иоанн III решился бороться с ханом и стал с войском на берегу Угры, против полчищ татарских. Он велел войску отступить от берега, но татарам вообразилось, что русские заманивают их в сети – вызывают на бой, приготовив засаду. Тогда великий страх объял хана, и он гонимый сильнейшим страхом поспешил удалиться, оставив множество добычи русским. Современники справедливо приписывали это спасение от татар заступлению Пресвятой Богородицы, и установили 23 июня праздник Владимирской иконе с крестным ходом.

II. Братия христиане! воспоминая милости Богоматери, от древних лет являемые отечеству нашему, к чему мы обязываемся? Если Богоматерь так милосерда к нам грешным, так любит правоверующий род христианский, то очевидно и нам надлежит особенно заботиться о том, чтоб этой любви Богоматерней соответствовать своею благодарною любовию.

Более всего нам должно крепко блюсти чистоту нашей веры и жизни, чтобы заслужить благоволение Богоматери, Которая не может взирать Своим чистейшим взором ни на что нечистое и порочное, гнездящееся в душе человека, доколе человек не сознает этой нечистоты своей и не постарается омыть ее слезами покаяния.

Вникая в события отечественной нашей истории, мы убеждаемся, что вера, молитва и святость жизни угодников Божиих, живших в земле русской, в особенности привлекали благоволительный взор Богоматери на предков наших и приближали дивную Ея помощь во дни тяжких общественных бедствий. Представители земли русской преподобные Антоний и Феодосий печерские, преподобный Сергий Радонежский, святители Петр, Алексий, Иона и Филипп, Фотий и Киприан и многие другие своими святыми молитвами воздвигали на ходатайство Богоматерь и низводили Ея помощь отечеству нашему во время благопотребное. Но слышите, что говорит Сам Господь чрез пророка об израильском народе? «Аще предстанут Моисей и Самуил пред лицем Моим, несть душа Моя к людем сим» (Иер. 15, 1). И действительно, народ израильский, несмотря на то, что имел великих ходатаев пред Богом в лице своих праотцев и пророков, был предан в руки врагов, отвергнут Богом и рассеян по земле, потому что этот народ, изменявший Богу отцев своих, впадавший в идолопоклонство и нечестие, многократно избивавший пророков, посылаемых Богом, и наконец распявший истинного Мессию, Христа Спасителя, был совершенно недостоин любви Божией. Значит, ходатайственные молитвы святых – друзей Божиих не всегда могут быть действительными к отвращению гнева Божия от людей, если их грехи превышают долготерпение Божие. Значит, если Господь и Пречистая Богоматерь внимали молитвенному ходатайству св. угодников Божиих, предстательствовавших о земле русской, то это свидетельствует, что наши предки своею верою и благочестием заслуживали небесную помощь. И действительно, святой залог веры православной в нашем отечестве сохранился целым и неприкосновенным, несмотря на многократно бывшие искушения изменить Богопреданной вере, например, во время нашествия татар и поляков. Предки наши в эти бедственные времена не только не впали в измену своей Богопреданной вере и благочестивым обычаям, но еще более укреплялись в своем благочестии.

Не были, конечно, они свободны от грехов, но всегда «с покаянием и, смиренною молитвою» повергались пред Богом, пред Пречистою Богоматерию и св. угодниками Божиими. Никогда не забывали они милостей Божиих, но увековечивали память о них сооружением священных храмов, которые и до ныне красуются особенно в древних городах отечества нашего, свидетельствуя о благочестии наших предков. Вот в чем, братия, заключается тайна спасительного покрова Богоматери над Россиею!

III. Будем, братия, и мы верными подражателями благочестивых наших предков «в вере и благочестии», а также и в сердечном их «покаянии» во грехах, – тогда только и будем достойны молитвенного ходатайства за нас Пречистой Богоматери и святых угодников Божиих. Аминь. (Составл. по «Житиям святых» Филарета, архиеп. черниг. и № 28 «Воскр. бесед.» изд. при Общ. любит. духовн. просвещ. 1884 г.).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle