Месяц май
Двадцать шестой день.
Поучение 2-е. Преподобный Ферапонт Белозерский.
(Наше главное дело – забота о спасении души).
I. Преподобный Ферапонт, воспоминаемый ныне церковью, в мире Феодор, родился в 1337 году в г. Волоколамске от дворян Поскочинных. Юность Феодор провел благочестиво, помогая неимущим и поступая во всем по заповедям Божиим. Понемногу усиливалось в нем желание совсем оставить мир, и на 40 году Феодор удалился из Волоколамска в Москву. Здесь в Симоновом монастыре Феодор принял пострижение с именем Ферапонта. С полным послушанием выполнял Ферапонт все возлагавшиеся на него заботы и вместе постоянно бывал при службах церковных. Настоятель видел усердие Ферапонта во всяком деле и нередко посылал его в ближния и дальния места по монастырским делам. Однажды он был послан на Белое озеро. Исполнив поручения настоятеля, преподобный пожелал подробнее познакомиться с белозерской страной, обошел ее по разным направлениям, и полюбились ему ее густые леса, непроходимые болота, множество рек и озер. Ферапонт решил поселиться среди этой дикой природы, так способствовавшей полному уединению и безмолвию иноческой жизни. Новое место уединения его было окружено густым лесом и лежало между двух живописных озер. Здесь преподобный расчистил место, поставил келью, вскопал землю и насадил овощей. Первое время в пустыне было очень тяжелым для Ферапонта; далеко вокруг не было ни одного человеческого жилища, и только рев диких зверей прерывал безмолвие леса. Нередко разбойники нападали на преподобнаго, требовали у него денег и грозили убить. Наконец, они убедились в полной нестяжательности и нищете его, и тогда оставили его в покое. Когда окрестные жители узнали, что среди белозерских лесов находится великий подвижник, то многие стали приходить к Ферапонту и селились около его кельи. По просьбе иноков, Ферапонт построил храм в честь Рождества Богоматери, поставил кельи и учредил в новой обители общежитие. Молитва и неослабный труд (ремесла разного рода и списывание книг) были постоянными занятиями братии. Братия просила Ферапонта быть настоятелем, но он, по глубокому смирению, отказался, и тогда братия с его благословения избрали себе игумена. Но хотя Ферапонт и не принял на себя этого сана, все-таки он оставался главным руководителем братии, назидая их словом и примером.
Преподобный Ферапонт скончался 27 мая 1426 года, 90 лет от роду. Мощи его покоятся в соборном храме Лужецкой обители под спудом. Московский собор 1547 года причислил его к лику святых.
II. Преподобный Ферапонт своею строго-подвижническою жизнью дает нам, братие, назидание, что самая главная забота наша должна быть о вечном спасении своем.
а) Действительно, что всего нужнее нам, как не спасение души? Для чего живем мы на земле? «Избра нас» Бог «прежде сложения мира быти нам святым и непорочным пред Ним» (Еф. I, 4.). Мы созданы для того, чтобы представить душу Владыке ее в виде достойном Его святой любви. О том прежде всего и более всего и должны мы заботиться. Каждое существо в мире прежде всего обязано быть тем, чем быть создано. И каждый человек прежде всего обязан быть человеком, разумным и верным слугою Бога своего. Грех испортил в нем душу, богоподобный дух его должен, при помощи высшей, исправлять испорченную жизнь и вести ее к совершенству. «Ищите прежде царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам» (Мат. VI, 33.). Вот как важно устроение царствия Божия в душе! Все другое, что нужно нам только на время, для земного пути нашего, подается нам Господом прежде прошений наших, если только заботимся о спасении души. И тело и окружающие нас предметы назначены служить спасению бессмертной души. Итак, первая забота наша не о них, а о душе; на них остается смотреть только, как на средства для души. Спасение души – существенная потребность каждаго: не удовлетворять этой потребности значит не жить и даже хуже, чем не жить. «Добро было бы, аще бы не родился человек той», сказал Спаситель об Иуде предателе, погубившем себя (Мат. XXVI, 24.). Вот в какой связи находится существование души с ее спасением.
б) Душа наша так высока по своим свойствам, что все земное в сравнении с нею очень бедно. Христос Иисус, вечная истина, противоположив человеческую душу видимому нами миру, с его красотами и разнообразием, изрек, что весь мир не может вознаградить собою человеку потерю души его: «кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит?» (Мат. XVI, 26). В самом деле, как не быть высокою душе нашей, когда она носит на себе образ Божий, образ ума всесовершенного и воли с высшею свободою и мощию? Она крепка и сильна в сравнении со всем видимым уже и потому, что бессмертна.
А ее разум как много может обнимать собою! Ея свободная воля чего достигнуть не может? Душа может умом своим обнимать не только мир созданный, но и познавать Бога своего, Бога миров и вечности. Она сердцем своим может беседовать в молитве с Господом и вносить в мир чудодейственную силу молитвы. Любовию своею она может приближаться к Господу своему и низводить благословение Божие на тварь видимую. Силою Искупителя своего она может быть могущественною как и Он. «Веруяй в Мя», сказал Господь, «дела яже Аз творю, и той сотворит, и больша сих сотворит» (Иоан. XIV, 12.). Грех испортил в душе многое: но за то как возвысила ее благодать Духа Св.! «Не весте ли, яко храм Божий есте и Дух Божий живет в вас?» (1Кор. III, 16). Как же нам не заботиться всего более о нашей душе, когда она так высока по дарам небесным? Как не беречь, как не охранять в себе храма Божия? Как ставить заботу о теле и о земных вещах наравне с заботою о спасении души? Обладание целым миром не может вознаградить потери души.
в) Вечность, – вечность! И забывчивый язычник не всегда забывал о тебе; и его по временам тревожила ты собою. – Как же нам, христианам, забывать о тебе, – нам, которым описана ты так ясно, так живо, так убедительно? Как же мы вступим в твой круг, беззаботные о спасении души своей? Каково будет жить нам в бесконечном течении твоем? Ничего нельзя сказать против справедливости приговора: «что сеет человек, то и пожнет» (Гал. VI, 8). Свят Бог, святы и Его слова: «каждый получит плату по своему труду» (I Кор. III, 8). Настанет время жатвы, когда посеянное тобою вырастет, и ты увидишь, как и что сеял ты. Если на почве души твоей сеял ты только грехи и беззакония: о какие горькие плоды придется тебе вкушать там! Настанет время наград. Чего же ждать тебе, если жизнь твоя была сон беспечный? Бог – правда вечная: за каждый подвиг для добра заплатит радостию, но и не оставит без воздаяния ни одной мысли преступной, ни одного слова празднаго, тем более гордости, тщеславия, неги, роскоши. Будь осторожен здесь. И добрые подвиги, совершенные по намерениям нечистым или не в свое время, не дадут тебе венца. Будь на страже при при твоем сердце. – Не давай ему обольщатъся грехом, за который тяжела ответственность за гробом. Чтобы оживить в себе мысли о твоей вечности, представь себе состояние умерших. Почести, богатство, пышность, роскошь нужны ли им теперь? Ах! Оне для иных более, чем бесполезны: за то, что ими не умели пользоваться здесь, за то, что ими воспитали в себе страсти и испортили душу, грехолюбивые владельцы их страждут «в пламени» (Лук. XVI, 24). И тебя ждет или вечность блаженная, или вечность мук, смотря по тому, к чему готовишь ты здесь душу свою.
III. Братие! Нет тех трудов, тех подвигов, которых бы не стоило спасение души от вечных мук. Аминь. (Сост. по «Слов., бесед. и реч.» Филарета, архиеп. черниговск., изд. 3-е, 1883 г.).