Месяц май
Двадцать первый день.
Поучение 2-е. Св. равноапостольные Константин и Елена.
(Уроки из их жизни: – христиане должны обращаться к силе честного и животворящего креста Господня и содействовать распространению Христовой веры).
I. При св. Константине Великом, память коего с его св. и равноапостольною матерью Еленою совершается ныне, христианская вера, до него гонимая, сделалась господствующею в Римской империи. Отец Константина Великого, Констанций Хлор, уважал христиан и давал им почетные должности при своем дворе. Сын его Константин, рожденный от Елены, узнал христианскую веру в доме отца и с молодости привык уважать ее. Когда отец его скончался в Британии (нынешней Англии) в 306 году, Константин был провозглашен западным императором. Ему было тогда 32 года от роду. Он правил подданными с любовию и кротостию. Но в других областях западных правил злой и корыстолюбивый Максентий. В 312-м году подданные Максентия, не имея сил терпеть его притеснения, стали просить Константина избавить их от тирана. Константин пошел на Максентия, и когда он приближался к Риму, вдруг, среди дня, он и его войско увидели на небесах крест, сияющий звездами, с надписью: «сим побеждай». В ту же ночь Константину явился в видении Сам Христос и повелел ему сделать знамя на подобие креста и изобразить крест на оружиях, щитах и шлемах воинов. Под знаменем креста он победил Максентия, который, спасаясь бегством, потонул в реке Тибре.
Приняв христианство, Константин уговорил Ликиния, правителя восточной Римской империи, издать указы в пользу церкви, христианам дозволить строить храмы и свободно исповедывать свою веру. Но Ликиний в душе ненавидел христиан. Тогда Константин объявил ему войну и, победив его, сделался единовластным правителем всей Римской империи; с этого времени он стал открыто покровительствовать христианам.
Желая всех подданных сделать христианами, он действовал на них не силою, а советами и убеждениями. Так как в Риме было еще сильно язычество, то Константин избрал себе новую столицу, в Византии, небольшом городке близ Черного моря. Этот городок он назвал новым Римом и Константинополем. Впоследствии город назван Царьградом. Ныне – это столица Турецкой империи. В Константинополе император устроил множество великолепных храмов.
При Константине Великом христианскую церковь волновали язычники, еретики и раскольники, но защиту от них церковь нашла в императоре, который, для поддержания православия, созвал первый Вселенский собор.
При Константине возник из своих развалин Иерусалим, освященный проповедию, деяниями и страданиями Спасителя. Город этот более 150-ти лет был в запустении; на святых местах христианских были языческие храмы; город носил языческое имя Элии Капитолины. Мать императора, св. Елена, отправившись в 326-м году в святую землю, обрела там животворящий крест Господень и построила храмы на Голгофе, в Вифлееме, в Назарете и на горе Елеонской. Церковь называет ее равноапостольною, так как она своими подвигами содействовала распространению христианства в пределах Римской империи.
Будучи верным сыном церкви, Константин однакоже, с одной стороны из уважения к таинству крещения, с другой – желая перед смертию очиститься от всех грехов своей жизни, не принимал его до кончины и состоял в разряде оглашенных. Чрез 10 лет после смерти матери, он крестился в праздник Пасхи и умер в предместии Никомидии, в 337-м году по Рождестве Христове, 65-ти лет от роду. Тело его с торжеством перенесено в Константинополь и погребено в храме св. апостолов.
II. Свв. равноапостольные цари Константин и Елена предлагают нам два великие урока для нашего подражания: первый тот, чтобы мы обращались в всех случаях своей жизни к силе честного и животворящего креста Господня, – второй тот, чтобы мы по примеру их содействовали распространению и утверждению среди неведущих истинного Бога христианской веры.
а) «Сим побеждай!» гласила чудная надпись, виденная св. равноапостольным Константином при дивном небесном знамении креста. И император побеждал им не только своих внешних врагов, но и врагов внутренних: крест Христов был для него всегдашнею охранительною и руководящею силою и в его духовной благочестивой жизни, чем он и прославился паче всего, за что он и причтен церковию к лику святых. Да и как не быть победоносным кресту Христову, когда им Христос, Спаситель наш, однажды на всегда, на Голгофе поразил всех врагов нашего спасения; как не быть ему победоносным, когда в нем сокрыта спасительная непреоборимая сила Богочеловека, Христа Спасителя нашего?
Будем же, братия мои, и мы почаще пользоваться спасительною победоносною силою креста Христова в борьбе с врагами нашего спасения; будем, подобно апостолу, хвалиться крестом Христовым особенно пред теми, которые, к величайшему прискорбию, не чтят его, не пользуются его святою могущественною силою и даже позволяют себе хулить его, подобно христоненавистным жидовинам, – разумею наших жалких штундистов разного рода.
«Кресте! ты нам сила буди, крепость и держава, избавитель и предратник на борющия нас, щит и хранитель, победа и утверждение наше, присно соблюдая нас и покрывая».
«Кресте всесильне! злочестивыя низложи враги, ненавидящия и хулящия тя безумно, – языки попали и угаси шатания их!»
б) Св. равноапостольный Константин и Елена прославляются кроме того св. церковию за свою апостольскую ревность к распространению и утверждению между людьми Христовой веры.
Иметь ревность по Христовой вере и содействовать ее распространению и утверждению между людьми обязан каждый из нас.
Из любви ко Христу Спасителю нашему, просветившему нас Своим благодатным учением, и из любви к людям, погибающим во тьме язычества и невежества, мы, слушатели, всеми силами должны содействовать, чтобы св. вера Христова везде распространялась на земле. А есть еще, слушатели, много людей на земле, не знающих Христа Спасителя. В одной нашей православной России людей, не знающих Христа Спасителя, целые миллионы, как напр. евреев, татар, калмыков и других языческих народов. По вычислениям людей ученых всех народов на земле около 1430 миллионов; из них христиан, т. е. верующих во Христа Спасителя только еще 335 миллионов, а остальные все или язычники, или магометане, или евреи. Сколько, значит, гибнет людей во тьме неведения истинного Бога! Слово, сказанное Христом Спасителем апостолам, приложимо еще и к настоящему времени: «жатвы много, а жателей, т. е. проповедников учения Христова, мало.
Молитесь Господину жатвы, чтобы Он избрал достойных делателей жатвы Своей».
И мы каждый раз, во время божественной литургии, слыша об оглашенных, т. е. готовящихся к крещению, молитву св. церкви, должны от всего сердца возносить молитву Отцу небесному, чтобы все люди на земле обратились ко Христу Спасителю и вместе с нами прославляли пречестное и великолепое имя Отца, и Сына, и Св. Духа.
Кроме молитвы не забывайте, слушатели, содействовать распространению Христовой веры и своими посильными материальными средствами. В храме Божием нарочно на это устроена кружка с надписью: «на распространение Христовой веры между язычниками». К крайнему прискорбию надобно сказать, что давно эта кружка существует в храме Божием, много раз было говорено о необходимости помогать своими пожертвованиями на распространение Христовой веры; но немногие из вас еще откликнулись на это св. дело. Есть такие труженики-христиане, которые принимают на себя апостольский подвиг проповедывать учение Христово между неверующими в истинного Бога. По примеру свв. апостолов эти труженики, вдали от родных, терпят и голод, и холод, и всякие притеснения, и скорби от язычников, проповедуя учение Христово; заводят среди новых христиан церкви и школы, покупают для новокрещенных кресты и иконы, помогают даже обзаводиться хозяйством. Вот для поддержания этих-то свв. тружеников, которые проповедуют учение Христово между язычниками, и пойдут наши копейки, которые мы будем жертвовать на распространение Христовой веры.
Великая награда обещана Христом Спасителем за апостольский подвиг распространения Христовой веры. Даже напоивший чашею воды проповедника слова Божия не лишится своей награды, по слову Спасителя.
III. Итак, подражая свв. равноапостольным Константину и Елене, будем по мере сил содействовать распространению Христовой веры и во всех случаях жизни прибегать за помощью к силе честного и животворящего креста Господня. (Сост. по Ч. М. и проп. прил. к «Рук. для с. паст.» за 1887 и 1889 г. май).