Месяц май
Седьмой день.
Поучение 2-е. Святой мученик Акакий.
(О святых мучениках).
I. Святой Акакий, воспоминаемый ныне Церковью, мученик IV века, был родом из Каппадокии, по званию римский сотник, и пострадал при царствовании Максимиана. Акакие за решительный отказ принести жертву идолам и за безбоязненное исповедание христианства подвергли жестоким мучениям, били воловьими жилами, и оловянными прутьями, затем заключили в темницу, где в продолжение 7 дней святой мученик оставался без пищи. Из темницы в тяжких оковах он был приведен в Константинополь и здесь после новых истязаний окончил жизнь под мечем палача. Константин Великий воздвиг в честь святого мученика Акакие храм на месте его погребения.
II. В день памяти св. мученика Акакие размыслим о страданиях св. мучеников и почерпнем отсюда себе назидание.
а) Страшно и представить те казни, коим подвергались победоносные исповедники имени Христова! Темницы, голод, оковы, биение палицами, строгание тела, рассечение членов, жжение раскаленным железом, сожжение в огне, утопление в водах, отсечение главы, распятие на кресте, – все это, и большее, употреблено было нечестивыми мучителями. И можно, без увеличения, сказать, что тогда весь ад ополчился противу Христа в лице Его верных последователей. Но не мученики изнемогли в терпении, а мучители в изобретении рода мучений. И кто же побеждал эти полчища ада, как не Сам Христос, действуя в исповедниках имени Его Своею благодатию и всемогущею силою? Кто страдал в мучениках, как не Тот, Который пострадал за весь мир на кресте? Посему-то святые мученики часто не чувствовали тех страшных болезней, которые они терпели среди казней, и после нанесенных рань невидимою рукою внезапно исцелялись. Посему-то в страданиях их столько совершилось знамений и чудес, что нередко сами гонители повергались пред именем Распятого и делались мучениками. При таком покровительстве от Бога могло ли истребиться христианство и погибнуть церковь Христова? Нет. Чем более преследовали христиан, тем более они умножались; чем более гнали церковь Христову, тем более она распространялась и укреплялась, – и вот, наконец, во дни благоверного императора Константина, она просияла во всем величии и славе, сделавшись господствующею во всей римской империи и приняв в свое матернее лоно, как покорного сына, самого обладателя мира. Так опять исполнилось слово Христово, которое Он сказал о церкви Своей: «врата адова не одолеют ей» (Матф. 16, 18).
б) Вот, братие, какие прежде были христиане! Видите, сколь велика была их вера в Спасителя нашего Бога! Ежели сравнить веру мучеников с нашею верою, и терпение их с нашим терпением, мы безответно повинны Христу, Искупителю нашему. Мученики ни за что не хотели отпасть от веры во Христа. Их не могли «разлучить от любве Божия ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни глад, ни беда, ни мечь» (Рим. 8, 35). Мы же едва не ежечасно изменяем Христу, то из лести, то по человекоугодию, то из страха лишиться чести, потерять расположение сильных, понести ущерб в своих выгодах. Какая наша вера, когда мы о Боге и Спасителе нашем мало и думаем, когда мы судьбу свою подчиняем не промыслу Божию, а своим собственным рассчетам, – когда мы в случае бед, напастей, болезней обращаемся не к силе Божией, а к помощи человеческой! Где наше терпение, когда мы тяготимся всеми христианскими обязанностями: и бдением, и молитвами, и постом, и не можем отказать ни в чем своим чувственным желаниям и страстям? Горе нам, братие! Чем мы можем извинить себя в оскудении нашей веры и дел христианского благочестия? Внешними ли какими препятствиями? Но мы живем в благословенное время мира христианского: у нас цари благочестивые, поборники веры и покровители святой церкви; мы ежедневно и открыто призываемся на служение истинному Богу; нас побуждают и поощряют исповедывать имя Христово и исполнять все христианские обязанности. Собственною ли нашею немощию? Но мученики разве не такие же были люди? Разве они родились бесплотными, или с другою плотию, нежели какую имеем мы? Нет. Они, как и все святые, были, по выражению слова Божия, «подобострастны нам» (Иак. 5, 17), т. е. имели те же немощи, ту же растленную грехом природу; но, вооружившись верою и любовию ко Христу, мужественно подвизались противу всех искушений плоти, мира и диавола, и вот Бог даровал им благодать и силу, при содействии которых они восторжествовали над всеми своими врагами, получили себе победные венцы. От чего же и нам не быть подражателями их? Ведь и нам всегда готова помощь небесная. «Бог», говорит Писание, «всем человеком хочет спастися» (1Тим. 2, 4), и «Иисус Христос», Помощник и Спаситель наш, «вчера и днесь тойже и во веки» (Евр. 13, 8). Начнем только дело своего спасения, и не замедлит посетить нас «сила Божия», готовая «во спасение всякому верующему» (Гим. 1,16).
III. Будем, братие, воодушевляться верою и терпением святых мучеников и с ревностию проходить поприще христианской нашей жизни, поборая греховные страсти и растленные мира обычаи, чтобы святые мученики были молитвенниками за нас и помощниками нам в немощах наших, а не обличителями нашими пред Богом. Аминь. (Сост. по Ч. М. и кн.: «Сеятель благочестия» прот. Нордова, т. I, изд. 1891 г.).