Источник

Первый день.
Поучение 1-ое. Св. священномуч. Макарий, митрополит Киевский.

(О том, что высокие качества и обязанности пастыря Церкви требуют и от пасомых особенного внимания к себе).

I. «Пастырь добрый душу свою полагает за овцы» (Иоан. X, 11). Вот самое высшее, отличительнейшее свойство пастыря, определяемое Пастыреначальником нашим Господом Иисусом Христом! Священномученик Макарий, ныне нами благочестно празнуемый, во всей точности осуществил на себе это качество. Он до посвящения своего в митрополиты был настоятелем в Виленском Троицком монастыре. Сделавшись митрополитом, он не долго святительствовал. В 1497 г. новый святитель отправился в Киев, чтобы посетить свою сиротствующую паству и принести ей духовное утешение. Поспешая из отдаленной Вильны к своей киевской пастве, не взирая на все трудности и опасности пути, несмотря на предостережения, что на пути везде рыщут дикие татары, разрушавшие Киев, он был мученически умерщвлен крымскими татарами на берегах Припети. Св. мощи его прославились нетлением и покоются в киево-софийском соборе. Так он буквально осуществил на себе слова Господа: «пастырь добрый душу свою полагает за овцы» (Иоан. 10, 11).

II. а) Немногим, конечно, избранникам Божиим дается в удел священномученический венец, в точном смысле сего слова; но можно, по справедливости, сказать, что истинное пастырство всегда было и есть, в своем смысле, тоже священномученичество, как и выразился о сем один из знаменитейших иерархов русской церкви (Филарет, митр. киевский).

И в самом деле, что такое значит постоянное, хоть и посильное, наставление и вразумление на все доброе и святое пастырем своих словесных овец, сопровождаемое почти всегда борьбой с предрассудками, суевериями, пытливым сомнением, растленными понятиями века сего и мира, во зле лежащаго, а отсюда упорными противоречиями, недоверием, могущими, кажется, поколебать самое усердное желание, самое чистейшее намерение учителя церкви, как не мученичество своего рода?

Что такое деятельность пастыря церкви, обязанного и словом и своею жизнию, забыв свой покой и слабость сил, назидать души христиан и вести их в царство небесное под опасением величайшей ответственности за погибшие души, как не постоянный подвиг самоотречения и самоотвержения?

Что такое всегдашняя, и, конечно, искренняя молитва пастыря о своих пасомых, при их равнодушии, холодности к нему, а иногда даже прямой неблагодарности, как не своего рода то же положение им души своей за овцы своя?

А решать не всегда удоборешимые дела совести людей и успокаивать ее тогда, как сам, быть может, при первой встрече с новым безобразием греха, невольно возмущаешься духом, и в то же время молитвенно и, конечно, с участием призывать на грешника всепрощающее милосердие Божие, так сильно им иногда прогневанное, разве это не положение пастырем души своей о чадах своих духовных?

Так-то, братие, трудность, многоответственность и в то же время священная высота и спасительная важность служения пастыря церкви, как посредника между Богом и людьми, требует всегда положения им души своей за овцы пасомые и, конечно, самое посильное исполнение им сего св. долга, при уповании на милость Божию, не лишит его небесного и праведного мздовоздаяния.

б) Многотрудные и крайне ответственные обязанности пастыря требуют и от пасомых особенного внимания к самим себе, чтобы сохранить правильныя, Богом установленные отношения к своим пастырям.

Пастырь может быть и хорош, бдительный, вполне преданный своему высокому служению, но в стаде его все-таки могут быть овцы, которые, по слову Евангелия, как бы «не суть оть двора сего» (Иоан. 10, 16)". Испытай же после этого по совести, возлюбленный, каждый сам себя: овча ли ты, в самом деле, избранного стада Христова, или овча заблудшее? Узнай это, и бежи от пустыни, – спеши в ограду Христову, спеши под руководство Богом поставленного твоего земного пастыря. А узнать это легко. Сам Иисус Христос в той же приточной беседе Своей, слова которой мы положили в основу настоящего нашего собеседования, указывает кратко и ясно на признаки, отличающие истинных овец стада Христова от овец заблудших: «и овцы глас его слышат, овцы ведят глас его; овцы гласа Моего слушают, по чуждем же не идут.... и знают Мя моя» ((Иоан. 10. 3, 4, 27. 5, 14).

Так, возлюбленный! Если глас твоего духовного пастыря, научающего тебя и направляющего на стезю заповедей Господних, всегда доходит не только до слуха твоего, а и сердца твоего, – если в гласе этом ты слышишь не один пустой звук, «а ведаешь» глас пастыря твоего, желающего тебе от всего сердца добра и душевного спасения, в каких бы выражениях, и в каком бы тоне он не передавался тебе: в тоне ли благодушного снисхождения, мирной любви и утешения, в строгих ли словах праведного обличения и запрещения, в изящном ли слове с церковной кафедры или простом безыскуственном наставлении, и бываешь верен сему гласу: – ты истинное овча стада Христова, ты овча – на пажити Его.

Если ты, возлюбленный христианин, несмотря на все соблазны мира, на все происки самозванных учителей, погрязших в расколе или сектанстве, и людей века сего, широкую и пагубную беспутность в жизни предпочитающих правому, хоть и тесному пути в царствие Христово, всегда со страхом отвращаешься и от них убегаешь; если слух твой и сердце всегда закрыты для лживых учений этих самозванных учителей, этих волков в одежде овчей, желающих и тебя увлечь в пустыню страстей и гибели: – ты верное овча Пастыря небеснаго, ты – от Его двора!

Так-то, братие, высокие и многотрудные обязанности пастыря церкви должны напоминать и вам о всегдашней бдительности и внимании к самим себе. «Блюдите, братие, како опасно ходите» (Еффс. 5, 15). А наипаче убегайте злых людей и учителей не призванных, «льстящих вам своими языки; гортань их для вас – гроб отверст» (Пс. 5, 10).

III. Господь Бог, молитвами священномученика Макария, да сохранит вас от таких учителей и руководителей! Да сохранит же навсегда и сопричтет к избранному стаду своих верных овец. Аминь. (Сост. с дополн. по проп. прилож. к «Руков. для сел. паст.», 1888 г., май).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle