Источник

Первый день.
Поучение 3-е. Память преп. Марии Египетской.

(Должно слушаться гласа благодати, зовущей ко спасению).

I. Ныне празднуется память святыя подвижницы Марии египетския. Я надеюсь, нет ни одного из вас, братия, кто бы не знал жития сей дивной, и грехами и покаянием, жены. Нельзя читать не краснея, где она повествует святому Зосиме, каким постыдным предавалась она удовольствиям, доколе не коснулась ее сердца благодать Божия; и потом нельзя читать без удивления и восхищения, как провела она следующие годы в пустыне Иорданской, и как нашел ее преподобный Зосима. По началу жизни – сосуд диавола, по концу жизни – сосуд Божий избранный!

II. Столь важный пример полезно, братия, сохранить в нашей памяти, запечатлеть в нашем сердце. Видишь ли ты когда грешника? Не дерзай осуждать, помня обращение Марии. Впадаешь ли сам в беззаконие? Не отчаявайся, но обратись в сокрушении сердца ко Господу, помня обращение Марии. Провел ли "ты большую часть жизни в беспечности и нерадении о душе своей? Воспомяни Марию, как поздно она образумилась, но, принявшись исправить себя и наказать за бывшие наслаждения, как многих она опередила! Она исполнила в себе слова Спасителевы к фарисеям: «яко мытари и любодейцы варяют вы в царствии Божии» (Матф. 21, 31).

а) Особенно воспоминайте почаще ту важную минуту, когда коснулась Марии благодать Божия, когда зажглась первая искра в ее омраченной душе. Быть не может, чтоб иногда и нашей души та же благодать не касалась. Искупитель, привлекший Марию к Себе, и ныне тот же Бог любви, и ныне также жаждет спасения грешников, и ныне также ударяет в двери нашего сердца всеми случаями, пробудить нас способными. А мы, беспечные, или пропускаем без внимания эти прикосновения благодати, или на минуту трогаемся, и опять забываемся. Что же наконец последует, ежели продолжим нашу беспечность? Что сказал Иерусалиму, то скажет на последок и душе нашей Господь: «Иерусалиме, Иерусалиме, избивый пророки, и камением побиваяй посланные к тебе: колькраты восхотех собрати чада твоя, якоже собирает кокош птенцы своя под крыле, и не восхотесте? Се оставляется вам дом ваш пуст. Глаголю бо вам: яко не имате Мене видети отселе» (Матф. 23, 37, 38).

б) Страшен таковой приговор, слушатели; но он совершается пред глазами нашими не редко. Не редко видим людей, коих звала благодать Божия, и – перестала; ибо не внимали ее призыванию. И кто же сии люди? Величайшие ли грешники? К изумлению тоже совершается и в наше время, что было во дни Спасителя. Как тогда великие грешники притекали к Спасителю, – мытари, разбойники, блудники; но фарисеи, то есть, люди, наблюдавшие по наружности всю законность и приличие, – редко, весьма редко приходили в покаяние: так и ныне, если слушают слово Божие со вниманием и умилением, если примечают над собою действия Божии, – это большею частию те, которые вовлечены в грубые грехи; а фарисеи и люди исполненные духовной гордости даже и не думают, что им обращаться, что им каяться должно. Они точь в точь говорят, как тот евангельский фарисей: «в чем же нам каяться? Славу Богу, мы не грешники, не разбойники, не блудники, не хищники; а малых грехов Бог не взыщет; кто не грешен?» – Такие мысли, такие слова, по истине, слушатели, ужаснее величайших грехов и преступлений. Человек создан для Бога; душа его должна быть храмом Божиим. Великий грешник, когда он раскаивается, горит всем сердцем и влечется всею силою ко Господу. Но холодность фарисейская никогда не разогревается, и для таких кажется все равно, есть ли Бог, или нет. На языке их хотя и слышно имя Божие, но в сердце совсем нет Бога.

III. Бог – велико имя! Он столь благ, что должно гореть к Нему любовию; Он столь грозен, что должно трепетать Его правосудия; Он столь близок к нашему сердцу, что должно непрестанно благоговеть пред дицем Его. Как же можно говорить о Нем и о себе так равнодушно? Кто «ни тепл, ни хладен», тому рек Господь: «имам изблевати тя». Братия! И любите Бога любовию Марии, и кайтесь ее покаянием. Мы все пред Б.огом непотребные грешники. Аминь. (Сост. по «Сборн. поучен. на дни воскр. и празд.», изд. редакц. «Воскр. Чт.», т. I, 1853 г.).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle