Месяц апрель
Восьмой день.
Поучение 1-е. Преп. Нифонт, епископ Новгородский.
(О христианском мире с ближними и средствах к достижению его).
I. Преп. Нифонт, память коего совершается ныне, в мире Никита, воспитанный среди благочестивой семьи, с детства проявлял набожное расположение и, по смерти своих родителей, в молодых еще годах, решился посвятить себя на служение Богу. Употребив имущество свое в пользу бедных, он принял пострижение в Киево-Печерском монастыре, при игумене Тимофее. Здесь вскоре приобрел он от видевших его подвижническую жизнь то уважение, которым пользовался впоследствии и от князей и от народа.
Для тщательного изучения церковных правил и обычаев он совершил путешествие на Восток. По возвращении оттуда, будучи уже известным по своей опытности, мудрости и твердости благочестия, он был избран князем, братиею и народом и посвящен в Киеве в 1131-м г. во епископа новгородского. Он заявил себя на святительском поприще, между прочим, как «примиритель князей». Так, в 1135-м г. епископ Нифонт увещаниями своими, проникнутыми смирением и любовию, прекратил рознь, возникшую между киевлянами, черниговцами и новгородцами, собиравшимися уже выступить друг против друга. Скончался препод. Нифонт в Киеве, куда прибыл для встречи нового митрополита и погребен в Киево-Печерском монастыре, после бывшего ему о том пророческого сновидения.
II. Остановим, братие, свое внимание на миролюбии преп. Нифонта, который своими увещаниями, проникнутыми смирением и любовию, прекратил междуусобную княжескую распрю и тем отвратил великое бедствие для своей родины.
Научимся и мы быть миролюбивыми в отношениях к своим ближним.
«Аще возможно, еже от вас, со всеми человеки мир имейте» (Рим. 12,18), говорит ап. Павел.
а) Как важна и священна сия заповедь апостольская, как она необходима для спасения нашего, – видно из того, что, подтверждая ее в другом месте, св. ап. Павел присовокупляет, что без исполнения сей заповеди никто не узрит Бога, – никто, следовательно, не будет принят в царство Божие, в сообщество ангелов и избранных друзей Божиих: «мир имейте и святыню со всеми, ихже кроме никтоже узрт Бога».
Почему? Потому, во-первых, что Сам Бог есть Бог мира, как именует Он Сам Себя в святом слове Своем: как же явиться пред лицом Его тому, у кого в сердце таится вражда или злоба, а нет мира, любви и святыни?
Потому, во-вторых, что царство Божие есть царство мира, любви и единодушие, царство благости, милосердия, кротости и долготерпения: как же войти в него тому, кто имеет огорчение, досаду, злопамятство на своего брата, кто не имеет согласия и мира с своими ближними, сонаследниками царства Божия?
Потому, в-третьих, что всякая вражда первоначально – от диавола. Он первый восстал враждою на Бога Творца своего, первый возмутил мир и тишину царства Божия, первый увлек и человека в противление воле Божией и посеял вражду в человеческом роде. Что же делают из себя все непримиримо враждующие с ближними и братиями своими, как не чад диавола, как называет таких людей Сам Господь? И где им место, как не с духами отверженными?
Потому, далее, что мир Божий, нарушенный грехопадением и происшедшею от того враждою и разделением, восстановлен в человечестве ценою крови единородного Сына Божия, Его крестными страданиями и смертию: «яко тем благоизволи Бог примирити всяческая к Себе, умиротворив кровию креста Его, чрез Него, аще земная, аще ли небесная». Что же делает враждующий с своими ближними, как не разрушает дело спасения, совершенное Сыном Божиим, как не попирает и ни во что вменяет святейшую кровь Его?
Потому, еще, что взаимный мир есть высшее благо, которое Господь Иисус Христос завещал, как драгоценное наследие, ученикам Своим, отходя от них на страдания: «мир Мой оставляю вам, мир Мой даю вам»; – есть высшее счастие, которым Он первее всего приветствовал друзей Своих по воскресении: «став посреде их и глагола им: мир вам!»
Потому, наконец, что мир сердца есть благодатный плод Духа Святаго, обручение и залог Его благодатного пребывания в душе нашей: «плод бо духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие». Потому мирное или немирное состояние сердца есть верный признак того, обитает ли в сердце человека Дух Божий – Дух мира, любви и благости, или же дух от лукаваго, который по самому существу своему есть дух вражды и злобы.
б) Не подумайте, братие, чтобы недостаток мира с ближними можно было заменить другими какими-либо добродетелями или подвигами благочестия. Где нет мира, там нет и истинной любви христианской; а без любви, по учению апостольскому, ничтожны все дарования, даже чудодейственныя, бесплодны все добрыя дела, хотя бы кто роздал нищим все имение свое, – бесполезны все подвиги, даже мученические. Без искреннего примирения с братиями своими невозможно ни приступить к престолу Божию, ни отверзать уста свои на молитву к Отцу небесному; иначе самая молитва наша будет нам в грех: «аще принесеши дар твой ко олтарю, и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя, остави ту дар твой пред олтарем, и шед прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед, принеси дар твой».
в) Как – скажете – достигнуть миролюбивого расположения духа? Св. апостол Павел указывает самые верные к тому средства. Положив в основание своего учения искреннюю, нелицемерную любовь к ближнему, как главный источник всех добродетелей, как начало истинной духовной жизни во Христе, как основание мира и единодушие со всеми, он представляет ее в следующих, более частных чертах.
аа) Братолюбием друг ко другу любезни: честию друг друга больша творяще. Главный источник всех несогласий, раздоров и вражды есть наше самолюбие, – то именно, что мы почитаем себя лучше других, более других сведущими и благоразумными, более других беспреткновенными в своей жизни, менее других грешными пред Богом. Заключите же сей нечистый источник; представляйте себя худшими всех братий своих пред Богом, грешнейшими паче всех человеков, более других склонными к ошибкам, заблуждениям и падениям: тогда убедитесь сами, что мы не только не имеем права оскорбляться словами своих братий, раздражаться их поступками, напротив обязаны воздавать им честь и уважение.
бб) Благословите гонящия вы, благословите, а не кляните. Это другая, высшая ступень к снисканию мира со всеми: всем и обо всех говорить только благое слово, всем желать только благословения от Господа, о спасении всех молиться от искреннего сердца, – тем паче не злословить кого-либо, тем паче не клясть даже тех, которые делают нам всякое зло.
вв) Ни единомуже зла за зло воздающе и не себе отмщающе, промышляюще же добрая ко всем. Это третья ступень к достижению мира со всеми, т.е. не только словами, а и самым делом надобно показывать любовь свою ко всем. И первее всего не воздавать злом за зло. Если не можешь так овладеть своим сердцем, чтоб оно вовсе не возмущалось враждебными словами других, не раздражалось их вредоносными действиями, то удержи хотя язык свой, чтобы не возбудить из одного, быть может, необдуманного слова целого пламени вражды и ссоры. Дай время самому оскорбившему тебя обдумать слова свои, дай место собственной его совести обсудить его поступок. Если же не можешь удержать и языка, удержи, по крайней мере руку, чтоб она не воздавала злом за зло и не сделала вражду твою с ближним непримиримою; чтобы страсть мщения не причинила, ближнему твоему гораздо большего оскорбления и не возбудила в нем еще большей ненависти и озлобления на тебя. В таком случае будешь сугубо виновен пред Богом: первое, что не исполнил Его заповеди, повелевающей прощать всякое оскорбление и обиду; второе, что сделал зло своему брату и убил его душу враждою.
гг) Венец истинной любви христианской есть благотворение врагам своим: аще убо алчет враг твой, ухлеби его, аще ли жаждет, напой его. «Не» «побежден бывай от зла, но побеждай благим злое». Тогда и «с ненавидящими мира» будешь «мирен». Быть не может, чтобы сердце человеческое могло так закоснеть в злобе, чтобы не тронулось искренним чистосердечным незлобием и кротостию гонимаго. Самый ожесточенный враг Давида Саул сознался, наконец, в своей неправде пред ним: «праведен ты паче мене, яко ты воздал ми еси благая, аз же воздах тебе злая».
III. Не правда ли, братие мои, что если бы каждый из нас искренно решился следовать правилу апостольскому – иметь мир и святыню со всеми, сколько прекратилось бы и исчезло зол, нестроений и бедствий, отягчающих нашу жизнь в обществе! (Сост. по проп. Димитрия, арх. херс, т. V).