Источник

Двадцать пятый день.
Поуч. 2-ое. Благовещение Пресвятыя Богородицы.

(О приобщении Божеству человеческого естества в воплощении Сына Божия).

I. Созерцая верою великое таинство, ныне явленное, – таинство воплощения Сына Божия, не знаешь, братие, чему более удивляться: тому ли, до какой степени истощил, умалил Себя Бог, приняв зрак раба, соделавшись человеком (Фил. 2, 7); или тому, до какой степени возвысилась человеческая природа чрез это истощание Божества?

II. а) Человеческая природа изумительно возвысилась, прежде всего, в лице Самого воплотившегося Господа. Сын Божий принял на Себя человеческое естество навсегда, и принял в единство Своей Божеской ипостаси, так что хотя в Нем ныне два естества – Божеское и человеческое, но они соединены в Нем нераздельно и составляют одно лице, одну ипостась Божескую. Он и по воплощении, и в естестве человеческом, есть все тот же единый истинный Сын Божий и истинный Бог, каким был до воплощения. Вследствие такого ипостасного соединения во Христе двух естеств человечество в нем приобщилось Божеству и обожилось, т. е., усвоило от Божества все, что способно было усвоить, не теряя своей ограниченности и человеческих свойств, обогатилось от Божества и премудростию, и святостию, и животворною силою, и другими Божественными совершенствами. Вслед за тем обоженное в лице Господа Иисуса человечество соделалось в Нем причастным и Божеского поклонения. Ныне Он восседит на престоле славы одесную Бога Отца в Своем человеческом естестве; ныне Ему, уже во плоти, дадеся всяка власть на небеси и на земли (Мф. 28,18); ныне Ему и в человеческом естестве покланяется, как Богу, всяко колено небесных и земныхь и преисподних (Фил. 2,10). Что-ж, скажите, может быть выше того, чего удостоилась во Христе наша человеческая природа?

б) Если не до такой, то все же до изумительной степени возвысилась наша природа и в лице Пресвятой Девы Марии, родившей Господа. Она родила Его, без сомнения, не по Божеству, а по человечеству. Но так как человечество во Христе с самой минуты Его зачатия нераздельно и неразлучно соединилось с Божеством в одну Божескую Его ипостась: то значит, что Пресвятая Дева и зачала, и носила во утробе, и родила истинного Сына Божия, истинного Бога. Следовательно, есть воистину Богородица. А удостоившись быть Материю Господа, Творца всего существующаго, Она естественно возвысилась чрез то над всеми Его созданиями не только земными, но и небесными, и по достоинству исповедуется честнейшею даже херувим, и славнейшею, без сравнения, серафим, т. е. самых высших сотворенных духов. Она есть первая по Боге, есть Царица неба и земли!

в) Если не до такой, то все же до изумительной степени может возвышаться человеческая природа и в каждом из людей, которые только веруют в воплотившегося Сына Божия. Тогда как одна из дщерей человеческих удостоилась быть Материю Господа, все мы, верующие в Него, удостоиваемся быть братиями Его, сынами Отца Его небеснаго, причастниками Святого Духа. В таинстве крещения мы рождаемся от Бога, облекаемся во Христа. Чрез таинство миропомазания приемлем в себя Духа Святаго. Чрез таинство евхаристии приискренне соединяемся со Христом, так что Он в нас пребывает, а мы в Нем (Иоан. 4, 15). И если после этого мы живем благочестиво, по христиански, то мы более и более воображаем в себе Христа (Гал. 4, 19) и не ктому живем мы, а живет в нас Христос (-2, 20). Ныне чада Божия есмы, братия единородного Сына Божия (1Иоан. 3, 2), наследники Богу, снаследники Христу (Рим. 8, 17), мы воцаримся с Ним (2Тим. 2, 12) и воссядем с Ним на престоле славы Его (Апок. 3, 21).

III. Присовокуплять ли, братие, нравственное наставление? Оно всякому очевидно. Если до такой степени возвысилась наша природа в лице воплотившегося ныне Господа и Его Пречистой Матери и может возвышаться в каждом из нас: то научимся уважать свою природу и вести себя сообразно с ее высоким достоинством. Будем твердо помнить, что она действительно возвышается в одних праведниках, истинных христианах, чрез их благочестие, а в грешниках только более и более уничижается, и тогда как первые, восходя по степеням нравственных совершенств, взойдут наконец на небо, чтобы там царствовать со Христом, последние, постепенно ниспадая, ниспадут наконец в бездну ада, чтобы там вечно мучиться с диаволом. (Сост. по «Слов. и Реч.» Макария, митр. моск., изд. 1891 г.).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle