Месяц март
Двадцать четвертый день.
Поуч. 2-ое. Святый исповедник Иаков.
(Как воспитать детей в духе благочестия?)
I. Святый Иаков, память которого совершается ныне, отличался строгостию своей жизни. С юных лет он возлюбил благочестие, которое и сохранил до конца дней своих. За святую жизнь поставленный епископом, он много ратовал за почитание икон, на которые в его время было гонение. Но ревность его имела последствием ссылку и заточение, в каковом он и скончался.
II. Мы сказали, что святый Иаков с юношеских лет возлюбил благочестие. И в нынешнее время многия дети с самого раннего возраста проявляют склонность к жизни благочестивой. Посмотрите, как иные дети послушны, кротки, уступчивы, как благонравны, прилежны, усердны к молитве. Посмотрите, с каким вниманием дитя слушает уроки по закону Божию, как оно долго и горячо молится, как любит храм Божий. Расскажите ему что Божественное, чудесное, необыкновенное, оно не забудет во веки; читайте ему рассказы из жизни святых, оно будет слушать вас с необыкновенным вниманием, слушать целые часы. А как сострадательны некоторые дети к нищим! для них первое удовольствие подать им милостыню. У одних склонность к благочестию прирожденная, но у многих благочестивая их настроенность зависит и от внешних причин.
а) Много влияют на ребенка лица, окружающия его. Добрая няня, христиански настроенная, проникнутая духом благочестия, имеет неотразимое влияние на ребенка. Ребенок слышит ее ласковыя, кроткие и добрыя речи, видит ее горячую и продолжительную на его глазах молитву, и сам волей-неволей проникается духом благочестия. Что сказала няня, то для него закон, а когда она внушает одно доброе, то доброе им и усвоивается прежде всего. Поэтому родители, желающие истинного блага своим детям, должны быть чрезвычайно строги в выборе прислуги для ухода за детьми и останавливаться на тех, в которых замечается настроенность благочестивая, и ни под каким видом не поручать детей прислуге мало нравственной и инославной. Что услышат дети от такой прислуги? о Боге, всеведущем и всеблагом и вездесущем она конечно никогда не скажет, будет держать себя в отношении к ребенку так, как будто бы Бога и нет. Тогда как добрая няня – она первая и креститься выучит ребенка, она и первоначальные понятия о Боге сообщит ему, она и молиться научит его, и сама с ним непременно будет молиться.
б) Много влияет на ребенка среда окружающая его, сверстники, с которыми играет и все свое время проводит он. Помилуй Бог, он сблизится с ребенком из семейства недобраго, которому известны пороки старших, и который способен передать о них другим. Совершенная гибель – знакомство с таким товарищем. Родители, отпускающие из дому гулять детей своих, должны строго следить, с кем проводят время их дети, какого склада другие дети, с которыми они дружатся, в какие игры наконец играют, что говорят, все это должны знать родители; иначе не видать с духом благочестия детей своих, ребенок незаметно с ранних лет может заразиться такими пороками, о которых страшно и подумать.
в) Много значит обстановка домашняя, среди которой ростет дитя. Не одно и то же для ребенка видеть в родительском доме на стенах картины соблазнительные или содержания религиознаго. Картина священная – она сильное, самое благотворное имеет влияние на ребенка, такое, что не изглаживается из его памяти и воображения во всю жизнь. Ребенок останавливается пред такими картинами, расспрашивает родителей о содержании их, размышляет, и сам переживает то, что на них изображено. Картины из жизни Спасителя, из истории ветхого завета, в роде напр. жизни Иосифа и других – все это назидательно, поучительно, и глубоко ложится на душу ребенка. Поэтому родители всемерно должны удалять из дома все соблазнительное, чтобы ничем не осквернить чистого сердца и воображения своего дитяти. За всякое же послабление и опрометчивость в этом отношении придется им пред Богом за детей своих тяжко отвечать.
г) Скорее всего дух благочестивый вкореняется в детей христианским благочестивым поведением и образом жизни всего семейства. Каждое христианское семейство должно быть, по апостолу, домашнею церковию. И вот если в этом семействе жизнь идет по правилам веры и церкви, то и к детям невольно прививается этот дух. Пришел праздник – все идут в храм. Пришел пост – все с радостию и любовию принимаются за пищу постную, и взрослые, и малые – никто без нужды не дозволит себе нарушения поста. По вечерам и в дни праздничные чтение в семье Евангелия и других дух. нравственных книг, – общая молитва утром и вечером, при входе и выходе из дома, пред всяким делом и после – все это как сильно влияет на детей. И сейчас узнаешь ребенка – выходца из такой семьи. В нынешнее время изгоняется из домов образ жизни по духу церкви. Водворяется дух светский. От этого все меньше и меньше мы видим детей с благочестивою настроенностию. В этих семействах дети часто и понятия не имеют о праздниках и постах. Еще так недавно одному пастырю в одной светской семье пришлось встретить девятилетняго мальчика, который даже и понятия не имеет, никогда и не слыхал, что такое за книга, Евангелие. Очень скорбное явление! Да не будет совсем таких явлений в мире православном!
III. А не будет их тогда, когда каждая мать со всем вниманием прильнет к детищу своему. Да, вот кто более всего может сделать для ребенка – это мать благочестивая. Истинную мать не занимают ни наряды, ни выезды, ни приемы – а более всего привлекает ее внимание воспитание детей своих в духе веры Христовой. Плод от этого пред нами. Все святые имели матерей благочестивых. Св. Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, св. Тихон Задонский – все они первые начатки благочестия восприяли от своих благочестивых матерей. О, дай Бог, чтобы и в наше время каждая мать, рождая детей для жизни земной, умела бы воспитать их и для царства небеснаго. Вот тогда-то мы будем более и более встречать детей скромных, благонравных, богобоязненных, а с умножением таких детей умножится благочестие и между взрослыми – во всем обществе христианском, во всех сословиях его, чем и да утешит нас Господь. (Сост. по поуч. свящ. П. Шумова, в прилож. к журн. «Кормчий» за 1896 г., № 12).