Месяц март
Одиннадцатый день.
Поуч. 2-е. Свт. Евфимий Новгородский.
(О продолжительных молитвах).
I. Святой Евфимий, память коего ныне, жил в XV веке. Он был сын новгородского священника и получил хорошее книжное научение. На пятнадцатом году Евфимий оставил мир и удалился в Вяжицкий монастырь святого Николая, где вел строгую подвижническую жизнь. Новгородский епископ Симеон, узнав о благочестивой жизни юного подвижника, взял его в свой дом и поручил ему заведывать церковным имуществом; когда же Симеон умер, братия Богородицкого близ Новгорода монастыря избрали Евфимия игуменом. В 1429 году митрополит Герасим посвятил Евфимия в сан епископа новгородского. Святитель Евфимий много заботился об умножении и украшении церквей в своей епархии и о смягчении диких нравов своей паствы. По словам современного летописца в Новгороде в то время не было правды и правого суда, явились ябедники, давали клятву и целовали крест на неправду, по селам были грабежи; тяжкие поборы княжеских чиновников угнетали народ. Евфимий, насколько было в его силах, старался облегчать участь несчастных. Бедные получали от него помощь, угнетенные и скорбящие – защиту и утешение. Насколько святитель был кроток и милосерд ко всем искавшим помощи и защиты, настолько он был строг к явным соблазнам и грехам своей паствы: в этом случае ни знатность рода, ни дары, ни просьбы, ни угрозы не могли смягчить и удержать его от строгих обличений.
Среди пастырских забот святой Евфимий не оставлял и иноческих подвигов. За час до утрени он вставал на молитву, прежде всех приходил на церковную службу. Иногда всю ночь проводит от без сна в молитве. Всю первую неделю великого поста Евфимий проводил в молитве, не вкушая пищи, в прочия же недели поста вкушал однажды в день, и только в субботу и воскресенье по два раза в день.
Святой Евфимий скончался 11 марта 1458 года в преклонных летах, после недолгой болезни. Мощи святителя, чрез шестнадцат дней по кончине его открытыя нетленными, вскоре сделались источником многих чудотворений; через возложение схимы святого Евфимия многие больные получали исцеление.
II. Непрестанно молитесь (1Сол. V, 17), заповедует нам св. ап. Павел. Этим путем к духовному совершенству шли все святые, и в числе их препод. Евфимий, как мы слышали из жития его, целыя ночи проводивший в молитве.
Для чего же нужна продолжительность молитвы? Для чего повторительно и усиленно должны быть воссылаемы к Богу желания наши?
а) Конечно не для Него Самого. Весть бо Отец наш небесный и прежде прошений наших, чего требуем мы (Матф. 6, 32). Апостол Павел внушает нам: да приступаем во святилище с искренним сердцем, во извещении веры (Евр. 10, 22). Какая же молитва лучше может доказать полноту нашей сердечной веры, – та ли, начало которой близко сходится с концом, или та, которая простирается на многие дни, месяцы и годы?
б) Продолжительность молитвы помогает и чистоте жизни. Кто усердно молится, тот греха боится, как бы он не повредил успеху сего святого занятия. Ибо вемы, яко грешники Бог не послушает (Иоан. 9, 31). Очи Его на праведныя, и уши Его в молитву их (Псал. 33, 16). По опыту святых отцев, молитва труднее всех добродетелей. Ничего тяжелого не почувствует тот, кто и не знает, что такое беседовать с Богом, кто в церковь заходит, чтобы только посмотреть, торжественно ли идет служба, и нет ли тут его знакомых. Когда апостол в молитве терпеть велит, значит в ней есть трудность, для которой нужно запастись терпением. Трудность эта состоит в напряженном устремлении ума к предметам духовным, в обуздании греховной природы, от них отврашающейся, в отгнании уныния, когда не исполняется, чего просим. В продолжении сих и подобных затруднений заключается подвиг; а подвиг необходим, ибо без борьбы и победы не может быть и награды.
в) То высоко ценится, что с трудом достигается. Обыкновенны в глазах наших те блага, которые без наших прошений даются нам от Бога. Верх блаженства для души верующей в том, чего она достигает после молитвы пламенной, продолжительной и трудной.
Однако, скажут, сколько молитв остается неуслышанными и вовсе напрасными! Это сетование похоже на то, как если бы кто поставил Господу в укоризну, почему на свете больше злых, нежели добрых, и больше грешных, нежели святых. Если мало видим опытов счастливой молитвы, то вспомним, много ли молимся? Кто станет ныне много лет молить Бога об одном и том же? Позаботимся со дня на день более бодрствовать в этом духовном занятии; научимся судьбу молений наших с благодарным сердцем предавать Божию о нас промышлению. Если отец не все то дает детям, чего они просят: следует ли отсюда, что он мало их любит? Многие, как объясняет апостол Иаков, не получают от Бога потому, что не на добро просят, а для того, чтобы просимое употребить по своим вожделениям (4, 3).
И сколько каждый из своей жизни мог бы указать случаев, когда желания его исполнялись, а добра из того не выходило! Не лучше ли утвердитъся в мысли, что когда они не исполняются, Господь отводит нас от греха. Пристрастие, прихотливость, упорство несовместны с молитвой покорной и терпеливой. Троекратно молился Спаситель, да мимо идет от Него чаша страданий; но каждый раз взывал к Отцу Своему: обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты (Матф. 26, 39–44). Святый Василий Великий советует: «Проси себе того, что достойно Бога. Хотя пройдет и месяц, и год, и трехлетие, и большее число лет, не отступай, но проси с верою, непрестанно делая доброе, и получишь, если сие угодно Богу, ибо Он лучше тебя знает, что полезно тебе». (Твор. Вас. Вел. Ч. V, стр. 384. 388).
III. Итак о чем бы мы ни просили Бога, будем покрывать нашу молитву сим свидетельством нашей преданности Его промыслу: «Господи! Ты знаешь, что для меня полезно. Да будет воля Твоя». Аминь. (Сост. по Ч. М. и «Слов. и Реч.» Сергия, архиеп. херсонск. и одесск., т. II, изд. 1893 г.).