Незлобие
И в Ветхом, и в Новом Завете видим, что один преуспевал в одном, другой в другом, в какой мере каждый удостаивался получить от Бога какую-либо благодать, например: Иов – твердость и непреодолимость в страданиях, Моисей и Давид – кротость, Самуил – дар пророчества и прозрения в будущее, Финеес – ревность, по которой дано ему и имя, Петр и Павел – неутомимость в проповедничестве, сыны Заведеевы – велегласие, почему и названы сынами грома. Но для чего перечислять всех? – Я говорю знающим. Стефан и отец мой ничем не отличались так, как незлобием. Первый в опасности жизни не возненавидел убийц, но побиваемый камнями молился за убивающих, как Христов ученик, за Христа страждущий и плодоносящий Богу нечто выше самой смерти – долготерпение. У последнего не бывало промежутка времени между выговором и прощением, так что скоростью помилования почти закрывалось огорчение, причиненное выговором. Слышим и веруем, что есть дрожжи гнева и в Боге – остаток негодования на достойных этого; ибо Боже отмщений, Господи (Пс. 93, 1). И хотя по человеколюбию Своему преклоняется Он от строгости к милосердию, однако же, не совершенно прощает грешников, чтобы милость не сделала их худшими (1).