Азбука веры Православная библиотека митрополит Герасим (Яред) Митрополит Герасим (Яред) как отечественный византинист
В.М. Блиев

Митрополит Герасим (Яред) как отечественный византинист

Источник

Традиционно в отечественной историографии принято считать, что период расцвета петербургской школы византиноведения наступает с 70 гг. XIX в., когда начинается активная научная деятельность В.Г. Васильевского и И.Е. Троицкого [1, с.107‒108]. Эти корифеи отечественной историографии и созданные ими на базе Петербургского университета и Петербургской духовной академии научные школы формируют костяк совершенно уникальной ученой среды, в которой бурно развиваются византиноведческие исследования. Признавая значение этих научных школ в наступлении «золотого века» отечественного византиноведения последней четверти XIX в., следует указать на важность факта учебно – дисциплинарного оформления византинистики как стимулирующего фактора в подготовке новых исследовательских кадров.

В тот же месяц (октябрь) 1870 г., когда В.Г. Васильевский прочел в университете первую лекцию по истории средних веков, в Совет Санкт – Петербургской духовной академии с прошением допустить его в звании приват – доцента к чтению лекций по истории Византии обратился иеромонах Герасим (Яред) (1840–1899). Церковно – историческое отделение академии поддержало эту идею, так как «признало вполне желательным и полезным для академического образования учреждение новой кафедры» [2, с.151]. Таким образом, в 1871 г. (задолго до 1910 гг., когда преподавание церковной истории Византии в Императорских Православных духовных академиях, благодаря стараниям профессора И.И. Соколова, стало носить специализированный характер) в Санкт – Петербургской духовной академии учреждается учебный курс по византийской истории. Однако имя человека, с которым было связано преподавание данной дисциплины, остается малоизвестным современной отечественной историографии.

Православный сирийский араб незнатного происхождения, «очень даровитый, с горячей головой и легко воспламеняющимся характером» [3, с.277], он сначала учился в богословской школе в Дамаске, а потом в патриаршей школе в Фанаре, в Константинополе, где принял монашество. С 1862 г. Яред учился в России – в Московской духовной семинарии и Петербургской духовной академии, которую закончил в 1869 г., и стал преподавать греческий язык в петербургской семинарии.

Курс византийской истории в академии Герасим Яред вел только шесть лет. В 1876 г. он был удостоен сана архимандрита и назначен ректором сначала Псковской, а затем Рижской духовной семинарии. В 1883 г. он оставил службу в России и переехал в Иерусалим, приглашенный туда новоизбранным Патриархом Иерусалимским митрополитом Никодимом (Цинцонисом), у которого он стал секретарем. В этот период он перевёл с греческого языка на арабский «Историю христианской церкви».

В 1885 году иеромонах Герасим сопровождает в Дамаск новоизбранного Патриарха Антиохийского Герасима (Протопапаса) и остается в Сирии. В 1889 г. занял селевкийскую митрополичью кафедру (город Захла) в Антиохийском патриархате. Церковно – политическая деятельность митрополита Герасима на Ближнем Востоке заслуживает отдельного рассмотрения, т.к. он был первым из православных арабов, кто получил столь серьёзное образование в России и играл заметную роль в церковно – общественной жизни России и Ближнего Востока. Сейчас же будет затронута только его научная деятельность как ученого – византиниста.

К сожалению, пока судить (разумеется, косвенно) об учебном курсе отца Герасима можно только по сохранившейся его магистерской диссертации «Отзывы о святом Фотии, патриархе Константинопольском, его современников, в связи с историей политических партий Византийской империи»1. Данную работу можно рассматривать как попытку «секуляризовать» классический сюжет церковно – исторической проблематики, рассмотрев его с точки зрения гражданской (светской) политической истории.

Научным руководителем иеромонаха Герасима при написании данной работы был профессор И.В. Чельцов, но можно говорить, что отец Герасим оказался под влиянием идеи И.Е. Троицкого. Так, он воспринял подход профессора И.Е. Троицкого к изучению церковно – общественной жизни в Византии через анализ церковно – политической борьбы двух течений в византийской церкви: строго – консервативного, опиравшегося на слои монашества, и умеренного, которое поддерживала высшая церковная иерархия и белое духовенство. Иеромонах Герасим распространил эту борьбу двух соперничавших церковных фракций на всю византийскую историю, представив ее частным эпизодом в социально – политическом противоборстве двух традиционных политических и династических партий, выступавших с первых веков существования Византийской империи: цирковые партии зеленых и голубых V–VII вв., иконоборцы и иконопочитатели VIII в., прогрессисты и клерикалы времен императрицы Ирины и патриарха Никифора. Таким образом, «партийная борьба» провозглашалась одной «из самых характерных особенностей политической жизни в Византии» [4, с.87]. Также можно предположить, что и в учебном курсе иеромонаха Герасима данному аспекту социально – политической жизни Ромейского государства уделялось повышенное внимание.

Говоря о научном влиянии идей Герасима (Яреда), следует признать, что его подход не получил признания в отечественной историографии того периода. С резкой критикой данной концепции выступили такие крупные корифеи отечественной византинистики, как Ф.А. Курганов и А.П. Лебедев2.

Обоснованное отторжение вызвала базовая теория о неизменности двух противоборствующих на византийской политической арене сил, меняющих только свои названия, однако важность учета партийно – политических и социальных интересов различных групп общества не оспаривалась. В то же время подчеркивалась хорошая источниковедческая подготовка автора «Отзывов…», и именно умелая обработка источников по эпохе Фотия о. Герасимом ставилась современниками ему в заслугу. Только много позже, в духовно – академической историографии советского периода, историки обнаружили параллели между идеями иеромонаха Герасима и взглядами таких крупных западных византинистов, как Ф. Дворник, Дж. Бьюри и А. Грегуар [5, с.34].

Необходимо признать, научный подход иеромонаха Герасима (Яреда) к византийской истории не получил развития, и в настоящее время его концепция имеет сугубо историографическое значение. Но представляется показательным сам пример появления в духовно – академической историографии 70 гг. XIX в. светски – ориентированного исследования, в котором была сделана попытка отразить концептуальное осмысление всей византийской истории. Это обстоятельство возвращает нас к необходимости более детального изучения и концептуального обобщения проблемы взаимодействия и взаимовлияния духовно – академической и университетской ветвей дореволюционного византиноведения. В этой связи не менее значимым представляется рассмотрение «Отзывов…» с точки зрения общего историографического контекста византиноведческих исследований данного времени. В любом случае, автор одного из первых учебных курсов по истории Византии в отечественной историографии митр. Герасим (Яред) заслуживает внимания потомков не только как церковно – общественный деятель, но и как представитель отечественной византинистики 70 гг. XIX в.

Библиографический список

Медведев И.П. Петербургское византиноведение. Страницы истории. ‒ СПб.: Алетейя, 2006.–334 с.

Соколов И.И. Византологическая традиция в СПбДА. Историческая справка // Христианское чтение. 1904. Январь. ‒ С.143‒156.

Катанский А.Л. Воспоминания старого профессора. С 1847 по 1913 г. ‒ Нижний Новгород: Ридо, 2010.–430 с.

Герасим (Яред), иеромонах. Отзывы о св. Фотии, патриархе Константинопольском, его современников в связи с историей политических партий византийской империи // Христианское чтение. – 1872. – Январь. – С.76–120.

Иванов А.И. История Византийской Церкви. Ч.1. От Константина Великого до отпадения Западной Церкви от Вселенской. – Л.: ЛДА, 1960.–227 с.

* * *

1

Герасим (Яред), иеромонах. Отзывы о св. Фотии, патриархе Константинопольском, его современников в связи с историей политических партий византийской империи // Христианское чтение. – 1872. Январь. – С.76­120; Июнь. – С.273–299; Декабрь. – С.664–691; 1873. – Апрель. – С.738–761; Июнь. – С.314–337; Октябрь. – С294–311; Декабрь. – С.644–666.

2

См. подробнее: Курганов Ф.А. Отношения между церковью и гражданской властью в Византии в эпоху образования и окончательного установления характера этих взаимоотношений (353–566 гг.). – Казань, – 1880. С.154–160; Лебедев А.П. История разделения церквей в IX, X, XI вв. –М.: Печатня А.И. Снегиревой, 1900. С. 355–366.


Источник: Блиев В.М. Митрополит Герасим (Яред) как отечественный византинист // Национальные приоритеты России. 2015. № 3 (17). С. 35-37.

Комментарии для сайта Cackle