Об унынии и скуке
184.2. К Т. С.
Надежда ваша Бог! Прошу вас не унывать; но когда грустно, тогда принуждайте сами себя прочитывать из книжки: Размышления Святителя Тихона, те самые листочки, кои перегнуты для вашего внимания. Матерь Божья – ваш покров, и молитвы Святителя Христова Тихона да вспомоществуют вам во спасение ваше. Путь ваш – Иисус Христос. Спутник ваш
н. р. Е. Августа 13-го, 1835 г.
93. К М.П. Колычевой
Буди вам утешение от Господа на сии слова: «Что-то скучно мне».
Благие мысли утешают,
А сопротивные смущают.
Лишение благих
Рождает скуку и досаду;
Хранение же их
Дает душе покой и в горестях отраду.
177. Марии Петровне Колычевой
Когда приходят скука и уныние, тогда нужно более пребывать в молитве, нежели в каких-нибудь других занятиях. Бедственно уклоняться от молитвы: уныние расслабляет душу и расточает сердце на взыскание земных удовольствий. Наше отечество – небо, и потому неприличны нам мудрования земные.
Впрочем, кто как хочет; каждая душа имеет свою волю – благоугождать Богу или сопротивно угождать своим чувствам. Мы же убеждаемся непрестанно молиться, да не внидем в напасть. Господь Сил с нами: да покоряем волю свою воле Его! Мир вам!
Недостойный Г...
Мая 19-го, 1829 года
241. Марии Петровне Колычевой
Господи! удиви на нас милость Твою.
Уныние – грех смертный! Когда мрачный дух, по попущению Божию или по нашему уклонению от Господа, омрачает душу и смешивает мысли, тогда наводит он мучительную скуку. Мне кажется, немалое различие – ощущать ли ее только сряду дня три или постоянно пребывать в глубокой тьме уныния. Почто же вы любите каждый день забавлять себя унынием? Причины посторонние никогда не принадлежат вашему сердцу и никакого для вас не содержат в себе повода к унынию.
Суетность и споры – один лишь смех. Желаю вам успокоения в Господе.
Января 30-го (1833 года) День Трех святителей.
251. Марии Петровне Колычевой
Предаю вам слово о себе:
Тяжкое уныние напало на меня, и спрашиваю сам себя: откудова это такая темная туча нашла на душу мою? Скучно, грустно, так что и не знаешь что делать, чем пособить себе к разогнании тяжкой тьмы такой. Томительно быть в таком мрачном состоянии. Едва только движется мысль в сердце моем, и обнадеживая жизнью, убеждает к постоянному терпению всего находящего; едва только тихо шепчет она: «вот еще немного, и Всевидящий призрит на смирение твое, и утешит спасением вечным. Молись самым сердцем твоим: жертва Богу дух сокрушен! Помяни слово Божие; оно не богатых ублажает, но нищих духом: блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное. Молись, терпи, смиряйся; напасти и скорби, тебе приключающиеся, тоже споспешествуют во благое и вводят в царствие Божие! Помни и храни, и делай то самое, что Христос заповедал. Твой крест – твое терпение за любовь Христову. Верою и любовью совершается добродетель, и отсюда преселение в будущую жизнь». Таким-то представлением истинных предложений душа, присещаемая Богом, избавляется от мрачных уз и простирается в приятное созерцание будущего века. Аминь.
Прошу молитв ваших к Повелевшему непрестанно молитися, чем взаимно обязан вам и многогрешный,
непотреб, р. Егор. Вечер. Марта 25-го, 1834 г.
294. Екатерине Васильевне Даниловой
Уныние и грусть побеждаются размышлением о жизни будущего века, о блаженстве вечно веселящихся о Господе, которые здесь претерпели многие скорби и удостоились наследовать жизнь вечную. Они, наконец, совершенно избежали уныния; им не грустно там, где все объемлются радостью и торжествуют в неизреченном утешении!
А ныне для нас нужно терпение, чтобы благодушно переносить находящие уныние и грусть. Не терпят сего уклоняющиеся в обычаи языческих забав и гуляющие в пространстве своих веселостей: они играючи живут. Но решившиеся следовать путем истины здесь бывают оскорбляемы от любящих изнеженную жизнь и нимало не внимающих, чему поучает Слово Божие – Иисус Христос.
Поистине спасительно здесь терпеть скорби ради Господа, но ужасно там, где конца не будет, терпеть за нетерпение свое вечные муки...
Молимся: «Господи, даждь ми здесь терпение, великодушие и кротость» и «сподоби мя любити Тя от всея души и помышления, и творити во всем волю Твою».
Мая 3-го, 1835 года
181. К А.Т.Б.
Сотвори ей, Господи, вечную память! – Так вопиет Св. Церковь, умоляя Господа о преставившейся монахине, матери Евгении... Много ли лет жития ей было во временном здесь мире? Одной минутой все житие кончилось, и кончилось все временное: дела, слова и помышления! Но воскреснет она, и настанет вечное! Вечных благ желает вам от искренности сердца, Божией милостью о Христе Иисусе, Спасителе нашем,
непотр. раб Георгий.
Прошу вас не унывать: в унынии нет спасения. Нужно молиться Господу, верить слову Его, слушать Его заповеди и надеяться на Его благость, которою получают прощение и милость кающиеся грешники. Размышление о вечности избавляет нас от привязанности к вещам временным. Очень пользует душу повторять в разуме и 22-й Псалом Давидов.
Ноября 3-го, 1833 г.
229. К А.Ф.А.
Спасайтесь, пока время не ушло! А что прошло, того возвратить нельзя. – Меня тяготит тяжкий сон; сожительница моя – леность ходатайствует мне муку, а бесстрашие и нерадение помогают ей: видите, в какой опасности состояние мое. Посудите сами, что в такой крайности делать, и от находящих злых чем избавиться! Ничего не придумаем от себя; только что вздохнем ко Всемогущему: помилуй мя, Господи, яко немощен есть: душа моя дремлет от уныния, и рыкающий лев – дьявол злой дух, ищет во всякое время поглотить ее и свести во ад, не сущу избавляющу, ниже спасающу. Одно только еще помню часто внушаемое мне: «восстань спать и воскресни из мертвых, и освятит тебя Христос! был некто, который уснул и спал, потом восстал, и получил заступление от Господа» (Пс. 3, 6); и я говорю себе: Господь просвещение мое и Спаситель мой: кого убоюся? Заступи мя, Господи, и побори борющих меня сопротивных злых духов: разорви все сети их и избавь меня, радость моя и спасение мое вечное!..
9-го Декабря, 1834 г.
262. К В.В.Г.
Едино на потребу – вечное спасение. Человек бывает ложь и суета, ежели не помнит о вечном блаженстве и не готовится к нему. Смертная память побуждает его к совершенному взысканию внутри себя Царствия Божия, и тем понуждается он поучаться в законе Господнем день и ночь. Верою же исполняя заповеди Господни, удостаивается каждый вечного спасения.
Не грустно ли вам? Когда грусть и скука обымут душу, тогда полезно размышление о вечных муках и бесконечном страдании грешников, осужденных за непокаяние. А когда сердце пожелает утешения от удовольствий и забав многосуетного мира сего или захочет насладиться его спокойствием, тогда пользует душу размышление о райском наслаждении и утешении, никак не изменяемом в блаженстве вечном. Кто любит размышлять о сем, тот, чтобы не лишиться за временное удовольствие и сладость будущего, отвергает мечтательное временное спокойствие и с радостью предпочитает ему тесный и прискорбный путь, кото-рым идут все благоугождающие Господу в Царствие Небесное. Лучше временно огорчиться, чтобы вечно утешиться. Святой Ангел Хранитель да сохранит вас от неприязни и от празднословия!
18 апреля 1828 года
311. К П.И.А.
Слава Богу о всем! Радуйтесь о Господе! Когда находит на нас скука или грусть от многого помышления, тогда, конечно, бывает очень тяжело. Но вы оградитесь крестным знамением и скажите сами себе: сейчас начинаю терпеть, Господи, ради имени Твоего и спасения моего: укрепи меня в терпении и благоустрой о мне, как Тебе угодно... Не унывайте, возлюбленная сестра о Господе, Господь укрепит вас милостью Своею.
Посещение во гробе почивающего святителя Тихона, прославляемого Богом, пред-ставляется каждого изволению; посещающие же, воспоминая христианское учение его и последуя руководству оного, приятно назидаются о имени Христове в путь вечного бла-женства.
19 мая 1831 года
313. К П.И.А.
«Крепость моя и пение мое Господь, и будет мне во спасение!» – Что же далее открывает Пророк? – Помянул Бога, – и возвеселился. Вот что вещает нам Псалмопевец: память Божия веселит сердце... А уныние и грусть от чего бывают? – Конечно, от произвольного уклонения сердца в память суетностей во зле лежащего мира... Обратись, душа моя, в покой твой, яко Господь благодействовал тебя…
320. К П.И.А.
Чтобы с радостью исполнять правило Св. молитв, угождая Господу, надобно оставить все то, что опечаливает Господа. Грустно ли будет, или скука нападет, и помысел скажет: позови кого-нибудь к себе поговорить: – не нужно слушать такого помысла; лучше утвердиться терпением и сказать себе: этого ли я не хочу потерпеть ради Господа моего? Как же Господь мой ради меня потерпел! Дай ми, Господи, терпеть с радостью ради имени Твоего, что бы ни приключилось. С любовью читайте Псалтирь, и придет вам утешение от Господа.
7-го Февраля, 1832 г.
343. К П.И.А.
Укрепляйтесь о Господе в смирении для спасения вашего, и не изнемогайте унынием и не принимайте неподобающих помыслов, находящих на сердце ваше; но радуйтесь, что вы промыслом Божиим отлучены от многомятежной жизни и прелестей суетного мира сего. Ваше пребывание здесь, в монастыре как в дому Божием, где только о том и прилежат, чтобы угодить Господу, день и ночь поют и славословят имя Божие, подобно Св. Ангелам. Станем искренне молиться о том, да будет как на небеси, так и на земли, во всем воля Божия; и яко же Господу изволися, тако и бысть... Востани спяй, воскресни от мертвых и осветит тя Христос!.. Читайте акафист Иисусу Христу и Богородице и канон Св. Ангелу Хранителю-и милостью Божией отступит от вас уныние и тьма, утомляющая душу. «Господь просвещение мое и Спаситель мой: кого убоюся? Господь защититель живота моего: от кого устрашуся?» Прочитывайте от находящего уныния и этот псалом. Берегите себя от пустых разговоров и неподобающих суждений: имже судом судите других, судится и вам. Буди вам ради Господа на сердце одна добродетель, и отступит от вас всякая тьма, и неправда, и лесть, – и свет Христов просветит вас, и исполнится сердце ваше неизреченный радости и веселья. Прошу вас читать книгу: Православное Исповедание-о истинной вере, о истинной надежде, о истинной любви! Итак, очень утешительно будет вам произносить от всего сердца сии слова: да возрадуется душа моя о Господе и уповает на Него. Се есть истинная радость!
2-го Марта, 1833 г.
359. К П.И.А.
Приближается Великий пост – умерщвление страстей, просвещение души, радость Ангельская, милость Божия и отпущение грехов кающимся грешникам, обращающимся ко Господу с сокрушенным сердцем и с упованием на призывающего к Себе труждающихся и обремененных на вечный покой. Радуйтесь о Господе, а не унывайте; вы сами знаете, что в унынии нет спасения: уныние помрачает душу и расслабляет чувства. Зачем унывать? Прочь уныние! – Да возрадуется душа моя о Господе и уповает на Него. Молитесь, трудитесь, пойте, читайте, все во славу Божию творите-утешайте себя и говорите все, что душу наставляет и к царствию Божию ведет. Тогда самым делом уверитесь, как вся ваша душа покроется мирными мыслями, и сердце ваше возвеселится, будучи объято неизреченною радостью о Христе Иисусе.
30-го Января, 1835 г.