Слово в день восшествия на Всероссийский Престол Его императорского величества, Благочестивейшего, Самодержавнейшего и Великого Государя Нашего императора Николая Павловича

Источник

Бога бойтеся, Царя чтите.

1Пет.2:17.

Изречение Апостольское. Оно основано на другом, подобном изречении, из уст Самого Спасителя проистекшем: воздадите Кесарева Кесареви, Божия Богови (Мф.22:21). Слова различные – смысл один и тот же!

Нельзя не дивиться, почему любомудрые столь много трудятся, доискиваясь всеобщего начала, что бы основать на нем нравоучение во всем том пространстве, какое только возможно сему предмету, т. е. что бы извлечь из него все, без исключения, правила и законы, необходимые для тихой и безмятежной жизни на земле. Бога бойтеся, Царя чтите: вот начало, вот источник!

Действительно, чего не вытекает из сего источника? – Боящийся Бога ни тать, ни хищник; тем менее грабитель и разбойник; боящийся Бога не пияница, не расточитель, кольми паче не любодей, ни прелюбодей; не лжец, не обманщик, кольми паче не клеветник, ни лукавый советник; не любостяжатель, не сребролюбец, не мздоимец; следовательно, не скупец, ни другое что, столь же постыдное. Только прекрасен боящийся Бога со стороны внешней! Посмотрим на внутреннюю.

Боящийся Бога, в каком бы ни был звании, чине и должности, везде и во всяком состоянии жизни, он поступает не иначе, как свято и беспорочно. Вот первая, самая привлекательная, на внутренней стороне его блистающая, черта! – Начальник он? – Право правит подчиненных. Подчиненный? – Покорен начальнику. «Рабы, будьте послушны господам своим по плоти, с уважением и страхом, в простоте сердца вашего, как Христу. Так же и вы, господа, поступайте с ними, умеряя строгость, зная, что и над вами самими есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия. (Еф.6:5–9). Так учит Св. Апостол Павел; таким образом и поступают те из господ или рабов, кои водятся страхом Божиим.

Богат боящийся Господа? Он не отнимает у наемника мзды; но сам, напротив, сирому скорый помощник, нищему пристанище и покров. Нищ он и убог? – Богатому служит безропотно и благодушно; не лестно, не лицемерно, и, за всем тем, неусыпно. По словам Иисуса, сына Сирахова, между убогими бывают гордецы, между богатыми лжецы, и сих, говорит Премудрый, возненавиде душа моя (Сир.25:3).

Слушатели! Если и вы где-нибудь встретитесь с таковыми, отнюдь не прилепляйтесь к ним. Ибо страха Господня нет в них, а потому и опасно обращение с ними.

Страх Господень всего нужнее, и плоды его всего блистательнее в людях, коих ремесло – лук и стрела, меч и копие. Воин не спит, аще не поразит врага своего. Таков его характер! Но характер воина смягчается, когда он со страхом Господним дружится. Волк претворяется, в сем случае, в агнца; рысь делается козлищем; телец и юнец и лев вкупе пасутся; и отроча малое их водит. Не чудеса ли? – Точно, и отнюдь не мнимые, но истинною историею подкрепляемые. Давид, победитель Голиафа, гонимый Саулом, сидел с ратниками своими внутрь вертепа, близь которого стада паслися. В ту минуту в вертеп входит и Саул (1Цар.24:4). О, теперь-то час сокрушить врага, воскликнули мужи Давидовы! Повели, и сотворим ему, что тебе угодно! Но вострепетало Давидово сердце. Как могу, подумал он, поднять руку мою на Христа Господня? И отреза Давид воскрылие одежды Саула (1Цар.24:7). А убить его, ни сам не решился, ни отрокам своим не позволил. Не агнец ли это среди бывших с ним волков?

Подобен кроткому Давиду был и в Бозе почивающий Самодержец Всероссийский, Государь Император Александр Павлович, которого воспомянуть убеждает нас настоящий день, слушатели! Подобна царю Израильскому и вся победоносная усопшего Августейшего Монарха нашего дружина, с коею Александр I подвизавшись, во время оно, снискивал себе, и снискал имя: Спаситель Европы. Чего не могли бы сделать Герои Российские мятежному Парижу, во отмщение за пожар Московский? Но, вместо того, они там ни льна ни преломили, ни трости не сокрушили. А причина? Страх Господень, который каждому из воинов тогда вождем был, а Александр I того был примером.

Воины! подражайте братьям своим, из которых многие отошли, конечно, уже и в вечный покой. Во всех путях своих нареките вы спутницею себе, подругою и невестою мудрость, чтобы бояться Господа, и врата адовы вас не одолеют. Не прикоснется вам никакое зло, никакая рана, ни от меча, ни от стрелы, летящие во тьме. Если же и коснется, то тем достовернее вы наследуете царство небесное, грехи ваши очистятся, и души спасутся. Обратно, и ваш меч не обнажится на неповинного. Не падет от него ближний, ни искренний, а падет и персть полижет один враг церкви, царя царства и отечества. Сие к вам, Христолюбивые воины! Но то же самое да приложат к себе и все другие, коим дано в обдержание орудие живота и смерти. О, сколько жертв преждевременных смерть иметь может, например, чрез врачей недугов телесных, если десной или шуйцы их не удержит страх Господень!

Чтобы творить людей лучшими в нравственном отношении, чтобы зло истреблять и давать расти одному добру, о сем всемерно пекутся и все владыки земные, коим вручено то или другое царство человеческое. Вследствие сего, сколько всюду существует законоположений, уставов и учреждений противу людей порочных, для обуздания их и для исправления! Сколько родов наказаний, взысканий и преследований к отмщению им! А для поощрения к добру, сколько наград, почестей, похвал, венцов и других отличий и украшений! Все это хорошо, прекрасно и для достижения цели желаемой преполезно. Однако ж не сильно там, где люди не водятся страхом Господним, и где оный изгнан из душ и сердец. В том да удостоверят вас, слушатели, собственное каждого рассуждение и поучения премудрых, например, Еклезиаста, который пишет: творити книги многи несть конца; и учение многое труд плоти. Конец слова. Бога бойся и заповеди Его храни: яко сие всяк человек, т. е. в этом состоит вся сущность и совершенство человека (Еккл.12:13).

С обязанностию бояться Бога рядом поставил Св. Апостол Петр и обязанность почитать Царя. Не говорит: Бога бойтеся, и отца своего и матерь чтите; хотя и сие не несовместно было бы оному. Но говорит: Царя чтите. И основательно. Устами своего Пророка не вещает ли Сам Бог: Бог ста в сонме Богов, посреде же Бог рассудит (Пс.81:1.)? Богами здесь называются земные цари, особенно же рода и племени избранного и Богом благословенного, хотя и Кира, Царя Персидского, называл Бог помазанным своим, несмотря, что он был язычник и идолослужитель. И так, если Бог Сам ставит Себя в ряду царей и владык земных: то сколь непререкаем долг всякой твари, бояться Бога; не столько ли неминуем и долг всякого подданного, чтить своего Государя?

Познаем, что есть царь. Царь хотя и от общего рождается естества; однако не простой он и не обыкновенный, как мы, человек. Что же? Христос Господень. Смотри во Пророцех, 1Цар.24:7; Помазанник Божий, к которому и прикасаться запрещено. Читай во псалмех Давидовых, Пс.104:15. Слуга Божий, отмститель во гневе злое творящим, который того ради и меч носит. Внимай учению Апостольскому, Рим.13:4.

Итак, Христос Господень, Помазанник Божий, слуга Божий! Вот понятия, высокие идеи, коими кто напитан и проникнут, тот не может не благоговеть пред царем, со всею покорностию и преданностию, повинуясь ему. Благоговение же есть благоговейное почтение, любви и признательности возношение, кадильному курению подобное.

Мир во зле лежит, – вещает Наперсник Христов (1Иоан.5:11). Действительно. Не видим ли, лишь кончится война, начинается другая? Прекращается кровопролитие на западе – переходит оно на Юг; с Юга на Восток; не безопасен и Север. Сия повсеместная война есть так называемая, народная война; сколь же многочастны, сколь многообразны брани, раздоры, распри и частные, т. е. брата с братом, ближнего со ближним! Откуда они? От греховных в нас страстей, между коими глава – гордость. Самое существенное дело гордости, противиться власти; и в очах другого видеть сучец, не видя у себя даже бревна. Все не по вкусу гордости, когда читают воздадите всем должная, емуже убо урок, урок: а емуже дан, дан: а емуже страх, страх, и емуже честь, честь, (Рим.13:7.). Или; братолюбием друг ко другу любезни бывайте, честию друг друга больша творяще (Тим.12:10). Не по вкусу, ибо гордые никогда никому должными себя не почитают, и честию выше себя никогда никого не ставят.

Не будь гордости – не вооружился бы против Творца своего и Творца твари князь тьмы, бывши светлым ангелом; не рек бы во уме своем: взыду выше облак и буду подобен Вышнему, и не пал бы с небес, чтобы на земли влещи самую горькую участь, соблюдался в вечных узах под мраком на суд великого дня (Иуд.1:6.). Не будь гордости – не возмнил бы и первозданный человек, сделаться Богом, не вкусил бы в раю от запрещенного древа познания добра и зла и не был бы изгнан из рая с самыми пагубными последствиями для себя самого и для всего своего, быть имевшего, потомства, к которому и мы принадлежим.

Гордость зверонравных людей, именующих себя мудрыми, безумных же в самом деле, гордость сих и теперь проповедует не иное что, как какую-то необузданную свободу, равенство и необыкновенную общину; проповедует почти повсеместно, кроме благословенной России, где показаться еще не смеет с своими, анафемы достойными, о безначалии воззваниями.

Светися, светися новый Иерусалиме! Ликуй любезное наше отечество! Ибо слава Господня сияет на тебе. Они страждут, обуреваемые со всех стран: ты самым тихим и безмятежным наслаждаешься житием. Вере и благочестию сынов своих ты должно: особенно и Великому своему Монарху Благочестивейшему и Самодержавнейшему Государю Императору Николаю Павловичу. Для совершенной безопасности твоей, горы окрест тебя ставит Он, созидая их из густых и непроницаемых рядов ратных, победоносных сподвижников своих; но вернее не Сам ли неусыпно и недреманно стоит на священной этой страже, дабы предотвращать от тебя всякой отвне придти и внутрь родиться могущее злополучие? О братолюбном содействии и вспомоществовании другим венценосцам, для той же цели общего спокойствия, уже не упоминаю.

И так, братие, если бы и закона не было почитать царя, могли ли бы мы сами себе не поставить закона, – почитать и любить Благочестивейшего, Самодержавнейшего и Великого Государя Нашего, Императора Николая Павловича? И как день сей есть день бывшего торжественного Его Императорского Величества на Всероссийский престол восшествия, то, проникнутые чувством благоговейного к Нему почтения, мы не можем лучшим образом ознаменовать сей день, как молитвою и прошением у Господа нерушимого здравия и долгоденствия Государю Нашему. О, да воскликнем все единодушно и радостно: Царю во веки живи! Между тем, вспомнив и почивающего в Бозе Благословенного Царя Александра I, да речем умиленно во глубине сердец наших: вечная Тебе, Отец отечества, память! Аминь!


Источник: Слово в день восшествия на Всероссийский Престол Его императорского величества, Благочестивейшего, Самодержавнейшего и Великого Государя Нашего императора Николая Павловича / Слово, произнесенное Преосвященным Гавриилом, архиепископом Тверским и Кашинским, в Тверском кафедральном Преображенском соборе в 20 день ноября 1849 г. – Тверь, 1850. – 12 с.

Комментарии для сайта Cackle