Слово, говоренное в градской Успенской церкви

Источник

Сын человеческий не прииде, да послужат Ему, но послужити (Мф.20:28).

Архиерей великий, небеса прошедый, Господь Иисус Христос, чрез предуставленную на земли высокую власть плоти и духа, избрав меня, освятив во Епископа Богоспасаемого сего града и прочих, от него зависящих, послал семо, пасти вас, словесное Христово стадо. Се венец на главе, и жезл в шуйце – свидетельство духовного начальства, коим облегчено мое смирение. Нам вверены ключи Царствия небесного; и елика аще свяжете на земли, будут связана на небесех: и елика аще разрешите на земли будут разрешена на небесех, рече Господь (Мф.18:18).

О глубина благости Господней! Как солнце сообщает сияние свое луне: тако Он силу и величие Свое разделяет с верными, коих соделывает Себе Цари и Иереи. Оставляет же сильных, знаменитых, разумных века сего, и избирает немощных, бессильных, незнатных в сосуды честны к наполнению их дарами благодати Своея. Коль непостижимы судьбы Его!

Но, как Сын человеческий, то есть Иисус Христос не прииде в мир, да послужат Ему, а послужити: так, или кольми паче, не пришел и я к вам, возлюбленные братия! чтобы вы мне служили, но послужить. Не пришел, да одесятствуете мятву, копр и кимин, по выражению Писания; да приносите волну и руно: но, чрез веру во Христа, да достигнете Царствия небесного, да введени будете во двор овчий дому Господня, кратко, да спасетесь телом и душою в грядущем веке; между тем и да благоденствуете в настоящей жизни: так как со спасением душ тесно соединено и благополучие телесное на земли, по реченному в Писании: Ищите прежде царствия Божия и правды Его, и сия вся, то есть временные блага, приложатся вам (Мф.6:33).

Вот цель моего, по воле Божией, к вам пришествия. Отсюда вытекают многие, падающие на меня обязательства.

Не нужно, просвещать вас животворным светом Евангелия, просто же сказать, учить вере в Господа Иисуса Христа со безначальным Отцем Его, и со Святым животворящим Духом: ибо измлада уже вы оной научены, и банею пакибытия обновлены. По дару благодати, излитой на вас в купели крещения, вы есте род избран, царское освящение, язык свят, люди обновления (1Пет.2:9). Но предлежит стараться, дабы вы во свете Евангелия не преткновенно ходили, духа веры в себе не угашали; а паче возбуждали бы его, подобно как возбуждают дыхание огня в горниле, веянием на него ветра.

Так, братия, вера во Христа, Которого, по благодати Господней, озарены мы, по существу своему едина! Но состояние её в людях различно. Находятся многие, кои устами вопиют ко Христу: Ты Сын Божий, Святый Израилев, а сердцем чужды Его; упования на Спасителя, или вовсе никакого не имеют, или самое слабое, не лучшее паутины, разрушающейся от легкого прикосновения и дуновения. Сим образом и бесы веруют, свидетельствует Святый Апостол Иаков (Иак.2:19). Следовательно вера сия не достаточна, не совершенна; состояние её не значительно, низко.

Но, вообразите жену Хананейскую, приходившую ко Иисус Христу, когда был Он в странах Тира и Судона. Хананеянка взывала: «Помилуй» мя, Господи, сыне Давидов, дщи моя «зле беснуется». Иисус же, вместо милостивых, Ему самых обыкновенный ответов, глаголал: Несмь послан, токмо ко овцам погибшим дому Израилева. Сего ради не добро отъяти хлеба чадом, и поврещи псом (Мф.15:24, 26).

Кто не всем сердцем приемлет, яко Иисус есть Сын Божий, и Бог безначальный, бесконечный, всемогущий, всеблагий: кто не имеет полного и совершенного на Него упования, так что бы не подобиться преходящим волнам моря: тот, выслушав сие, не мог бы тотчас не удалиться от врача небесного с негодованием. Ибо найдется ли что другое оскорбительное для самолюбия, толико господствующего над людьми, как псом нарещися? Но жена, напротив, не удаляется от Господа, о Котором знает неколеблемо, что ОН вся можетя, что источник есть живота и всех благих податель. Она вопиет: хотя и вес я; однаком не презри, Спаситель, притекшую к Тебе. Ибо и пси ядят от крупиц падающих от трапезы господей своих. И так вот другой вид веры, состоянию которого Сам веры совершитель удивился, воскликнув: О женоб велия вера твоя (Мф.15:27, 28).

Верующий таким образом, поскольку сам всем сердцем и мыслию прилеплен ко Господу, и в Нем надеждою, упованием, преданностию, яко ветвь в лозе пребывается: то и Господь Иисус Христос не только близок верующему, но и живет в нем со Отцем и Святым Своим Духом, согласно обетованию Своему: Иже будет во Мнеб и Аз в нем. По сему как солнце со всех сторон одинаково, и не имеет стороны задней и недостаточной, но все, безизятия, сияет светом, и все есть свет, будучи однородного состава: так и душа, осиянная неизреченно прекрасною славою лица Христова, пришедшая в общение с Духом Святым, бывает вся око, вся свет, вся лице, вся слава, вся дух. Сие пишет некоторый из Святых отец. Мы можем присовокупить, что как сосуд, миром исполненный, от мира весь делается благовонен: так верующий, удостоившийся быть жилищем и престолом Божиим, сам становится божественен. Ибо речет горе: двигнися, – и движется; наступит на льва, змия, и попирает; возложит руку на недужных – исцеляются, мертвые воскресают. В те времена, когда жив был еще Святый Апостол Петр, больных выносили на улицы, клали их на одрах и постелях, дабы хотя тенб проходящего Петра осенила недужных; и здравы делались. И ныне не только телеса успоших Святых, но и гробы, в коих нетлением процветают кости угодников Господних, не тою ли же исполнены силою, чтобы подавать мертвым воскресение и жизнь?

О коль убо вожделенно, дабы всякой Христианин, давший обет послежовать Христу, имел толикую веру! Вспоспешествовать к снисканию оной, прите я к вам возлюбленнии.

Как же вспоспешествовать? Аще не Господь созиждет дом благочестия: всуе труждается. Аще Сам Он, Духом Своим Святым, не привлечет нас к Себе: не только пребывать в Нем, но и приити к Нему не можем; потому, что естественные наши силы, касательно сего предмета, слабы, разум – внутренний свет – потемнен, воля растлена. Следовательно моя обязанность возбуждать вас, возлюбленнии, у молитве Господу, да не лишает вас помазания Духом Своим Святым; да изливает изобильно, излиянную же да хранит в вас неистощимо росу благодати Своея; возбуждать – а наиболее, как освященный, поставленный на сие, я должен пред престолом Вышняго, простирать свои руки к небесам, свой глас возносить к Совершителю веры нашея, что бы любовь Божия, вопиющая: Авва Отче, излиясь в сердца ваши не умалялась, как чванец елея, во дни Илии Пророка, в дому вдовицы, а паче расширялась, как дым кадила благовонна.

В сем случае да приидет ко мне помощь от вас, почтенные сослужители олтаря – преимущественно братия о Господе. На Израиля, что не безизвестно вам, по исходе его из Египта, в Рафидине напал Амалик, и воева на него. Посему сражения были неизбежны; и когда они происходили: Моисей, стоя на горе, воздвигал руки к небесам. От того одолеваше Израиль. Но как тяжки были руки Моисеевы: то поддерживали их Аарон и Ор, един отсюду а другий оттуду (Исх.15:11, 12). Тако укрепляйте и вы моления, прошения мои о людех нового Израиля своими теплыми молитвами; и ежели не предстательство, яко согрешающих; то единомыслие наше привлечет на них, вкупе же и на нас самих, причастие Святаго Духа.

Многие страшатся молитвы, особливо, когда слышат Апостольскую заповедь: непрестанно молитеся (1Фес.5:17). Думая, как молиться непрестанно? Надлежит временем и домашними делами заняться, и чреду общественной службы исправить, по трудах же и отдохновение воспользоваться.

Не фарисейскую, наружную молитву, состоящую во многоглаголании только, разумеет Апостол, советуя молиться непрестанно: но молитву внутреннюю, нелицемерную, которая есть возношение мыслей к Богу, и в которой, потому могут уста заключены быть, но сердце бдеть; или если и уста действуют, сердце и мысль неуклонно их движению соприсутствуют. Возвышению же мыслей к Богу, поскольку нет препятствий ни со стороны времени, ни со стороны места: то и справедливо, что можно, должно даже, непрестанно молиться Господу.

Молитва сия есть самая главная, существенная принадлежность христианского благочестия, – так, что ежели бы, указав на верующего, сказали вы: это истинный последователь Христов; я вопросил бы вас обратно: упражняется ли он в молитве?

Молитва, между тем, толико услаждает сердце, что упражняющийся в ней прилежно еще в здешней жизни предвкушает неизреченные блага века грядущего; толико сильна, что ежели бы земля, по выражению Писания, медною соделалась, дабы не приносить плода своего: не было бы действительнейшего, в сем случае, средства к отвращению злополучия, как усердная молитва.

Впрочем блюдемся, чтоб не уклониться в сию материю, от цели беседы нашея. И так, оставив говорить особо о молитве, я повторяю: мы, духовные, обязаны возбуждать вас, возлюбленные, к молитве Господу; и сами, яко званные к тому, наипаче должны молится, да благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога Отца, и причастие Святого Духа будет с вами.

Обязанность сия не ограничивается никаким условием. Но предлежат другие, которые падают на пастыря, более же на пастыреначальника, смотря потому, как овцы стада духовного себя ведут.

В стаде, собственного значения овцы, или по невежеству, или прихотливости лучшего злака отстают иногда от целого своего, и рассеваются по странам. Да позволено будет сказать, что и в стаде духовном тоже самое нередко бывает. Ибо некоторые христиане, познавши пути истины, от истины слух отвращают, и от Святых заповедей, от здравых словес Господних, к басням уклоняются, делаясь через сие подобными облакам безводным, бурею гонимым. Другие же хотя и не заблуждают словом: действием однако вдаются в скверны мира, плоти и духа, о коих не леть есть глаголати. Относительно сих случаев Святый Апостол Павел преподает нам следующее правило.

Проповедуй слово, настой благовременне и безвременне (2Тим.4:2). Учи, толкует Святый Златоуст, вере и благочестию христианскому не токмо тогда, как посреде церкви, при собрании народном к славословию имени Божия, восходишь на священную кафедру: но и во все другие случаи, хотя бы и в бедах находился ты, хотя бы и в темнице заключен, хотя бы и веригами обложен, хотя бы и на смерть самую ведом был. Господь же Иисус Христос: Гряди по Мне, воскликнул ко Апостолу Петру и брату его Андрею, видя их вметающа мрежи в море: беста бо рыбари (Мф.4:18). С женою самарянскою, о истинном Богопочтении, беседовал при кладезе водном; с некоторыми, шедшими из Иерусалима в село Еммаус, рассуждал о воскресении Своем из мертвых на пути. Так и ты, посему предмету, ни времени, ни места не ограничивайся обстоятельствами. Обличи, обнаружь согрешающему греховные раны его, которыми он хотя покрыт от главы до ног: однако за застерелостию болезни, сам ее не ощущает, и врачевания духовного не ищет. Ты подвигнешь на гнев противу себя: но злопостражди, яко добр воин. Запрети, именем Божиим, воспоминанием суда последнего и наказаний вечных, запрети дерскому обетов христианских нарущителю, ожесточенному матери своея Церкви презрителю, простираться далее во глубины зол, и о себе нерадеть: подобно как Иисус Христос запретил духу нечестивому жить во отроке, страдавшем от него издетска. Умоли, со всяким долготерпением и учением, не гневаяся, не враждуя, не нападая, как на неприятеля какого, но соболезнуя и даже рыдая о заблуждающем брате совемю Для вящщаго же успеха, пример будь во всем оном житием своим, да не рекут: врачб исцелися сам.

Вот другия обязанности пастыря, особливо пастыреначальника! Их ко исполнению, по мере сил и содействия благодати, прите я семо, возлюбленнии. Есть еще: иныя овцы, яже не суть от двора сего; и тыя ми подобает привести, да будет едино стадо и един пастырь.

О Сый Владыко Господи, кто есмь аз, яко да возмогу сия, и яко да послушают меня. Се не вем глаголати, ни творити. И не рех ли убо, что мы посылаешь? Но совершишася. И так буди воля Твоя на земли, яко на небесех; и сила Твоя в немощех моих да совершится.

Слуш: Благочестивые! Господь Иисус Христос, посылая учеников Своих проповедывать миру Евангелие, между прочим рек им: Иже вас приемлет, Мене приемлет (Мф.10:40). А в другом месте общее сказал: Аминь, аминь глаголю вам, приемляй, аще кого послю, Мене приемлет (Ин.13:20). Важное участие, и великое ободрение от Бога Слова служителям Слова! Из сего сами заключить можете, что не не угодно будет Архиерею великому, небеса прошедшему: когда, яко от Него же посланный и поставленный, быть Ему сообразну: (никто бо сам себе приемлет честь, позванный от Бога;) и я принят буду вами с любовию. Молю вас о сем, почтенные братия, обещаясь пред алтарем, сею же мерою и вам возмеривать.

В пастве, где овцы привержены к своему пастырю, и взаимно пастырь расположен всем сердцем ко благу вверенных ему овец, в сей пастве не может быть ни ослушания от овец пастырю, ни обид и досаждений овцам со стороны пастыря. Ибо любовь благопокорлива, кротка и мирна: Любы долготерпит, милосердствует (1Кор.13:4). Не может быть ни вражды, ни злопомнения и отмщения. Ибо любовь смиренномудра, любы не превозносится, не гордится (ст. 4). Не может быть дерзости, своеволия и шумства: ибо любы не бесчинствует (ст. 5). Не может быть развращения, разделения и разсеяния по странам; ибо любы николи же отпадает (ст. 8). Из сего видите, что таковая паства благоденствует сама собою; и как пастырю удобно здесь сохранять овец в совершенной целости, так и овцам легко достигать двора Господня невредимо, при руководстве пастыря. Между тем, как роса Аермонская сходит на горы Сионския: тако изливает Господь свыше на сию паству благословение Свое и живот до века.

Сие благословение Всевышнего излиется и на нашу паству: если мы, при любви к Богу, любовь иметь будем друг к другу. И так да соединим мысли и сердца воедино: в чем да поможет нам Дух Святый, Его же причастие буди со всеми вами. Аминь.


Источник: Слово, говоренное в градской Успенской церкви 9 окт., 1821 г., Гавриилом, епископом Орловским, при вступлении им во управление сею паствою. – Москва: В Синод. тип., 1822. – 19 с.

Комментарии для сайта Cackle