Азбука веры Православная библиотека архимандрит Фотий (Спасский) Слово в день св. равноапост. Кирилла и Мефодия просветителей славян

Слово в день св. равноапост. Кирилла и Мефодия просветителей славян

Источник

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа

Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие, ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их. Евр.13:7

Поминать наставников Веры и благочестия, к чему обязует нас святая заповедь Христова, устами Апостола, есть долг высокий и священный и для самых исполнителей его весьма благотворный. Сего требует справедливость и самое благо наше. Поминая наставников, мы воздаем им подобающую честь и благодарение; всегда памятуя их, живее памятовать можем сами наставления их и учение, во благо наше.

И – слава Господу Богу! Торжественно празднуя ныне память святых Кирилла и Мефодия, наставников и великих первоучителей наших, мы более, чем прежде, являем им подобающего почитания и чести, – более, чем в прошедшие века, памятуем их, во исполнение заповеди Апостола Христова. – Славная память о них – великих наставниках и просветителях славянских народов, – жила прежде и у нас, как и во всём славянском мире, в её полном свете. Но с течением времени, разные обстоятельства и перемены в судьбах племен славянских и нашего отечества, привели ее в забвение в народе нашем. Но – вот торжество тысячелетия Poccии и её грамотности извело из забвения эту славную память, и она воссияла в прежнем свете. С настоящего времени, как бы в возмездие за то, что мы, в столько минувших лет, мало памятовали и чтили великих наставников и благодетелей наших, возложим на себя долг более и более оживлять сию священную и драгоценную память, и, если можно, усугублять ее светлою торжественностью её совершения.

Дабы помочь сему благому делу – исполнению священного долга, оживить и утвердить в душах своих эту святую и драгоценную для нас память, – потщимся показать значение в Церкви Христовой и отношение к нам сих Великих Угодников Божиих и изобразить, хотя в главных чертах, свойства сих светоносных лиц – Св. Кирилла и Мефодия, и их служение.

Совокупно действовали они на поприще служения своего Богу и ближним; совокупно прославляет их, в один день, Св. Церковь: совокупно да созерцает эти два светила церковное и наше слово, в память их.

И так, дабы живее и тверже памятовать святых Угодников Божиих, коих ныне память совершаем, нужно яснее и подробнее нам знать, что они 1) Равноапостольные, 2) Первоучители и просветители народов славянских и 3) наши просветители – благодетели великие. – Раскроем это, в назидание наше, и в честь празднуемых Угодников Божиих.

Святые Угодники Божии, Кирилл и Мефодий, – Равноапостольные святые. – Звание или чин в сонме святых Божиих – великий и чрезвычайный; после св. Апостолов и учителей Вселенских, – высший в сонме святых. В царствии небесном, подобно, как и на небе вещественном все светила светлы, – все святые славны, и честию от Господа почтены и украшены; но как на небе вещественном ина слава солнцу, ина слава луне, и звезда от звезды разнствует во славе (1Кор.15:41), – так и в духовном небе. Чин Равноапостольных – высокий чин в сонме угодников Божиих; и им-то украшаются святые угодники Божии Св. Кирилл и Мефодий. И это потому, что их служение, их свойства, их дела и жизнь в высшей степени сходны с апостольскими.

Есть особенные избранники Божии, – особенно и чрезвычайно избираемые и усвояемые Господом; – и это – не в смысле предопределения ко спасению, ибо к спасению, вопреки ложному мнению о сём некоих мудрователей, призываются Им все о Христе Иисусе, а – для особенных служений и целей Своих, в делах строительства спасения людей и мироправления Своего. Избранники – это живые орудия, которыми Господь совершает дела свои, и которые сам же Он творит и устрояет. Таковы, наипаче, Пророки Божии и Апостолы Христовы. Об Апостолах своих сам Спаситель вещает к Отцу небесному: Твои беша, и Мне их дал еси (Ин.17:6). Они были Божии, по особенному благочестивому расположению и стремлению их к Господу, и по Его особенному о них попечению и покровительству. И Мне их дал еси. Рука Отца небесного невидимо вела их к Сыну Своему, Спасителю нашему, и ввела в благодатное царство Его. Они были худородные, по понятию миpa, но в сущности дела – лучшие из людей, – некнижные рыбари, но достойнейшие сосуды для принятия учения Христова, рукою Отца небесного уготованные. И сим-то, особенно, изъясняется скорое и охотное обращение их ко Христу Спасителю, – так что одно слово Его: грядита по Мне (Мф.4:19) – усвояет их Призывающему, отрешает от всего на земле, – и они идут по Нём, оставив всё. Сердце их как бы давно ждало сего блаженного гласа и призывания. – Не то же ли видим и в Святых Равноапостольных Кирилле и Мефодии? Не подобным ли образом и они избираются и уготовляются невидимою рукою Господа в орудия благодати Его, в чрезвычайные служители слову, – в Равноапостолов? Если, по слову Божию, мы, сами по себе, не довольны, неспособны и помыслить что доброе, яко от себе, тем паче сего пожелать и исполнить не можем, но довольство наше от Бога (2Кор.3:5), то эта благая мысль, породившаяся в юношеской душе Константина – (потом – Кирилла), – отказаться от редкого и обольстительного счастья мирa, которое само искало его, мысль, перешедшая в горячее желание, в твердое намерение и исполнение – cия благая мысль не есть ли посещение Божией благодати, коею Господь призывал его на великое служение равноапостольное? Истинно – это Его благодатное посещение. – С такою же справедливостью, нужно сказать это и о благочестивом желании брата его Мефодия – оставить мир и все его блага, мир, к которому он был прикреплен так многими узами и летами. Без пререкания истине, нужно сказать, что это был зов Божий, это рука Господня вела их на дело святое, на служение апостольское. Ап. Павел говорит о себе, что он – зван Апостол, – (Рим.1:1) так, как и другие все призваны Богом. – И о сих равноапостолах нужно сказать, что и они, своим образом, званы Апостолы.

Апостолы, как уготованные Господом вперво учители всего миpa, дабы они благовествовали Евангелие всей твари (Мк.16:15), были наставлены самим Богом, – первые научаемы Спасителем – Сыном Божиим, потом, нисшедшим на них Духом Святым, Который воспомянул им, во всей точной верности и полноте, всё, что изглаголано им Божественными устами христовыми, и наставлял их на всяку истину (Ин.16:13). И Равноапостольные святые Кирилл и Мефодий, – если не таким же образом и в такой мере, как первоапостолы, – были наставлены и умудрены также свыше – благодатью Господа. Молитва отрока Константина ко св. Вселенскому учителю, Григорию Богослову, не была ли в деснице Господа тем орудием духовным, которым просящему даровано разумение учения высшего Богослова и просвещение свыше? Сама молитва, и – молитва о таком высоком предмете, из души и уст отрока, не есть ли чудное дело и явление Божией благодати, ведущей богоизбранное дитя к высшему просвещению? И – не бесплодна была, и не могла быть такою эта молитва Богоблагодатная, как показует само исполнение её, – она вполне получила просимое. Сей дивный молитвенник, еще в юношеских летах, не только постиг глубины и высоты учения Вселенского Богослова, но едва ли, потом, не сравнялся с ним и своим разумением, а чрез то как бы отразил в себе первого Богослова Церкви Вселенской – Евангелиста Иоанна, коего живой образ есть Григорий Богослов, вселенский учитель. Евангельское учение Иоанна Богослова, сообразно имени сего Евангелиста – Воанергес – сын громов (Мк.3:17), есть по истине гром, поражающий вымыслы еретические: и Кирилл, препираясь с заблуждениями, или лучше, попирая лжеучение Евреев и чтителей Магомета, истинно – как громом, разит и сокрушает эту нечестивую лесть зловерия. И – какая полнота ведения и духовных совершенств видна в двух братьях Равноапостолах! – В св. Кирилле видим высокое созерцание, соединенное с подвигами жизни; в св. Мефодии – великие подвиги жизни, соединенные с мудростию духовною.

Избранные на великое дело служения слову благовестия, Апостолы Христовы и на святое служение свое вышли, быв посланы Христом Спасителем, заповедавшим: шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари (Мк.16:15), – почему и именуются Апостолами Христовыми,– подобно как и сам Сын Божий, Господь и Спаситель наш, пришел к нам благовестить лето приятно (Лк.4:19), день спасения, и совершить его, быв послан на cиe Отцем небесным; почему и Он сам есть Апостол – Посланник Бога Отца и глава Апостолов, как Он говорит о Себе Апостолам Своим: яко же посла Мя Отец, и Аз посылаю вы (Ин.20:21). – И святые, Равноапостольные Кирилл и Мефодий на апостольское служение свое изошли, быв посланы на великое дело cие двумя властями верховными – Царем и Первосвятителем – сими главными орудиями воли Господней, коими Господь, Вседержитель Mиpa и Глава Церкви, приводит в исполнение благие намерения и начинания свои. «Иди философ, говорит Царь Константину (в иночестве Кириллу), посылая его на дело служения церкви, – тебе предлежит этот подвиг.» – Подобное призывание обращено потом и к брату Константина, Мефодию, подвизавшемуся, Господа ради, в глубине уединения; и это же призывание повторено и усугублено и первосвятителем церкви Константинопольской Фотием приснопамятным, благословившим послушных избранников, от самого Христа, на великое служение равноапостольское. – Посылаются на cиe служение оба вместе, два брата – Кирилл и Мефодий. И – не мало достозамечательно, – как Промысл Божий приводит их, во всём, в точное согласие и сходство с Апостолами и другими великими избранниками своими, орудиями воли Его. Еще до вознесения своего, Господь Спаситель, посылая учеников по Иудее, как бы на приготовительное служение слову, – посылает их по двое (Лк.10:1), по сказанию Евангелия. И, потом, когда св. Апостолы уже посланы были Господом в мир весь благовестити Евангелие всей твари, – видим – также, что Петр идет на дело служения слову благовестия с Марком, одним из четырех Евангелистов, – идет, конечно, не без Божией воли, ибо у них всё, – все дела, все их пути и шаги были под особенным управлением и водительством Господним. Видим, что Ап. Павел путешествует по вселенной, сея учение благовестия и насаждая церкви, с благочестивым Варнавою сопутником своим; – и это делается ими, по явной Божией воле, – по открытому вещанию самого Духа Святаго: рече Дух Святый (Собору верующих или учеников Христовых, во время их молитвы): отделите Ми Варнаву и Савла (прежнее имя Апостола Павла) на дело, на неже призвах их (Деян.13:2). Так и cию двоицу Богоугодную, Кирилла и Мефодия, братий по плоти и духу, – не Сам ли Дух Святый, чрез царское и святительское призывание, отделил на служение равноапостольское? По истине, Он живущий в Церкви и ею, купно со Христом, управлявший и в ней всё благоустрояющий. – Светлая двоица cия есть также точное подобие и как бы повторение другой высокой двоицы священнослужителей и избранников Господних, можно сказать, Апостолов – посланников Ветхозаветной церкви, и тоже братий, по плоти, Моисея и Аарона, великих просветителей народа Божия.

Апостолы, быв посланы Господом в мир, посланы были благовестити, проповедать учение Христово, насаждать и утверждать Христовы церкви в миpe, – и это – главное и существенное дело служения, или апостольства их. – Совершая это дело, высшее и благотворнейшее из всех дел на земле, но, вместе и труднейшее всех дел человеческих и христианских, – сколько понесли они трудов и лишений, гонений, скорбей и огорчений, болезней души и тела! Почему, церковь Христова, прославляя и величая святую и славную память их, – хвалебно воспевает: и чтем болезни и труды ваша, яже за Христа претерпели есте. – Все они были не только проповедники, но, вместе, и исповедники Веры, проповедавшие Христа с опасностию жизни, и наконец все претерпели мученическую смерть, кроме Евангелиста Иоанна, который, и в мучении был не умучен, по воле и силе Господней. – И святые Равноапостольные Кирилл и Мефодий посланы были также проповедать Евангелие Христово, насаждать и утверждать церкви Христовы: – насаждать, где не было еще проповедано Евангелие и не озарял свет Христов, – утверждать, где, хотя и насаждены были Христовы церкви, но они требовали необходимой помощи и утверждения, без которых самое существование их было бы непрочно и ненадежно. – Совершая cиe великое служение Господу, служа делу спасения, дорогого для Него, любителя душ наших, – сколько понесли они трудов, потерпели лишений, гонений, скорбей и болезней, за cиe дело Господне! – Ап. Павел, перечисляя бедствия, постигавшие его на поприще служения благовестию Христову, между прочими, упоминает о бедах от разбойников: беды, говорит, от разбойник (2Кор.11:26). Удитительно, как и эти частные бедствия и обстоятельства Апостола Павла отразились и как бы повторились в жизни Равноапостольных св. Кирилла и Мефодия! И на них, за проповедь их, озлобленные диконравые Угры напали разбойнически, и святых проповедников неминуемо постигла бы смерть, если бы пламенная молитва св. Кирилла, сильная пред Господом, не укротила сих диких зверей и их ярости. – И, опять, когда представляем св. Мефодия, сидящим в темнице, по злокозненности завидующих успехам проповеди его, и правое дело вменивших ему в преступление, – не приходит ли нам, как бы сам собою, на память великий учитель вселенной, св. Ап. Павел, по наветам завистников, всажденный в темницу, которого выдали пред начальством завистники и враги проповеди его, как возмутителя и развратителя народа, – этот дивный сосуд благодати и Божие орудие спасения языков?

К высокому преимуществу Апостолов принадлежит и то, что им даровал Господь дар чудотворения, – они были великие чудотворцы. – И эта светлая черта, которая, впрочем, не необходима в равноапостолах, и которой мы не видим в других лицах сего имении чина, – усматривается в Равноапостольных, нами изображаемых. Во время путешествия равноапостольных проповедников, среди знойной пустыни, когда утомленный трудностью пути и истаевая от жажды, изнемогший телесно, но крепкий духом, св. Кирилл вознес сильную молитву ко Господу, – сею молитвою, он, подобно Моисею, превратил загнившуюся, горькую и негодную к употреблению воду – в чистую и для вкуса приятную.

Особенную в лице Апостолов черту составляет то, что им от Господа сообщен был дар языков; этот высокий, чудесный дар получили они, когда в день пятидесятницы, сошел на них Дух Святый, в виде огненных языков. Это исполнило их Духа святаго, соделало, и, вместе, показало их людям учителями всего миpa, всех народов или языков вселенной. И исполнишася вси они Духа Свята, и начаша глаголати иными языки, якоже Дух даяше провещавати (Деян.2:4). Во времена Апостолов, сей дар сообщался от Господа и другим избранникам Его; но, с кончиною Апостолов и века апостольскаго, дарование это прекратилось; и в равноапостольных даже мы не видим его. Тем удивительнее для нас, что, чрез тысячу почти лет, чудесный дар сей, в некоторой мере, сообщен был от Господа св. Кириллу, – по пламенной молитве своей к Богу, он получил дар сей, и прочел нужную ему книгу на языке, ему неизвестном, которой прежде не мог прочесть по неизвестности языка. Так, и cия черта апостольская является в лице Равноапостола – св. Кирилла.

Святая Православная Церковь Христова, достойно чествуя и прославляя Св. Кирилла и Мефодия, почитает их не только равноапостольными, но и Апостолам единонравными, – (Троп. Св.) и – они не только, в высшей степени, уподобились Апостолам своим служением, трудами, участию жизни, скорбями и терпением, но и сходством духа и нравов, – они вполне единонравни Апостолам святым. Дух жития и нравы их – те же, что и у Апостолов Вселенских, первых учеников Христовых. Апостол Павел, наставляя своего приснаго, возлюбленное чадо духовное и помощника в деле апостольства, Тимофея, говорит: образ буди верным, словом, житием, любовию, духом, верою и чистотою (1Тим.4:12), – внушает иметь то, что сам имеет, – заповедуя подражать ему. Эти высокие свойства были и в нём, как и во всех апостолах Христовых. Они все были, можно сказать, Ангелы земные и небесные человеки, как именует великих святых своих Церковь Христова. – Но, что особенно возвышает Апостолов, сих великих слуг Божиих, – это их пламенная любовь к Господу Богу, которая, чем более возгоралась в сердцах их, тем более расширяла их и любовию к человекам, – их самоотвержение, их ревность о славе Божией и горячее усердие ко благу и спасению ближних. Сердце наше распространися, вещает Ап. Павел к Коринфянам, – не тесно вмещаетеся в нас, утесняетеся же во утробах ваших (2Кор.6:11–12). Так он обнимал все страны любовию своею, как бы носил всех в сердце своем! – Не подобною ли любовию к ближним, из любви к Господу, исполнены были сердца и Равноапостольных Кирилла и Мефодия? Не с такою же ли ревностию о славе Божией и спасении ближних, они распространяли Евангелие Христово? С каким усердием и заботою, они научают грамоте и вере малых детей, при всех важных и великих занятиях своего апостольскаго служения! – Ап. Петр, изъявляя свое усердие ко Христу, говорит, за себя и за братий своих: се мы оставихом (для Тебя) вся (Мф.19:27): не всё ли также оставили, ради Господа, и Святые Кирилл и Мефодий, – славу, честь, богатство, дом, свою страну и всё земное? Апостол Павел говорит о себе, что он в сладость иждивает (2Кор.12:15) себя, свои силы и жизнь, для служения спасению ближних. Не с такою ли же готовностию посвящали Господу, на служение делу Его, все силы свои и святые Кирилл и Мефодий равноапостольные, принося себя в жертву Богу, предавая сами себя, и друг друга, и весь живот свой Христу Богу! По совершении многих подвигов апостольских, слабый по телесному составу, утомленный подвигами апостольства и еще прежними трудами в приобретении познаний, ради Господа, Св. Кирилл чувствует уже телесное изнеможение; но ему предлагают новые подвиги апостольские, и – он, с полною готовностью стремится на дело Господне, в сладость иждивая себя, ради Господа. И ранняя кончина его, среди лет мужества, что показует, как не то, что он, ради спасения ближних и славы Господа, всего себя и весь живот свой предал Христу Богу?

Всё это ясно свидетельствует, что святые Кирилл и Мефодий – равноапостольные, и даже в этом светлейшем лике, состоящем по указанию Церкви, из немногих лиц, являются наиболее светлыми и светоносными, и во всём первым ученикам Христовым – великим Апостолам, подобными.

Но, как и самые Апостолы, первые ученики Христовы, при назначении своем быть вселенскими учителями, в собственном значении и всей силе сего слова, – имели и частное, особенное назначение или жребий, каждому данный Господом, особый, так сказать, удельный участок на вселенской ниве Божией, который особенно нужно было каждому из них удобрять и возделывать (так Ап. Петр есть Апостол обрезания, или Апостол племен Еврейскаго народа, имевшего обрезание, – Апостол Павел – Апостол языков, или язычников, обращение коих в царство Христово особенно было вверено ему Богом) подобно сему, и равноапостольным, Кириллу и Мефодию, назначено Господом быть Апостолами и просветителями славянских народов. – По непостижимым судьбам Промысла Божия, Славянским народам назначено войти в чудный свет царства (1Пет.2:9) Христова не в первые xpистианскиe веки, а чрез несколько веков. Когда приспело это, Богом определенное, время, любвеобильный и пекущийся о спасении нашем Господь воздвигает для сего особенных избранников Своих, нарочитых Апостолов Славянскому миpy – Равноапостольных Кирилла и Мефодия, служителей спасения сих народов. Избранников своих Он назнаменует и запечатлевает от чрева матери их. И – то, что младенчествующий Константин (Кирилл Святый) не приемлет сосцев чуждых, кроме матерних, не есть ли запечатление и явление Господом Избранника Своего, и знамение того, что сей дивный младенец будет питаться, потом, только учением матери своей Церкви Православной, будет ревнителем ее учения, и непричастным учений чуждых и сторонних? – Своих избранников Господь дивно воспитывает, и потом разными путями усовершает их, руководя к великому назначению и цели, так что один из них, Св. Кирилл, подобно Моисею, обитает в царском дворе, и чрез то приобретает и всю внешнюю мудрость, сверх духовной, которою он был исполнен, – другой – Мефодий, живет первее в миpe и, потом, в глубоком уединении и отшельничестве, а таким образом износит отсюда богатый опыт познаний жизни миpa и жизни духовной, не мало полезных и нужных для проповедников Веры. Изведенные, потом, невидимым мановением десницы Господней, на святое и великое дело апостольства, – с каким усердием возделывали они назначенный им участок на великой ниве Божией! с какою радостию и любовию носят на выях своих это тяжелое, по трудности, дело, ярмо, по слову их, но благое и легкое для них, по любви к нему, – сему игу и бремени Христову (ср. Мф.11:30), от возлюбленнаго Христа на них возложенному! Не щадя сил и с опасностию жизни, как готовые всю ее принесть Господу в жертву, они, мудрыми и твердыми руками, исторгают первее терние и волчцы зловерия Еврейскаго и Магометанскаго, поросшия на ниве Господней, – ибо Господня земля и все живущия на ней (ср. Пс.23:1). Посевают семя слова Божия на земле, возделанной ими, очищенной и уготованной, и таким образом водворяют здесь царствие Божие, насаждают церкви Христовы. Там, где они были насаждены, но делателями, не призванными Богом и неблагословенными от Него, действующими более по видам своекорыстия, которых и делание, потому, было малоплодно, – Равноапостольные избранники Божии утверждают насажденные церкви, исторгают породившиеся в них плевелы лжеучения, и, озарив верующих истинным светом учения Христова, ограждают их от заблуждений.

Но, что особенно соделало сих Равноапостолов народов Славянских приснодостопамятными и высокославными для всего Славянскаго миpa и обязало всех Славян к невыразимой благодарности к сим Просветителям своим, – это – переложение ими слова Божия – сего начала спасения и жизни – с языка греческого на однородный им язык славянский. Это – великий труд, труд важный и в высшей степени благотворный для народов Славянских. Сего труда не имели и самые первоапостолы, – первые ученики Христовы, кои только возвещали слово Божие, по дару языков. Святые Кирилл и Мефодий не обладали апостольским постоянным даром языков, но это заменено у них сим великим трудом их: дав Славянам слово Божие на их языке, они как бы явили дар языков. То, чего половинную только часть – Ветхий Завет, – совершили 70 человек, переводившие Священные книги до Рождества Христова, – это, и притом в целом составе, сделано двумя труженниками Святыми, Кириллом и Мефодием, и – большая часть труда подъята сим последним, как пожившим долее брата своего. – Кроме сего, Святые Кирилл и Meфодий не только переложили книги Священные или Библию и книги Богослужебные, но и нашли возможность сделать это переложение, которой не было у Славянских народов, – изобрели Азбуку, которой не имели эти народы, как вовсе не знавшие никакого письма и грамотности. Сей-то особенный труд, сия-то послуга благу Славян, коею они обязаны Св. Кириллу, есть новый для них дар и важный труд, важное дело, если только внимательнее вникнуть в значение его. Малозначущею для нас кажется теперь буква, неважною – Азбука вообще; но это – важное явление в жизни человечества. Она – эта азбука – дает новый вид, новое проявление человеческому слову, и, чрез то, много значит в жизни слова и всей жизни человечества. Слово человеческое сначала есть мысль, и эту мысль, по дару Творца, человек имеет способность проявлять устами и языком в членораздельных звуках. Язык, так сказать, пишет слово звуками на воздухе, и пишет на мгновение, – ибо сказанное слово, само по себе, как звук голоса, в ту же минуту разливается в воздухе и исчезает. Язык передает слово только слуху, и притом – только при нас присутствующего человека. Писанье же, чрез буквы азбуки или алфавита, изображая звуки слова и давая им начертание и вид, сообщает как бы вещественное, твердое бытие слову; говорит для глаз; говорит пером или печатью, чрез бумагу и книгу; говорит отсутствующим за тысячи верст; говорит так, что слово это, положенное на хартию, может жить и сохраняться несколько веков. – Св. Кирилл, по молитве своей, благодатию Божиею спомоществуемый, изобрев и дав Славянам Азбуку, обрел возможность перевода книг Священных, и положил начало и основание грамотности у Славянских народов, потому что без азбуки, без букв и письменностм, нет, и не может и быть собственно грамотности, как показывает и самое значение сего слова. Без грамотности же во всей стране и целом народе, не может быть успехов развития ума и просвещения. Потому-то изобретение азбуки Св. Кириллом есть начало грамотности Славянских народов и их просвещения; потому-то Св. Кирилл, изобретший алфавит славянский, и Св. Мефодий, купно с ним действовавший, по справедливости, суть Просветители народов Славянских. Они не только просветили их светом Веры и утвердили в вере; но и самую Веру утвердили среди них, передав им ее в письме, в переложении с греческаго на их родной и живой язык Славянский. – Если бы учение Веры не было переложено для Славян, с Греческого на язык Славянский, – оно удобно могло бы повредиться среди них, в их понятиях. Притом, легко, весьма легко бы сталось, что ревностные, не по разуму, в распространении Веры и навязчивые своими послугами, впрочем по своим корыстным целям, слуги папы могли бы увлечь всех Славян в сети лжеучений латинских; и – тем удобнее это, что, без грамотности, самые учители Славян были бы все во мраке невежества. Без грамоты, самая Вера в миpe Славянском, незаключенная в письмена, могла бы затмиться и погаснуть, и, на место ее, опять водвориться тьма заблуждений языческих и магометанских. От всего этого Всеблагий Господь предохранил и оградил Славян, чрез Равноапостольных Просветителей их, давших им Слово Божие, в переложении на их язык, и самую грамотность, способствующую к усвоению им и сохранению учения Веры, и развитию общаго умственного просвещения. – Посему-то Св. Церковь Православная, истинная ценительница духовных дарований и достоинств, по всей справедливости, почитает Святых Кирилла и Мефодия Равноапостольными Просветителями народов Славянских.

Много, невыразимо много благого сделали Св. Кирилл и Мефодий для народов Славянских, своими равноапостольскими трудами! Но так как мы – наша Русь, теперь Святая, есть один из народов Славянскаго миpa; то почти всё, что сделано Равноапостольными для Славян, – сделано и для нас, сынов Руси Святой. Они, по истине, – и наши Просветители, наши Первоучители, давшие нам способ принять Веру Христову, чистую, православную, и сохранять ее во всей ее чистоте и святыне, – а, вместе с сим, и необходимое средство быть грамотными. Великое дело труда их – переложение Священных и Богослужебных книг на язык Славянский и глубокоразумное изобретение Азбуки Славянской есть и наше достояние, наше сокровище всевековое. И мы, вместе с собратиями своими, племенами Славянскими, вошли в труд Отцев наших, – вкушаем теперь сладкие и спасительные плоды дел их. Самое даже то, что Русь наша есть Русь Святая, – при помощи их равноапостольскаго труда совершилось у нас. И сей труд их так важен для нас, что без него едва ли бы Русь была тем, что она есть, и имела то, что теперь имеет. Уясним эту важную истину, хотя отчасти. Послав Апостолов Своих в мир весь – проповедати Евангелие, во всю вселенную, ко всем языкам, Господь не забыл и нас, в лице предков наших: по Его, несомненно, мановению, притекает к нам Св. Ап. Андрей Первозванный: он протекает всю землю тогдашней Руси, от одного конца до другого, от юга до севера, от Херсона до места настоящаго Царственнаго Петрограда, сеет Слово Божие. Быть не может, чтобы благодатное слово его не принималось некоторыми душами. Нельзя также думать, чтобы освящение Руси Святым шествием его, поставление креста собственными его апостольскими руками и благословение его были бесплодны; – нет, глагол его, или паче, глагол Духа Святаго, вещавшаго устами его, не падет вовсе тощь на землю (ср. Лк.1:37; Ис.55:11). Во всём этом были святые залоги на будущее наше. Но, за всем тем, христианство в то время не утвердилось в Руси нашей. Ибо и не пришел еще час, и не было нужных условий к тому, – и именно – собрания Русских племен в одно царство, для жизни оседлой и постоянной, что особенно потребно для устройства Церкви и ее Иepapxии, (ибо хотя Господь и из камней может воздвигнуть чад Аврааму (Мф.3:9), но как Он не везде и не всегда творит чудеса, то и в благодатном Царстве Своем благоволит применяться нередко и к естественным условиям земнаго быта людей), – а главное, – не было грамотности у нас, а потому – и возможности передать учение Евангельское письму и хартии, на сохранение в памяти и от повреждения его в понятиях верующих. Что же видим потом? Аскольд и Дир, витязи Pyccкиe, пораженные чудом победы над ними, приемлют Веру Христову, и – вера принимается и начинает жить на земле Русской. Почему так? Потому, что в это время является грамотность у Славянских народов и совершается перевод учения Веры с Греческого на язык Славянский, всем племенам Славянским доступный, который, по взаимной сопредельности сих племен, удобно мог сообщаться и верующим Русским, предкам нашим. Св. Владимир торжественно принимает Веру Христову, возводит ее, в лице своем, на престол и делает господствующей в царстве своем. Вера христианская начинает распространяться и процветать. Что причиною этому? После благодати Божией, причиною сему перевод книг, содержащих Веру, на язык Славянский. Самое даже то, что великий Владимир начал искать истинной веры, оставил язычество, и склонился к христианству, – опять, после благодатной помощи Божией, зависит весьма много от того, что xристиане и христианство уже были в Poccии, что его содержала сама мудрая Ольга, чем особенно и убеждался в истинности его мудрый же и почтительный к ней внук ее. Но христианство, не только, как Богослужение, не могло бы и быть, а и, как верование, не могло бы в целости сохраниться у нас; если бы не было оно в хартиях на языке Славянском. – Владимир принимает и распространяет Веру Христову. Но представим, что нет перевода учения Веры на Славянском языке, и нет грамотности в Руси: что было бы с Верою в тогдашней Руси нашей? Тогда не только не могла бы она так быстро распространиться у нас, а даже и уцелеть, подобно как это было после проповеди самого Апостола Первозваннаго. – И скоро ли, и когда бы наша Русь сделалась грамотною, без Св. Кирилла и Мефодия? Кто изобрел бы нам азбуку нашу? Скоро ли бы, и нашлись ли бы люди, владеющие Греческим и вместе Славянским языком, – и такие, притом, которые приняли бы на себя столь великий труд перевода Библии и книг Богослужебных? Бог весть! – Сей великий труд Равноапостолов есть как бы их проповедь у нас, и еще более – здесь подается возможность не только принятия, но и сохранения Веры. – Так, Греки передали нам Веру Христову; а Кирилл и Мефодий, переложив учение ее, на язык Славянский, дали нам возможность видеть сей свет Божественный, дали нам как бы очи. Греки возгласили нам глаголы Евангельские; а Св. Кирилл и Мефодий как бы отверзли нам ухо, дали возможность слышать глаголы сии. Посему-то, они – Просветители единоплеменных нам народов Славянских, – и наши Просветители, и наши Первоучители, и наши великие приснопамятные благодетели.

Они наши Просветители и великие споспешники Веры нашей, ее усвоения и утверждения среди нас: – можно ли вполне понять и показать цену сего благодеяния нам! Вера, истинная Вера Христова, – первейшее благо нашей жизни, дороже самой жизни временной, что опытно доказали мученики Христовы, охотно шедшие на мучение и смерть, для сохранения Веры своей. Ибо только истинная Вера дает нам возможность достигнуть вечного живота и блаженства; и земля Русская, по благодати Божией, даде богатый плод свой (ср.: Пс.1:3). Сколько пшеницы духовной собрано в житницу небесную с нивы Руси Святой! Сколько чад своих Русская Церковь поставила к престолу Господа, как Сам Он явил это, в прославлении сих угодников Своих, в нетлении телес их на земле! Сего великаго плодоношения не первые ли, по Боге и Апостолах Христовых, виновники и споспешники – Св. Кирилл и Мефодий, – споспешники, по благодати Божией, Веры нашей? Православная Вера наша – основание благосостояния и временного, земного бытия нашего, благоденствия Poccии. Не она ли, православная Вера наша, мирила наших князей, во время кроваваго междоусобия их давая пастырям на это дух силы и убеждение слова? Не она ли, в тяжкую годину татарскаго ига и междуцарствия, утешала предков наших, вливая в сердца их дух терпения в скорбях и упования на Бога, которое не посрамляло их? Не она ли вдыхала мужество в воинов наших, охотно шедших за Веру и дом Богородицы (так называли они храм во имя Богоматери) положить живот свой, – идя на поле битвы, как бы на желанный подвиг мученический? Не Верою ли, наипаче, победихом царствия, быхом крепцы во бранех? (Евр.11:33). Не она ли сделала Святую Русь нашу Богохранимою и Богопобедоносною? Не она ли воспитала и утвердила взаимную любовь между нашими Царями и подданными, внушая нам иметь к ним благоговейное почтение и покорность, указуя в них земных богов, наместников Божиих, видимое opудие Вседержавнаго Провидения Божия, и тем утвердила у нас Богоподобное самодержавие – эту основу могущества и величия Poccии? Она, по истине, она – Святая Православная Вера наша, дающая обетование настоящего временного, истинного, и грядущего – вечного живота (1Тим.4:8), – она – этот источник всех благ истинных.

Если же Вера наша, бpaтиe соотечественники, есть источник всего великого и истинно-благого для Poccии, любезного отечества нашего, а главные и первые по Боге споспешники Веры нашей – Святые Кирилл и Мефодий, чрез свой великий труд переложения, давшие нам на доступном для нас языке – учение ее – это всевременное сокровище наше: то не они ли первые Богоизбранные виновники и всего того, что подавала и подает нам Святая православная Вера наша? По истине, они – Просветители наши!

Поминайте наставники ваша (Евр.13:7), вещает Апостол. И можно ли, бpaтиe Xpистиане, чада единой Православной Церкви, не помнить нам наших не только наставников, а и Первонаставников, Первоучителей и Просветителей наших Отцев, по духу, благовествованием родивших нас (ср.: 1Кор.4:15) в жизнь духовную? Можно ли, хорошо ли не помнить таких наставников своих и притом, тогда, как учение их мы всегда имеем у себя, и голос их мы каждодневно можем слышать, во спасение душ наших. Когда читаем Слово Божие, или слушаем его в храме святом; когда внимаем Богослужению храмовому, – чтению и пению: то не их ли голос слышим мы? По истине, их голос. Утвердим и сохраним в памяти мысль эту. Господь, Его Апостолы и Его Церковь учат нас и вещают нам их устами, их языком – сих Равноапостольных Первоучителей наших, переложивших Слово Божиe и Церковное Богослужение на язык Славянский, на котором совершается и всё Богослужение наше. Так, слыша в храме всё читаемое и поёмое, мы слышим, как бы их самих, – чрез читающих и поющих, они вещают нам.

Памятуя Просветителей наших, по Вере, да не забудем и того, что они Просветители наши и в общем, обширном смысле, – как положившие основание и начало грамотности нашей, давшие нам самую возможность быть грамотными – изобретением Азбуки для всех однородных племен Славянских, а вместе и для нас. Да памятуем с радостию духовною, что самое начало и происхождение нашей азбуки – священное, – что самые буквы нашего Алфавита получили вид и начертание от руки Святого, Равноапостольного избранника Божия, кои, в самом названии своем, заключают мудрость и назидание. Потому, читая книгу и пиша на хартии, не будем забывать, что это делаем мы по дару, данному нам от Св. Первоучителей наших, изобретших нам Азбуку нашу, самые буквы, без коих не могли бы мы ни читать, ни писать; – они – Первоучители и грамотности, и книжности нашей. Не забудем, что начало письменности (Литературы) и книжности нашей – начало высшее и священное, положенное переводом, совершённым святыми руками мужей Святых, и – чего же? Слова Божия и книг Богослужебных. Первые слова нашей письменности и книжности Русской – заметим это с радостию и благоговением, – сии Божественные, пренебесные слова Господни, устами Евангелиста Иоанна – сына громова – изреченные: В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово (Ин.1:1). Сими словами – первыми словами Евангелия от Иоанна, с которого начато переложение Слова Божия Святыми Перелагателями, – начата и письменность наша. – Памятуйте это, наипаче вы, носяшие имя писателей и занимающиеся писательским делом; и, если хотите быть писателями и служителями истинно-Русского слова, деятелями на поприще письменности истинно-Русской, – пишите так, чтобы слово ваше не было в разногласии, по духу, с началом книжности Русской; по крайней мере, – если не можете иметь религиозного направления в вашем писании, да не будет оно противо-религиозным. Да не будет в писаниях ваших гнилых слов растленнаго разума, тлеющаго в похотех прелестных (Еф.4:22,29). Если вы не можете и не хотите удержать своего языка от сего тлетворнаго гнилословия, – по крайней мере, не предавайте его буквам и письму Русским, – не оскверняйте, сею нечистотою, священных букв, Св. Просветителем нашим, по предварительном сорокодневном его посте молитвенном, составленных и данных нам его святою рукою, – не делайте сего благодатнаго орудия служебным к распространению и увековеченнию вашей заразительной гнилости слова. Иначе, вы оскорбите Св. первоучителей наших, просветителей всего Славянскаго миpa, и начальников грамотности нашей. –

Поминайте наставники ваша; знайте труждающихся у вас и имейте их по преизлиха в любви, за дело их, – внушает Апостол (1Фес.5:12–13). И – при помощи Божий, мы исполняем сию заповедь Апостола Христова, – поминаем, благоговейно чтя, Великих Первоучителей наших, питаем к ним любовь и благодарность, за великий труд их, ради нас. Ибо кто, более их, потрудился для нас? Чей труд дороже и спасительнее для нас их труда? И можно ли нам попреимущественно, – особенно и с преизбытком, не любить их любовию благодарною, – можно ли, тем паче, не памятовать их?

А дабы память наша яснее проявлялась, и вместе усиливалась и оживлялась, для сего было бы добро и прекрасно – воздвигать храмы во имя Св. Кирилла и Мефодия – Просветителей наших, и устроять училища, имени и покровительству их посвящаемые. И – как прилично, благодарно и благотворно – места грамотности и просвещения посвящать имени и покровительству первых Святых Просветителей наших, положивших самое начало грамотности нашей! Если они столько заботились о просвещении нашем и помогали ему здесь; то, конечно, не забудут и не оставят наших молитв к ним о сём и там – у престола Господня.

Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вамъ слово Божие, ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их, – учит св. Апостол (Евр.13:7). Будем же, по заповеди Апостола, по возможности, и подражать воспоминаемым и благоговейно чтимым нами святым Наставникам нашим – Кириллу и Мефодию. Подражание – лучшее чествование и хвала лицу подражаемому, – есть выражение высокого уважения к нему. Подражаем, обыкновенно, тем, кого уважаем, и в том, что признаем хорошим и достохвальным. – Чему же будем подражать в Первонаставниках наших? В их душах, в их жизни и делах, можно сказать, собор добродетелей и свойств благих. Будем посильно подражать сим деяниям их: – их самоотверженному служению славе Божией и благу других, их терпению в трудах, и – что особенно нужно, по требованию времени настоящего, – будем, по возможности, содействовать просвещению и образованию братий наших.

Заключим, братиe, слово наше совокупным нашим молитвенным обращением к Господу и Св. угодникам Его – Просветителям нашим, нами благочестно воспоминаемым. – Благодарим, славословим Тебя, Пресвятая Троица, Господи Боже наш, за Твои неизреченныя попечения о нас, яко не забыл еси нас милостию Твоею великою, изъял еси нас, сидевших во тьме (Мф.4:16) и сени смертней языческаго неведения и нечестия, и ввел в чудный свет царства Сына любве (Кол.1:13), Твоей, Христа Бога нашего, – воздвиг на cиe избранников Твоих – нарочитых Апостолов для нас, – просветителей наших! Пробави нам милость Твою, ведующим Тя, по милости Твоей! – Благодарим и величаем вас, приснопамятные Просветители наши, Святые Равноапостольные – Кирилл и Мефодий, толико потрудившиеся, ради нашего спасения! Памятуем и благоговейно чтем болезни и труды ваша, ими же трудилися вы во благовестии Христове, ради спасения душ наших. Благодарим вас Приснопамятные благодетели наши, и мысленно лобызаем святыя руки ваши, толико потрудившияся для нас, и подавшия нам сокровище неоценимое! Молим вас, Отцы и Просветители наши, – Владыку всех молите, вся языки Славянския утвердити в Православии и единомыслии, умирити мир, и спасти души наша, – (Троп. св.) – молите Его Светодавца, да и книжное учение и просвещение наше будет направлено, среди нас, во славу Божию – Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.


Источник: Слово в день св. равноапост. Кирилла и Мефодия просветителей славян. / соч. архимандрит Фотий (Спасский) – СПб.: Изд. Г. Ширяева, 1866. – 17 с.

Комментарии для сайта Cackle