Д.Г. Тугин

Похвальное слово Филофея Коккина Димитрию Солунскому

Источник

Православная Церковь славится множеством святых, которые достигали святости разнообразными путями. Наиболее древняя форма святости – мученичество от (др.– греч. μάρτυς, μάρτῠρος – свидетель, лат. martyr – свидетель). Одним из наиболее прославленных мучеников этого периода является святой Дмитрий Солунский, который пострадал около 306 года во время гонений от императора Максимиана Геркулия (годы правления 286–305 и 307–310) и стал одним из наиболее почитаемых православных святых воинов-мучеников. Согласно изданию «Biblioteca Hagiographica Graeca», количество произведений, посвященных св. Димитрию достигает 89-ти наименований которые расположены с 496 по 547z. Интересующим нас разделом в агиографической традиции Димитрия Солунского являются похвальные слова (др. греч. ἐγκώμιον – восхваление), которые, как правило, предназначались для публичного произнесения во время богослужения в день памяти того или иного святого.

Многие выдающиеся византийские энкомиасты посвящали похвальные слова св. Димитрию. Из наиболее известных авторов энкомиев можно выделить Евстафия Фессалоникийского (ок.1115–1195), свт. Григория Паламу (1296–1357), свт. Николая Кавасилу († после 1391), Никифора Григору (ок. 1295 – ок. 1360), Геннадия II Схолария, патриарха Константинопольского (1400–1473), Симеона Фесаллоникийского (кон. XIV в. – 1429), Димитрия Хрисолора (1360 – после 1416 гг.)1.

Одним из выдающихся авторов, составивших похвальное слово великомученику Димитрию, является святитель Филофей Коккин, патриарх Константинопольский (1300–1379). Энкомий Филофея Коккина в честь святого Дмитрия Солунского в BHG указан под номером 547d и занимает 23 место среди похвальных слов, посвященных святому. Данный памятник позволяет нам прикоснутся к агиографической, экзегетической, а также похвальной традицией поздневизантийского периода в целом и традиции святителя Филофея – одного из виднейших исихастов XIV века, а с другой стороны характеризует почитание святого Димитрия и его в эпоху исихастских споров, ознакомиться с природой полемики паламитских споров2. Кроме того, данное произведение позволяет читателю ознакомиться с современными писателю фактами, а также показывает те выходы и решения проблем, с которыми сталкивается Церковь и верующие3. Энкомий свт. Филофея Коккина вмч. Димитрию до настоящего времени не переводился на русский язык и в отечественной богословской науке до сих пор остается малоизученным памятником.

Святитель Филофей является последователем и соратником святителя Григория Паламы. Он сыграл важную роль в истории Русской Церкви, уделяя большое внимание изменению политической ситуации на Руси в эпоху, предшествующую Куликовской битве, пытаясь сохранить единство Русской Церкви. Эти усилия св. Филофея отражены в ряде его грамот на Русь и в постановлениях патриаршего собора. В период византийского патриаршества святителя Филофея на Руси начинается возрождение монашеской жизни. Около 1372 г. патриарх Филофей послал преподобному Сергию Радонежскому в подарок крест-мощевик (хранится в Серапионовой палате Троице-Сергиевой Лавры), а также параман, схиму и грамоту с благословением ввести в монастыре общежительный устав. Основной целью агиологических трудов Филофея является подтверждение положений исихастского богословия, как они были сформулированы в трудах свят. Григория Паламы и позднее одобрены в соборных постановлениях Церкви ХIV в.

Общим фоном экзегезы св. Филофея является паламитское богословие, которое делает особый акцент на энергийном присутствии Бога в этом мире. В связи с этим необходимо упомянуть о важном принципе, на который опирается св. Филофей в своих трудах. Согласно ему, возрастание в нравственном совершенстве, то есть привлечение к себе божественных энергий – есть возрастание в Боге. На уровне экзегезы это приводит к тому, что на первое место ставится мистический смысл. Основной акцент святитель Филофей делает на энергийном присутствии Бога в твари, так что отпечаток божественного действия (проявление мира духовного) может усматриваться буквально в любом проявлении дольнего мира. Божественные проявления являются не просто знаками Божественного присутствия в этом мире, но Его реальным энергийным присутствием, причаститься которому может лишь нравственно совершенный. Метод психологизма помогает описать и изобразить это становление на уровне человеческой души.

Многочисленные агиологические труды Св. Филофея Коккина, помимо критического издания их большей части профессором Цамисом4, не привлекали до сегодняшнего дня особого интереса исследователей5. Однако следует также обратить внимание на труды Христоса Арабадзиса, который также изучал жизнедеятельность святителя Филофея Коккина и его труды в целом, и похвальное слово великомученику Димитрию Солунскому в частности. Учёные, которые занимались изданием и анализом Похвального слова, в частности Цамис, не стремились точно определить географические и временные рамки его составления, поскольку не имеют прямых, либо надежных косвенных сведений о нём. Большинство из них склоняется к тому, что наиболее вероятным временем составления является 1367–1376 гг., т. к. в этот период святитель Филофей завершает второй срок пребывания на посту Патриарха и стремится исследовать проблемы, которые разделяют Римскую и Константинопольскую Церкви. Это важно, т. к. большая часть похвальных слов сводится к изложению различий, которые разделяют Запад и Восток, поскольку это касается исхождения Святого Духа и внутритроичных отношений6. Не исключением является данное похвальное слово, в котором наиболее остро затрагивается данная проблема.

Также большинство исследователей соглашается, что похвальное слово патриарх Филофей составил для произнесения вдали от Фессалоник, но избегают указывать свои предположения об этом месте. С нашей точки зрения, временной период, в течение которого оно было составлено, только частично может быть определён на основании своего антилатинского содержания, ведь как известно, переговоры с Римом покрывают широкий временной отрезок протяжённостью с 1333–1335 до 1370 гг. Следует отметить, что эти же временные рамки охватывают практически полностью всю жизнь и деятельность Филофея.

Структура, духовное содержание и искусство риторики, которые видны в его труде, выдвигают его на особенное место как в агиологической традиции святителя Филофея, так и в широкой хвалебной литературе в честь великомученика Димитрия Солунского, в особенности в сравнении с иными энкомиями, которые были созданы иными писателями. Хвалебные и эпические элементы, которые составляют жизнь или мученичество святого, преимущественно толкуются автором аллегорически, чтобы усилить центральную тему Похвального слова7. В данном случае главной темой, которую преследует Патриарх Филофей, является связь любви Божией к миру с мученичеством как выражением любви людей к Богу и миру8. Святые и Мученики стремятся подражать Христу не посредством умственных построений и преследования мирских целей, но своей жизнью и своей твёрдостью в том, что передано Апостолами и их учениками.9

Следует отметить довольно распространенную особенность для трудов святителя Филофея Коккина в целом и в частности – для данного похвального слова, которая присуща многим современным святителю авторам – это вымышленный диалог, созданный для легкости понимания высказываемого. Данный диалог по содержанию является чуждым для предания о Святом или Мученике, однако определяет духовую среду, в которой живёт и действует автор10. Исследуемое нами похвальное слово Филофея Коккина, по мнению Димитрия Цамиса, является словом, в котором восхваляемый святой и его мученичество находятся скорее на периферии анализа, чем в его центре. Только в предпоследней главе похвального слова, в 19 главе, св. Филофей использует некоторые исторические элементы из обильной литературы о св. Димитрии. Главная мысль святителя Филофея заключается в том, что мироточение и чудеса великомученика Димитрия подтверждают веру Церкви, основой которой являются Христос и Его учение.

Источники и литература

1. Χρήστου Π. Ἡ Γραμματεία τῶν Δημητρείων Α΄. Διηγήσεις περὶ τῶν θαυμάτων τοῦ Ἁγίου Δημητρίου. Θεσσαλονίκη, 1993. T. 1. Σ. 324.

2. Ἐγκώμιον εἰς ἅγιον Δημήτριον.

3. Δημ. Τσάμη, «Τὰ ἁγιολογικὰ ἔργα τοῦ Φιλοθέου Κοκκίνου, πατριάρχη Κωνσταντινουπόλεως», ΕΕΘΣΠΘ.

4. Τσάμη, Φιλοθέου Κωνσταντινουπόλεως τοῦ Κοκκίνου, Ἁγιολογικὰ ἔργα Α΄.Θεσσαλονικεῖς ἅγιοι, [Θεσσαλονικεῖς Βυζαντινοὶ Συγγραφεῖς 4], Κέντρο Βυζαντινῶν Ἐρευνῶν – Α.Π.Θ., Θεσσαλονίκη 1985.

5. Ἰ. Ἀναστασίου, «Ὁ πατριάρχης Φιλόθεος Κόκκινος ὡς ἁγιολόγος», Θεσσαλονίκη 1986.

6. Β. Λαούρδα, «Ἐγκώμια εἰς τὸν ἅγιον Δημήτριον κατὰ τὸν δέκατον τέταρτον αἰῶνα», ΕΕΒΣ 24 1954.

* * *

1

 Χρήστου Π. Ἡ Γραμματεία τῶν Δημητρείων Α΄. Διηγήσεις περὶ τῶν θαυμάτων τοῦ Ἁγίου Δημητρίου. Θεσσαλονίκη, 1993. T. 1. Σ. 324.

2

 Ἐγκώμιον εἰς ἅγιον Δημήτριον, Σ. 11–17.

3

 Ἐγκώμιον εἰς ἅγιον Δημήτριον, Σ. 18.–

4

Δημ. Τσάμη, «Τὰ ἁγιολογικὰ ἔργα τοῦ Φιλοθέου Κοκκίνου, πατριάρχη Κωνσταντινουπόλεως», ΕΕΘΣΠΘ 23 (1978), σ. 9–21. Τσάμη, Φιλοθέου Κωνσταντινουπόλεως τοῦ Κοκκίνου, Ἁγιολογικὰ ἔργα Α΄.Θεσσαλονικεῖς ἅγιοι, [Θεσσαλονικεῖς Βυζαντινοὶ Συγγραφεῖς 4], Κέντρο Βυζαντινῶν Ἐρευνῶν –Α.Π.Θ., Θεσσαλονίκη 1985.

5

 Τσάμη, «Τὰ ἁγιολογικὰ ἔργα τοῦ Φιλοθέου Κοκκίνου», σ. 14–15. Σύντομη ανάλυση του αγιολογικού του έργου /. Ἰ. Ἀναστασίου, «Ὁ πατριάρχης Φιλόθεος Κόκκινος ὡς ἁγιολόγος», Θεσσαλονίκη 1986, σ. 51–65

6

 Β. Λαούρδα, «Ἐγκώμια εἰς τὸν ἅγιον Δημήτριον κατὰ τὸν δέκατον τέταρτον αἰῶνα», ΕΕΒΣ 24 1954. σ. 285.

7

Ἐγκώμιον εἰς ἅγιον Δημήτριον, 1817–36 .

8

Ἐγκώμιον εἰς ἅγιον Δημήτριον, 515–47–7.

9

Ἐγκώμιον εἰς ἅγιον Δημήτριον, 137–31, 171–6

10

Ἐγκώμιον εἰς ἅγιον Δημήτριον, 13. Για το μοτίβο του «διαλόγου» εντός των Εγκωμίων, τη λειτουργία του και την προέλευσή του βλ. H. Delehaye, Les Passions des Martyrs et les Genres Littéraires, σ. 163–165.


Источник: Тугин Д.Г. Похвальное слово Филофея Коккина Димитрию Солунскому // Актуальные вопросы церковной науки. 2020. № 1. С. 24-26.

Комментарии для сайта Cackle