462. Слово в неделю вторую по Пятидесятнице, при посещении города Можайска
(Говорено 8 июня).
1824
И прохождаше всю Галлилею Иисус, уча на сонмищах их, и проповедая Евангелие царствия, исцеляя всяк недуг и всяку язю в людех. (Мф.4:23).
Иисус проходит всю Галилею, ходит по всем местам области, чтобы творить людям различные благодеяния духовные и телесные. Не ученики собираются к Учителю, как имеющие в Нем нужду: но Учитель ходит повсюду, чтобы собрать учеников. Не болящие ищут Врача, дабы получить от Него исцеление: Врач ищет болящих, дабы подать им исцеление. Воистину, как Сам сказал Он, «Сын человеческий не прииде, да послужат Ему, но послужити» (Мф.20:28).
Если Он, Господь всех, с таким попечением служит рабам Своим: кольми паче мы, рабы Его, должны служить друг другу, кто чем может ради Господа. О! если бы и сие малое по сей области хождение, в котором и до вас, братие, мы достигли, – о! если бы оно было не праздным путешествием, но по благодати Божией, служением для вас полезным и Господу, пример на сие подавшему, благоугодным.
Под руководством собственного слова Его, скажем нечто теперь о проповеданном от Него «Евангелии царствия», во уврачевание душ наших.
«И прохождаше всю Галилею Иисус, уча на сонмищих их, и проповедая Евангелие царствия». Пoелику Святый Евангелист Матфей не пересказывает здесь слов, которыми Господь проповедывал, то некоторые могут недоумевать и спрашивать: что за проповедь то была? Что значит «Евангелие царствия?» При внимательном рассматривании повествования Евангельского, нетрудно удостовериться, что Евангелист говорит в приведенных нами словах о Евангелии царствия, кратко, без объяснения в чем оно состояло, полагая сие уже известным из его повествования; ибо, действительно, уже написал он выше те самые слова, которыми Господь проповедывал Евангелие царствия. «Оттоле начат Иисус проповедати, и глаголати: покайтеся, приближися бо царствие небесное» (Мф.4:17).
Из сего видно, что проповеданное Иисус Христом Евангелие царствия имело два предмета: во первых, возвестить приближение царствия небеснаго; во вторых, побудить к покаянию.
Опять представляется недоумение, опять рождается вопрос: что такое «царство небесное»? что такое «приближение» царства небесного? Дабы разрешить сие, надлежит привести на мысль, что Иудеи, к которым говорил о сем Господь, были люди мало способные к прямому разумению вещей духовных, а более преклонные к чувственным. Сие говорю, не уничижая народ Божий: ибо другие народы, ему современные, были еще глубже погружены в чувственность. Но таково было свойство времени ветхого завета, и возраст рода человеческого в то время, что Сам Бог благоволил действовать на сердца человеческие наиболее обетованием чувственных благословений, как-то: долгоденствия, многочадия, земли текущей медом и млеком, и представлением духовного ведения и духовного Богопочтения в чувственных образах и обрядах. Усмотрев чувственное исполнение обетований Божиих в сильном царстве Давида и в мирном царстве Соломона, потом быв пленены, и, после возвращения из плена, оставлены без царей, среди врагов, Иудеи никакого блаженства не могли вообразить так живо, как блаженство иметь собственное царство, собственного царя. Посему, дабы понятным и занимательным для них образом говорить о спасении, о блаженстве, надлежало говорить им о царстве. Но как они видели, понимали только блаженство царства земного, и земного же царства ожидали для блаженства: то, исправляя и возвышая их понятие, Божественный Проповедник говорил им о «царстве небесном». Итак, «царство небесное» то же значит, что иначе мы называем душевным спасением и блаженством. Что сказал Божественный Учитель в сих словах: «приближися бо царство небесное», то же самое сказал один из ревностнейших учеников Его в следующих словах: «ныне... ближайшее нам спасение» (Рим.13:11).
«Приближение» царствия небесного, проповеданного Господом нашим, не иное что значило, как приближение Царя сего царства, явление Его на земли; также и у Апостола «ближайшее ...спасение» значит преимущественную близость Спасителя, с Его спасительными действиями. Так ли, например, как для Апостолов, близко было царство небесное и спасение для Авраама, когда не только Царь и Спаситель наш еще не явился на земли, но даже теней и гаданий о Нем не представляли ни закон, ни Пророки? Потому, когда из такой дали времен "увидел» Авраам очами веры «день Христов», и увидел так ясно, что «возрадовася» (Ин.8:56), вера сия так уважена, что ему наречено великое имя «отца верующих» (Быт. 17:5)956. Напротив того, как близко было царство небесное и спасение, например, для Апостола Павла, когда он в отверстых небесах увидел Господа, и собственным гласом Его с пути погибели обращен на путь спасения.
«Приближися... царство небесное», взывает Божественный Проповедник: блаженство, потерю которого вы оплакиваете, и которое жаждете возвратить, не то, которое вы имели во Иерусалиме и в Давиде, и паки думаете иметь в царстве и царе земном; вы сами не понимаете, чего не достает сердцу вашему, и к чему оно стремится сильным, но темным желанием; истинное блаженство есть то, которым вы обладали, и которое утратили в раю и во Адаме грехопадением; и сие блаженство, которого так долго не имели и не знали в мире потому, что «вси... согрешиша, и лишени суть славы Божия» (Рим.3:23), сие царство, не земное, а небесное, которого не видали на земле, потому что с тех пор, как «грех в мир вниде, и грехом смерть, царствова смерть ...и над несогрешившими по подобию преступления Адамова» (Рим.5:12, 14), сие «спасение», которого тень одну представлял закон Моисеев, о котором столь долго изыскивали и испытывали Пророки (1Пет.1:10), готово теперь открыться в истине и силе; уже Царь Небесный призывает и собирает сынов царствия, прошед чрез крест и смерть, в воскресении получает Он всякую власть на небеси и на земли, и, вознесшись на небо, уже «посаждает» с Собою «на небесах» (Еф.1:20) таких людей, которые ходят еще телом по земли, но которых по духу житие на небесех есть. «Приближися... царство небесное».
Из сего приближения царства небесного, Божественный Наставник извлекает то заключение, что должно покаяться. «Покайтеся, приближися бо царство небесное».
Покаяться значит переменить прежние мысли, как погрешительные, оставить прежния желания, как безрассудные и суетные, прежние дела, как достойные осуждения и погибельные, и восприять новые мысли, а следственно и желания и дела.
Подлинно, надлежало покаяться Иудеям, когда приближалось царство небесное, когда явился между ими Спаситель мира. Они думали о царстве земном, а им возвещается царство небесное: надобно переменить мысли земные на небесные. Они, как блаженства, желали изобилия и богатства, власти и славы между народами, а им проповедуют, что блаженны нищие духом, алчущие и жаждущие правды, изгнанные правды ради: надобно переменить желания чувственные и страстные на духовные и бесстрастные. Они слегка и наружно исполняли принятые обряды набожности, а оставляли «вящшая закона, суд и милость и веру» (Мф.23:23), и хваляся законом, «преступлением закона, – как обличает их Апостол, – Бога безчествовали» (Рим.2:23): надобно было переменить дела лицемерно благовидные, или явно беззаконные на дела внутренно добрые и чистые, и начать новую жизнь, которою бы Бог прославлялся в душах и телесех.
Так должно разуметь проповедь Господню о приближении царства небесного, в отношении к первоначальным ее слушателям – Иудеям. Но и мы, братия, не находимся ли между слушателями сей Божественной проповеди? Не взывает ли Господь и к нам ныне в Евангелии: «покайтеся, приближися бо царство небесное»? Иудеи большею частию не вняли проповеди Господней, и ветхий Иерусалим, «понеже не разумел ...времене посещения» Его (Лк.19:44), разрушился у самаго основания царства небесного. И вы «блюдитеся, ...како слышите» (Лк.8:18).
Дни земные приходят и проходят, и вечное царство небесное становится ближе и ближе. Царство благодати и спасения приблизилось и открылось уже давно чрез спасительную проповедь Господа нашего Иисуса Христа, чрез Его спасительную для нас крестную смерть и воскресение, чрез обильное излияние Святого Духа на Апостолов, чрез распространение христианской веры во все концы вселенной, – чрез что и мы во святом крещении сделались сынами и наследниками царства небесного. Приближается новое более торжественное откровение царства небесного, как царство славы и блаженства. Предреченные Господом знамения времен указывают сие великое событие со дня на день ближе. «Востанет», сказал Он, «язык на язык, и царство на царство: и будут глади и пагубы, и труси по местом. Вся же сия начало болезнем» (Мф.24:7–8). Сколько раз уже являлось сие начало последних времен! Как грозно было сие знамение между прочим и в сей самой области, во дни наши! «За умножение беззакония, – говорил еще Господь, – изсякнет любы многих» (Мф.24:12). О, как беззаконие умножается! О, как возлюбленная любовь иссякает. «И проповестся сие Евангелие царствия по всей вселенней» (Мф.24:14), предрекал Он еще; и оно проповедано и проповедуется. Что далее? И «тогда приидет кончина» (Мф.24:14). Когда? Я не знаю; не знают «ни Ангели» на небеси (Мф.24:36): но знаю, и вам сказано, и теперь напоминается, что кончина приидет точно в такой час, как нынешний, в который о том не знают и не полагают, чтобы то был час кончины, который, как сеть рыбу, захватит живущих на земле; знаю и не трудно всякому понять, что если время за тысячу восемьсот лет до нашего называлось уже «кончиною лета», то наши дни, конечно, еще ниже висят на конце веков, над бездною вечности; знаю, что Тот, Который проповедывал во Иудеи и в Галилее, что «приближися... царство небесное», вновь подтверждает в Иоанновом Откровении: «время близ», и даже клянется: «ей! гряду скоро» (Откр.22:10, 20).
Покаемся братия и принесем плод достойный покаяния, пока последний, решительный для всех или для каждого в особенности, час, то есть, час ожидаемого пришествия Христова и великого суда, или час смерти, за которым также ничего не видно далее, как суд, – пока сей великий час не постиг нас беспечных, как потоп современников Ноя, как огнь и жупел сограждан Лота. Покаемся не на день, в который очищаем свою совесть пред служителем алтаря, но на все последующее время жизни. Покаемся, и не только дела злые оставим, что и неверующие частию делают, избегая осуждения от человеков, но и сердца от страстей и похотей очистим, и помышления исправим, да будем благоугодны Испытующему сердца и утробы. Не будем обеспечивать себя во грехах наших тем, что много подобных нам грешников, или и все грешны; может быть, те, которые кажутся нам по внешности подобными нам грешниками, много успели во внутреннем сердечном покаянии и в тайных добродетелях; притом, несмотря ни на какое число, «потребит... Господь вся делающия беззаконие» (Пс.100:8)! Но да сохранит Он нас от сего страшного жребия, и покаянием истинным да введет в царство небесное, дабы блаженствовать в Нем, и славословить Его во веки. Аминь.
* * *
«но будет имя твое Авраам: яко отца многих языков положих тя» – АВ.