219. Слово по освящении храма Святаго Духа, в Рождественском монастыре
(Говорено Сент. 18; напечатано в Твор. Св. От. l848 г. и в собр. 1861 г.)
1847 год
Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? Аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог. (1Кор. III. 16–17).
Между тем, как боголюбивые подвизаются, чтобы создать, или лучше прежнего пересоздать, украсить, освятить храм Богу, Апостольское слово указывает нам иного рода храм Божий, кажется, совсем готовый. И как близко! В лице каждаго христианина, в собственном теле нашем. «Не весте ли, – говорит, – яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас?» И еще: «или не весте, яко телеса ваша храм живущаго в вас Святаго Духа суть» (1Кор. VI. 19)?
Апостол говорит о сем, как о деле весьма известном: «не весте ли? или не весте?» Неужели вы не знаете? Но сомнительно, все ли мы довольно знаем, каким образом христианин есть храм Божий? И если это так, и следственно мы очень богаты нерукотворенными живыми храмами Божиими: то можно спросить, для чего созидаем и освящаем рукотворенные храмы Божии? Пусть же сии вопросы введут нас в размышление.
Сущность храма Божия составляет особенное благодатное присутствие Божие. Говорю: особенное благодатное присутствие Божие, различая сие от общаго вездеприсутствия Божией силы творческой и промыслительной во всех сотворенных существах. Так определил сущность храма Своего Сам Бог, когда, благословляя храм Соломонов, глаголал: «освятих храм сей, егоже создал ecи, еже положити имя Мое тамо во веки, и будут очи Мои ту, и сердце Мое во вся дни» (3Цар. IX. 3). «И вселюся посреде сынов Израилевых» (3Цар. VI. 13).
Посему, если надобно и человеку быть храмом Божиим: то надобно, чтобы вселился в него, и пребывал в нем Бог. Так точно и определяет Апостол храм Божий в человеке, когда говорит: «вы есте церкви Бога жива, якоже рече Бог, яко вселюся в них и похожду» (2Кор. VI. 16). Вы церкви живого Бога, потому что Бог, по Своему древнему, чрез Моисея еще данному обещанию, Своею благодатною силою в вас вселился, и в вас пребывает.
Но каким образом благодатная сила Божия входит и вселяется в человека? – Она входит чрез слово Божие: «живо бо слово Божие, и действенно, и острейше всякого меча обоюду остра, и проходящее даже до разделения души же и духа» (Евр. IV. 12).
При действии слова Божия, благодатная сила входит в человека посредством веры: потому что «вера от слуха, слух же глаголом Божиим» (Рим. X. 17); и таким образом «вселяется Xpистoc верою в сердца» (Еф. III. 17).
Благодатная сила входит в человека посредством святаго крещения: «елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. III. 27). И как «во Христе живет всяко исполнение Божества телесне» (Кол. II. 9); то и в облекшихся во Христа не может не присутствовать некая сила от исполнения Божества, которою и совершается в них новое «от Бога рождение» (Иоан. I. 13).
Благодатная сила Духа Святаго входит в человека чрез святое мирoпoмaзaниë пoелику сие таинство, при неодинаковом действии внешнем, имеет внутреннее действие, одинаковое с Апостольским возложением рук на новокрещенных, о котором в Деяниях Апостольских написано: «возложиша руце на ня, и npияшa Духа Святаго» (Деян. VIII. 17); и к сему таинству надлежит отнести Апостольское изречение, что «помазавый нас есть Бог, Иже и запечатле нас, и даде обручение Духа в сердца наша» (2Кор. I. 21–22).
Благодатная сила Христова входит в человека посредством причащения пресвятаго Тела и Крови Христовы: в сем нас уверяет собственное слово Христово: «ядый мою плоть, и пияй Мою кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем» (Иоан. VI. 56).
Благодатная сила открывает себе вход в человека чрез любовь к Богу, и Христу, и чрез соблюдение слова Его, то есть, Его учения и заповедей: в сем нас обнадеживает также собственное слово Христово: «аще кто любит Мя, слово мое соблюдет, и Отец Мой возлюбит его, и к нему пpиидем, и обитель у него сотворим» (Иоан. XIV. 23).
Благодатная сила приемлется человеком при содействии молитвы: ибо при молитве, совершаемой смиренным умом в глубине сердца, неразсеянной, прилежной, чистой, «Сам Дух ходатайствует о нас воздыхании неизглаголанными» (Рим. VIII. 26).
Видите, как обильно и разнообразно действует всеблагий Бог, изобретая посредства, пролагая пути, отверзая входы, чтобы внити и вселиться в человека. Это потому, что самым сильным хотением хощет Он соделать человека Своим храмом. Это для того, чтобы человек имел самую полную удобность соделаться храмом Божиим.
Но когда Сам Бог Своею благодатною силою так благопромыслительно созидает и освящает Себе нерукотворенные живые храмы, и таких храмов должно быть столько, сколько есть христиан: для чего в то же время и человек зиждет и освящает храм Богу? – Это для споспешествования достижению той же самой цели, для которой благопромыслительно действует Сам Бог, – для споспешествования созиданию и освящению живых Божиих церквей в человеческих душах и телесах.
Человек рождается в мир далеким от того, чтобы ему быть храмом Божиим. «Храм бо Божий свят есть» (1Кор. III. 17): а всякий сын падшаго Адама, кто бы ни был, должен признаться в том, в чем не колебался признаться Пророк: «в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя» (Псал. L. 7). Итак он не храм Божий, а нечистое жилище греха. Храм Божий надобно в нем созидать вновь, тем с большею трудностию, что надобно созидать на разрушении здания греха. Для сего человек должен быть пересоздан, так чтобы он был, по слову Писания, «новою тваpию» (2Кор. V. 17); или быть перерожден, так чтобы по справедливости мог назваться «новым человеком» (Еф. IV. 24). В сем возсоздании действует Дух Божий и Его благодатная сила, как говорит Апостол Павел: «созидается в жилище Божие Духом» (Еф. II. 22). В сем возрождении действует живое слово Божие, как говорит Апостол Петр: «порождени не от семене истленна, но неистленна, словом живого Бога» (1Петр. I. 23). Но если естественное рождение Сам Христос представляет образом духовнаго; и если для естественного рождения нужна матерняя утроба: то и для духовного рождения не нужна ли матерняя утроба, не в буквальном значении сего слова, как думалось Никодиму, но в высшем, соответственном предмету? – Сей вопрос и оправдывается, и разрешается одним разом, если скажем, что матерняя утроба и сокровищница жизни для нового человека есть Христова Церковь и Ея, хотя рукотворенный, но духом благодати исполненный, тайнодейственный храм.
Бог даровал Церкви Своей Божественное сокровище, Свое слово, чтобы оно, проникая в человека своею живою благодатною силою, возрождало его, возсозидало, соделывало храмом Божиим: не нужна ли для хранения сего сокровища достойная сокровищница, отлученная, по возможности, от обыкновенных земных вещей, благоукрашенная, освященная? – Это и есть рукотворенный храм Божий. – Но как в слове Божием имеют нужду все ищущие спасения: то сокровищница Его не должна ли быть всем им известна, всем открыта, всем доступна? – Таков и есть рукотворенный храм Божий.
Бог ввел Свою Божественную благодатную и спасительную силу в христианския таинства, чтобы чрез них вводить ее в христиан. В наименовании «таинств» видно указание частию на то, что в них тайно действует благодатная сила Божия, частию на то, что сии священныя действия, по благоговению к заключенной в них Божией силе, должны быть тайною, недоступною для неприготовленных и недостойных. Оба сии указания сходятся в одной точке, – в мысли о необходимой потребности освященного тайнодейственного храма, в который бы и причастники таинств вступали с благоговением, и котораго внутреннее святилище от неприготовленных и недостойных было бы закрыто, и для них не входно. И в особенности, если обоженное тело Господа нашего Иисуса Христа по достоинству вознесено в жилище пренебесное; и если сие же самое тело даровано нам в таинстве: то можно ли не потщиться, чтобы и земное жилище оного было, как можно меньше, земным, как можно больше, небесным, по благолепию, по освящению, и по смиренному пред оным благоговению?
Из предложенных теперь размышлений созидающий храм может почерпнуть утешение – видеть свою жертву благоугодною Богу, и тем более благонадежною для обретения Его милости, что храм рукотворенный будет служить к созиданию и освящению многих храмов нерукотворенных: а все входящие во храм да почерпнут наставление, как им пользоваться храмом для созидания и освящения в храм Богу самих себя.
Быв оглашены и оглашаемы во храме словом Божиим, быв и бывая причастниками благодатных таинств, мы можем думать, что уже соделались и сами храмами Божиими. Не несправедливо. Но послушайте, что и к порожденным словом Бога живого, и к причастникам таинств говорит Апостол: «и сами, яко камение живо, зиждитеся в храм духовен» (1Петр. II. 5). Он не говорит утвердительно: вы уже создались в храм духовный, – но повелительно: созидайтесь в храм духовный. Что же это значит? – То, что и в посетителях храма, и в причастниках таинств, во многих храм духовный бывает несовершен и недостроен, потому что несовершенна вера; или по создании оскверняется и разрушается в них святый храм, потому что не святую проводят жизнь, но растленную грехами. А за сим следует грозный приговор Божественного слова: «аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог». Кто нечистыми помыслами и лукавыми желаниями осквернит, и делами греха и беззакония разрушит духовный храм Божий в своей душе и в своем теле, и не потщится возстановить и обновить оный покаянием и исправленным житием, того долготерпеливый, но правосудный Бог, наконец, самого разрушит праведным судом Своим, то есть, попустит ему остаться вечною развалиною жизни, попираемою темными силами.
Охраняя себя от такой бедственной участи, по увещанию Апостольскому, «о возлюбленнии, очистим себе от всякия скверны плоти и духа, творяще святыню в страсе Божии» (2Кор. VII. 1). Верную в сем подвиге помощь приучим себя находить в верном употреблении благодатных средств святаго храма и самой мысли о нем.
Когда входишь в церков; приведи себе на память обетование Господа собирающимся во имя Его: «ту есмь посреде их» (Мф.18:20); и благоговей, как пред лицем Его: и благодать присутствия Божия осенит тебя, как некогда чудесное облако во храме иерусалимском.
Когда пребываешь в церковной молитве: помысли, что в ней дышет Дух Святый, и удерживай всякое собственное движение, и вдыхай в себя Его животворящее дыхание.
Когда здесь оглашает тебя слово Божие: отверзай не внешний только, но и внутренний слух твой; отверзай верою сердце; алчущим желанием принимай сей Хлеб небесный, и питай им не воображение только и память, но жизнь и деятельность.
Когда хочешь быть причастником таинства тела и крови Христовой, или по крайней мере присутствуешь при сем таинстве: отторгни себя от видимаго, и прилепись мыслию и сердцем к веруемому, к кресту и гробу Господню, к телу Христову страждущему, умирающему, погребаемому, воскресающему, обоженному, прославленному: и прикосновение к Нему твоей веры будет существеннее, нежели кровоточивой к Его ризам; и «сила» Христова «изъидет» (Лук. VIII. 46) очистить и возвысить твои силы душевныя и телесныя.
Если когда нибудь нечистый помысл и лукавое желание приближатся к храму души твоей: поспеши отразить их самою мыслию о храме. Не сказано ли в числе многих и мне: «храм Божий есте»? Не дерзну осквернить храм Божий тем, что противно его святости.
Если же паче чаяния лукавое желание или страсть усилится, и будет побуждать и тело твое к делу нечистоты, греха и беззакония: вооружись и ты еще сильнее мыслию о святом храме. Не сказано ли в числе многих и мне: «телеса ваша храм живущаго в вас Святаго Духа суть»? Как же дерзну я грехом и беззаконием разрушить в себе храм Святаго Духа? Да не будет мне оскорбить и удалить от себя Духа Святаго!
Душе Святый, от Отца исходяй, и в Сыне почиваяй, потом же нисходяй, и созидаяй святилища, и совершаяй Святых, и во Святых почиваяй! Почивай в освященном Тобою храме не исходно Твоею благодатию и действуй зиждительно и животворно силою Твоею, да и мы недостойные сподобимся создатися в жилище Божие, во славу Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь.