202. Слово на освящение храма Пресвятыя Богородицы, в честь иконы Ея Иерусалимския, в городе Бронницах, совершившееся февраля в 3 день 1846 года
(Напечатано в Твор. Св. От. 1846 г. и в собрании 1848 г.)
1846 год
Токмо на месте, идеже изберет Господь Бог ваш, во едином от племен ваших, нарещи имя Его тамо, и призвати, и взыщете и внидете тамо. (Второз. 12:5).
Многократно, братия, посещал я град ваш: и каждый раз чувствовал себя неудовлетворенным; потому что в краткой только молитве участвовал с вами, в вашем древнем храме, будучи скоро увлекаем другими требованиями моего служения. Посему ваше желание встретилось с моим собственным желанием, чтобы нам иметь более обильное с вами общение в соборной молитве, при благодатном тайнодействии освящения храма, вами созданного.
Что ж, если и теперь желаемое исполниться не может, и я должен сказать с Апостолом: «восхотех приити к вам, и возбранен бых» (Рим. I. 13)? Не будем смущены или огорчены неисполнением наших смиренных желаний, если и апостольския желания, по судьбам Божиим, не всегда исполняются! Скажем с псалмопевцем: «не Богу ли повинется душа моя» (Псал. LXI. 2)? Дело освящения есть дело Божие. Благодать одинаково совершает оное тем или другим орудием, по установленному ею чину. Я же хощу сделать, что могу: побеседовать с вами, если нельзя самолично, то хотя чрез другия уста.
С утешением признаю в новосозданном и освященном храме вашем дело вашего благочестивого усердия, довольно великое для вашего не великого града, так что, может быть, не будет несправедливо свидетельствовать о вас, как свидетельствовал святой Апостол Павел о Христианах Македонских, что вы, как они, явились «по силе, и паче силы доброхотни» (2Кор. VIII. 3).
С утешением веры помышляю, что жертвы, принесенныя вами в созидании дома Божия, благоугодны Богу, чего знамение имеете в том самом, что вашему начинанию даровал Он совершение, и ваше Ему посвящение принял, даровав оному Свое освящение.
С упованием приемлю для вас благословение от уст пророка: «Боже сил, обратися убо, и призри с небесе, и виждь, и посети виноград сей, и соверши и, егоже насади десница Твоя» (Псал. LXXIX. 15–16)! Воистину, Господи Боже сил, сей народ верующих есть Твой духовный виноград; Ты насадил его Твоею вceдетeльнoю десницею: обратися убо к нему ныне и во грядущее время Твоею благодатию, якоже он обращается к Тебе верою и молитвою; призри на него Твоим провидением; виждь, Всевидящий, его истинныя потребности, очевидныя и сокровенныя; и посети его щедротами Твоими, утверди его православием; огради от татей, прелазящих или подкапывающих Твою священную ограду, – от ересей и соблазнов; возрасти в познании Твоея истины: оплодотвори обилием дел благих, по заповедям Твоим святым; соверши всякою добродетелию в совершенное спасение!
Обращаясь паки к утешительному предмету настоящаго торжества, чтобы настоящее утешение сделать более твердым и полным, благовременным нахожу предложить вам некоторыя мысли о том, какое благо приобрели мы, когда приобрели освященный храм Божий.
Молиться можно, и должно, на всяком месте, как учит святый Апостол. «Хощу, – говорит, – да молитвы творят мужие на всяком месте, воздеюще преподобныя руки без гнева и размышления» (1Тим. II. 8), то есть, не имея во время молитвы гнева на ближних, и не смущая себя колеблющимися мыслями о действительности молитвы. И сам Господь Спаситель повелевает молиться всякому в своей храмине, какая у кого есть, только в уединенной и безмолвной. «Егда молишися, вниди в клеть твою, и затворив двери твоя, помолися Отцу твоему, Иже в тайне» (Матф. VI. 6).
Будьте верны повелению Господню; молитесь в уединении. Держитесь апостольского учения: молитесь на всяком месте. Особенно когда утром пробуждаешься от сна: помысли, что Бог дает тебе день, котораго ты сам себе не мог бы дать, и отдели первый час, или хотя первую четверть часа даруемаго тебе дня, и принеси ее в жертву Богу, в благодарной и в благопросительной молитве. Чем усерднее ты сие сделаешь, тем более освятишь свой день, тем крепче оградишь себя от искушений, каждый день встречающихся. Подобно сему, когда отходишь ко сну: помысли, что Бог дает тебе покой от трудов, и отыми начаток от времени твоего покоя, и посвяти его Богу, чистою и смиренною молитвою. Ея благоухание приближит к тебе Ангела, для охранения твоего покоя.
Упражнение в сих и подобных видах домашней и уединенной молитвы необходимо, и благотворно для души нашей: но это не все, что нам нужно, и чего Бог от нас требует.
В книге Деяний Апостольских написано: «вкупе же Петр и Иоанн восхождаста во святилище на молитву в час девятый» (Деян. 3:1). Что это значит? Апостолы слышали повеление Господне о молитве в уединенной храмине: почему же не довольствуются такою молитвою? Почему идут на молитву во святилище, то есть, во Иерусалимский храм, еще святый, хотя долженствовавший вскоре уступить святость храмам Христианским? Почему это? – Потому что, кроме молитвы домашней и уединенной, нужна еще молитва общественная, церковная, во святилище, во храме, получившем особенное божественное освящение; и сей род молитвы также основан на повелении Божием. Сие повеление в книге Моисеевой читается так: «токмо на месте, идеже изберет Господь Бог ваш, во едином от колен ваших, нарещи имя Его тамо, и призвати, и взыщете, и внидете тамо». То есть: Богу не угодно, чтобы общественное призывание имени Его, или, иначе сказать, церковное богослужение совершаемо было на каком нибудь простом, неосвященном месте, а должно сие делать только на том месте, которое Бог для сего изберет и освятит; и на сие Богом избранное и освященное место все должны приходить, и там призывать Бога. Сие повеление Божие исполнить предпринял царь Давид, а царь Соломон действительно исполнил, создав храм в Иерусалиме, на месте, которое Бог избрал, и указал чрез Ангела. Первосвященник со священниками освятил сей храм, внесши в него священный кивот, в котором хранились заповеди, перстом Божиим написанныя; слава Божия осенила его; Бог дал ему высокое обетование Своего благодатного присутствия: «будут очи Мои ту, и сердце Мое во вся дни» (3Цар. IX. 3); и после сего Бог неоднократно изъявлял чрез Пророков негодование Свое на тех, которые истинному Богу приносили жертвы, но не в Его святом храме, а на высоких местах, по произволу избранных и неосвященных.
Храм Иерусалимский, как ветхозаветный и преобразовательный, упразднен явлением прообразованной истины, то есть, Христа Спасителя, и устроением Нового Завета. От Христа Спасителя получили Апостолы, и предали своим преемникам, власть созидать храмы Христианские во всяком граде и селении. Но божественное правило, чтобы храм всегда был местом избранным и освященным по богопреданному чину, сохранено и в Христианской Церкви. Посему правила Вселенских Соборов не позволяют иначе поставлять храм, как по благословению епископа, наследовавшаго сию власть от Апостолов (IV Всел. Соб. пр. 4), и предписывают освящать оный со священным миропомазанием, и с положением мощей святых (VII Всел. Соб. пр. 7). По силе сего богопреданного освящения, Христианскому храму вполне принадлежит древнее обетование особенного благодатного присутствия Божия: «будут очи Мои ту, и сердце Мое во вся дни». Ему также преимущественно принадлежит обетование Христово: «идеже еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их» (Мф. 18:20).
Если Христианский храм сравним с ветхозаветным: то легко усмотрим, что и начинательное освящение и постоянная потом святыня свойственны христианскому, не только в равной с ветхозаветным, но и в высшей степени. Великою святынею храма ветхозаветного были заповеди, написанныя перстом Божиим; не так же ли божественную, и более обильную, святыню имеем мы на престоле нашего храма в Евангелии, в котором заключается непосредственное слово Бога-Слова, написанное чрез Евангелистов Духом Святым? Там на трапезе хлебы предложения, образ хлеба животного, сходящаго с небесе; здесь на трапезе самый хлеб животный, по слову Господа: «хлеб, егоже Аз дам, плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира» (Иоан. VI. 51). Там жертвы кровавыя, безсловесныя, несовершенныя предвестия единой всемирной Жертвы, всеспасительного страдания, смерти и воскресения Христова; здесь Жертва безкровная, словесное служение, всегдашнее возобновление живыя Жертвы Христа Спасителя, в таинстве тела и крови Его. Там были Ангелы хранители храма; почему, когда храму Иерусалимскому надлежало быть упразднену и разрушену, в нем слышан был глас невидимых Сил: «прейдем отсюда»: здесь также сослужат нам Ангелы, и охраняют святыню, здесь обитающую. Так Авва Леонтий, в Лавре преподобного Феодосия, пришедши в воскресный день в церковь для приобщения Святых Таин, видел Ангела стоящаго на правой стороне престола, и как старец, убоявшись, обратился, чтобы бежать в свою келлию, то пришел к нему глас от Ангела: с тех пор, как освящен сей престол, мне поручено пребывать при нем (Алфавит. Патерик. зн. Л. гл. 4).
Сказанного доселе, надеюсь довольно, для показания вам, братия, как того, что, кроме молитвы домашней и уединенной, непреложное слово Божие и самое наше спасение требуют от нас еще молитвы церковной, во храме по богопреданному чину освященном тайнодействуемой; так и того, какия блага заключает в себе, и предлагает нам, святый христианский православный храм. В нем обретаем мы особенное благодатное присутствие Божие, божественный свет и спасительную силу Евангелия, приискреннее соединение со Христом в таинстве тела и крови Его, небесную помощь ангельскую, осенение Духа Святаго, святыню пребывающую, и с благоговением и верою входящих освящающую.
Прославим Господа, щедраго Подателя толиких благ! «Возлюбим благолепие дому» Господня, «и место селения славы Его» (Псал. XXV. 8)! Да притекаем в дом Божий охотно и с любовию, как дети в дом отца своего! С простотою и смирением сердца, с безмолвием ума, с отложением всякого житейского попечения, да предаемся здесь действию Духа Божия, одушевляющаго божественную службу! Да не нерадим очищать и освящать себя таинствами! Да блюдемся, чтобы в сие место благоухания святыни не привносить смрада нечистаго жития!
Нельзя при сем не вспомнить с сожалением о тех, которые или долго уклоняются от святаго храма, по нерадению, или совсем удаляются от оного, потому что, в следствие погрешительных мнений, хотят молиться не в святом храме, но на месте, котораго Бог не избрал, и котораго никто не освятил. Каких благ лишают они сами себя! И какому ответу подвергают себя пред Богом!
Удаляющиеся от святыни671 Церкви говорят, что сие делают они по старой вере. Удивительно, как люди могут извращать истину, если того пристрастно захотят. Где нашли они старую веру без священноначалия и без освященных храмов? Эта вера очень новая; двух сот лет не прошло еще, как она возникла. Истинно старая вера от начала христианства имела и имеет непрерывное священноначалие и освященные храмы.
Знаю старый пример удаления от святаго храма и от поставленного Богом священноначалия, с мыслию о старой вере: но он, конечно, не будет угоден тем, которые у нас провозглашают себя последователями старой веры. Самарянам не захотелось ходить в Иерусалимский храм, и повиноваться тамошнему священноначалию; они построили для себя нечто, имеющее вид храма, но не святыню его, на горе Гаризин; некоторые священники отбежали к ним из Иерусалимского храма, и открылось новое неблагословенное богослужение. Чтобы приобрести сему незаконному действованию сколько-нибудь доверия от народа, нововводители говорили, что они делают сие по старой вере, и только старыя книги принимают, именно, пять книг Моисеевых; а прочия книги пророческия они отвергали, как уже не старыя. Не имея у себя древней церковной святыни, они хвалились, что имеют старый колодезь, из котораго пил патриарх Иаков. Благовидныя указания на древность и упоминание глубоко уважаемаго имени патриарха Иакова, увлекли немалое число неразсудительных; и разсудительнейшая из Самарян жена, упоминаемая в Евангелии, хотя чувствовала слабость сего учения, однако сомневалась, не лучше ли, подлинно, молиться в горе самарийской, нежели во храме Иерусалимском. Но, чтобы никто не увлекался подобными прельщениями, Христос Спаситель сказаль жене самарийской: «вы кланяетеся, егоже не весте: мы кланяемся, егоже вемы; яко спасение от Иудей есть» (Ин. IV. 22). То есть, вы в горе самарийской молитесь, не зная кому; мы, молящиеся во храме Иерусалимском, молимся Богу, Котораго знаем, и от Котораго имеем обетование спасения.
Никого не желаю оскорблять сравнением с Самарянами: но вам, послушныя чада нового Иерусалима, вам, молитвенники освященного Богом храма, полагаю пред очи пример Самарян, для вашей осторожности, дабы вы «блюлися от творящих распри и раздоры», которые, как говорит Апостол, «благими словесы прельщают сердца незлобивых» (Рим. XVI. 17–18). «Словеса» говорят, по видимому, «благия»: но в самом деле «прельщают», и отводят от истины. Старая вера, старыя книги, патриарх, – прекрасныя слова; но сими словами, обманчиво употребленными, «прельщены» были Самаряне, и удалились от истинной церкви и оть пути спасения. Блюдитеся и охраняйте друг друга, чтобы подобными, неправо употребляемыми, словами не прельстилось чье либо сердце. Держитеся древних, или, лучше сказать, вечных православных догматов веры, которые и в старых и в новых книгах равно проповедуются: и с тем вместе держитесь установленного Богом священноначалия и освященного Богом храма. Храните себя в постоянном, искреннем общении с благодатию и святынею, обитающею во святой Церкви, в которой, по божественному слову, пребывает и пребудет Богу «слава о Христе Иисycе, во вся роды века веков, аминь» (Еф. 3:21)!
* * *
В отдел. издании: «святыя».