186. Слово в день тезоименитства Государя Императора Николая Павловича
(Говорено в Мариинской церкви Императорского Вдовьяго Дома, декабря 6; напечатано в собрании 1848 г. и в Твор. Св. Отец.)
1844 год
Блажени милостивии: яко тии помиловани будут. (Матф. V. 7).
Мысль о милосердии естественно представляется душе там, где она осуществлена в деле, и является даже взору.
Царское милосердие воздвигло и наполнило сей пространный дом, и поддерживает его в благоустройстве. Царское милосердие, вместе с благочестием, создало сей храм, и постоянно дает ему средства сохранять свой чин и благолепие, подобающее святыне. Царское милосердие взыскало сих вдовиц, призрело, успокоило; и, не довольствуясь непрерывными делами милосердия над ними, производит, так сказать, второе поколение дел милосердия чрез них, образуя избираемых из среды их, и употребляя для человеколюбивого и благочестивого попечения о болящих.
При сих видах какое сердце не умягчится? Кто не благословит, во первых, венценосного милосердия, и потом всякого милосердия? Кто не пожелает милосердым всякого блага?
Будем же довольны! Милосердым обещается не только благо, но и блаженство. Истина непреложная обещает сие. «Блажени милостивии», глаголет Господь.
Найдя таким образом утешение в изречении, которое произнесено для наставления, не оставим оного без употребления и в отношении к наставлению.
Как приятно Небесный Учитель преподает начатки Своего учения! Не стесняет свободы ученика строгим повелением. Не устрашает угрозами. Не ведет темными стезями умствования. Указует то, чего все ищут, – блаженство; потом указует путь к блаженству – в добродетели милосердия: и предоставляет тебе самому решить, что тебе делать. Неужели ты не пожелаешь блаженства? А если желаешь блаженства: то неужели откажешься вступить на путь блаженства, посредством добродетели милосердия?
Если бы остановило тебя недоумение, каким образом сей путь может привести тебя к сей цели, какое может быть отношение между милосердием твоим к другому, и между блаженством твоим собственным: разрешение сего недоумения уже приготовил Небесный Учитель, дополнив Свое изречение: «Блажени милостивии, яко тии помиловани будут».
От кого помилование Господь обещает милостивым? От человеков ли? – Случается, что сделавший дело милосердия для другаго сам встречает нужду в милосердии другаго: и верное в правде и милости Провидение Божие награждает милосердие человеческое другим чсловеческим же милосердием. Но сего не довольно, чтобы сделать милостивого блаженным. Сие последнее может сделать только Божие милосердие: и точно, милосердие Божие для сего нужно.
Если человека разсматривать, как тварь: что значит он вне Божия сотворения и хранения? – Ничто. Как его ничтожество не имеет никакого права на бытие: так и его бытие не имеет никакого права на блаженство. Только по благости Божией человек существует: только по милосердию Божию он может быть блажен.
Если же сверх сего принять в разсуждение, что нынешний человек есть сын Адама, согрешившаго, повинного, осужденнаго; что все мы раждаемся во грехах, и что, по слову праведного Иова, «никто же чист от скверны греха, аще и един день житие его на земли» (Иов. XIV. 4–5): то нельзя не заключить, что не только мы не имеем права на блаженство, но что вечное Правосудие имеет на нас право к наказанию; и следственно, чтобы открыть нам путь к блаженству, для сего нужно не просто милосердие, которое милует и ущедряет ничтожных и неимущих, но именно «помилование», которое щадит виновных.
Человек, никогда не безгрешный, и, если ты не ожесточен и не безчувствен, всегда больше или меньше уязвляемый печалию греха! Утешься. Тебе предлагается помилование. Грешник, никогда неблаженный! Возрадуйся. Тебе предлагается блаженство. Возмись за руководительную нить, которая должна привести тебя к помилованию и к блаженству. Сия руководительная нить есть милосердие. «Блажени милостивии, яко тии помиловани будут».
Позволишь ли себе еще недоумевать, каким образом к твоему помилованию, или освобождению от греха, может послужить твое милосердие к другому? – Познай себя несколько глубже. Свойство греха есть уклонять душу от Бога, как истинного всеобщаго средоточия и полноты, образовать для нея ложное средоточие в ея самости, заключать ее во тме чувственности, в грубости вещества, и все влещи к ней посредством самолюбия, самочестия, своекорыстия, самоугодия и самоуслаждения. В сем положении душа не приемлет света милующей благодати, подобно как света солнечного не приемлет заключенная отвсюду храмина. Если отворишь дверь или окно, хотя бы то было не ради солнца, а по другой причине: ты откроешь тем не менее вход солнечному свету. Так, если движением противоположным самолюбию, самочестию, своекорыстию, самоугодию, самоуслаждению, снисхождением к уничиженному, состраданием к бедствующему, желанием утешить его и помочь ему, отверзешь свою душу: то хотя ты отверзаешь ее человеку, тем не менее она отверзается неприметно и для Бога, источника любви и милосердия. Свет милующей благодати входит, и помилование начинается.
Впрочем, кто может достаточно изъяснить действие милующей благодати Божией, которая, как все Божие, непостижима? И нужно ли сего требовать? Когда милосердый Заимодавец обещает тебе простить тьму талантов долга, с условием, чтобы ты простил своему должнику сто пенязей, или дал несколько пенязей не одолжившему тебя: надобно ли останавливаться и разыскивать, для чего нужно сие условие? Не благоразумнее ли поспешить оказать малую милость, чтобы воспользоваться милостию великою? Когда врач дает тебе целебное предписание: надобно ли тебе входить в тонкое изследование способа, каким действовать будет врачевство? Сие изследование, по всему вероятию, не удовлетворило бы тебя, и остановило бы врачевание. Исполни с доверием предписание знающаго: и получишь здравие, и силу врачевства опытно узнаешь. Господь и Судия неба и земли обещает тебе Свою великую милость с условием твоей малой милости ближнему: не испытуй таин Его милосердия; поспешай, и верно твори дела возможной тебе малой милости, и уповай на Его милость великую. Врач небесный дает тебе не трудное врачебное предписание, не кровь избыточествующую или неправильно движимую из тела твоего источить хощет, но избыток твоего внешнего достояния, тлеющий без движения, или в суетном употреблении погибающий, хощет привести в полезное движение, обратить чрез тебя в пользу других членов единого человечества, и тем уврачевать твою душу, чтобы она не болела грехом, чтобы она не была жестка, темна, мертва без любви, потому что «не любяй брата пребывает в смерти» (1Иоан. III. 14). Здесь ли неудомевать? Здесь ли останавливаться? Здесь ли откладывать? Поспешай, пока есть время милости или милования, пока не настало время неумытного суда; буди милостив; твори дела человеколюбия, какия можешь: и помилован будешь, и блажен будешь. «Блажени милостивии, яко тии помиловани будут». Аминь.