Источник

№ 45. Письмо Митрополита о назначении о. Николая Леонтьева священником к вновь учреждаемому, по просьбе старообрядцев Августовской (Сувалкской) губернии, единоверческому приходу

11 Апреля 1843 г.

В феврале 1842 года Преосвященный Антоний Архиепископ Варшавский писал Обер-Прокурору Св. Синода: в Августовской губернии с давних времен поселились выходцы из России – старообрядцы и раскольники разных толков, коих теперь около 3900 душ. Из числа этих старообрядцев 39 семейств, называя себя единоверцами, обратились к Августовскому губернатору33 с прошением, в котором изъяснили, что они прежде приглашали к себе священников из Империи, но теперь, придя в бедное положение и не имея церкви, шесть лет без отца духовного, и некоторые из них, по сей причине, ходят в молельни старообрядцев, придерживающихся беспоповщины: почему просят о построении для них церкви, с определением к ней священника на точном основании Высочайше утвержденного 27 Октября 1800 года мнения Московского Митрополита – о принятии старообрядцев в Единоверие; а также об отводе земли под церковь и на постройку деревни, в которой они могли бы все жить при церкви.

Правительственная Комиссия Внутренних и Духовных дел Царства Польского, получив о сем донесение Августовского губернатора, препроводила оное к Преосвященному Антонию на заключение. Убедившись из присланных бумаг, пишет Преосвященный в своем письме к гр. Протасову, что желание и предположение старообрядцев и Богу угодное и для правительства соответственное, отношением от 13 января, просил я председательствующего в Правительственной Комиссии34 исходатайствовать у наместника назначения потребной суммы на сооружение Единоверческой церкви, дома для священнослужителей и о назначении им жалованья; причем присовокупил, что если правительство утвердит все вышеизложенное, тогда согласно желанию единоверцев можно будет выписать из России священника с причетниками. Что касается предполагаемого Августовским губернатором учреждения училищ, то поскольку старообрядцы не просят, обстоятельство это следует предоставить времени, дабы на первых порах не сделать неприятного впечатления на старообрядцев и раскольников, кои по невежеству и предрассудкам, вовсе чуждаются образования; но что при помощи Божией и благоразумии будущего священника они сами почувствуют необходимость училища.

Доводя о сем до сведения Вашего Сиятельства, покорнейше прошу уведомить меня, остается ли в силе Высочайше утвержденное мнение Митрополита Платона по предмету принятия старообрядцев в Единоверие и нет ли каких-либо постановлений правительства по сему предмету. Кроме этого отношения Преосвященного Варшавского, еще Министр Статс-Секретарь Царства Польского35 уведомлял Обер-Прокурора, что Государь повелел учредить в Августовской губернии единоверческий приход с тем, чтобы церковь была построена во имя Покрова Пресвятой Богородицы; иконостас устроен по старинному обряду; чтобы книги были Иосифовской печати; антиминс древле Патриаршего освящения и чтобы священник с дьячком, а если можно то и с диаконом, были назначены из Московского Рогожского кладбища или стародубских слобод. Вместе с тем Государь возложил избрание благонадежного причта на Обер-Прокурора Св. Синода. Бумаги эти были предложены гр. Протасовым Св. Синоду, который постановил: избрание причта и снабжение церкви антиминсом и книгами возложить на Преосвященного Филарета, Митрополита Московского, с тем, чтобы люди сии, по надлежащем испытании, были отправлены чрез Преосвященного Варшавского к Августовскому губернатору. Если же в Московской епархии таких людей не окажется, то предоставить Преосвященному Филарету снестись с Преосвященными соседних епархий, испытанием же избранных лиц заняться ему самому. Если бы и сей способ оказался безуспешен, то выбрать из единоверцев светского звания благонадежных лиц и рукоположить их. Преосвященный Филарет, встретив некоторые препятствия, замедлил исполнением указа, почему 3 апреля 1843 граф Протасов писал ему: «Св. Синод 26 Октября минувшего года поручил Вашему Преосвященству учинить избрание и отправление единоверческого причта в Августовскую губернию. Ныне, по случаю неприбытия на место упомянутого причта и вновь поступившей к Наместнику Царства Польского от единоверцев просьбы о скорейшем назначении такового, князь Варшавский возобновляет ходатайство о поспешнейшей присылке причта вместе с книгами и прочими принадлежностями».

В ответ на это письмо, Преосвященный Филарет писал графу Протасову:

Сиятельнейший Граф,

Милостивый Государь!

На отношение Вашего Сиятельства, от 3 сего апреля № 2419, о скорейшем отправлении Единоверческого причта в пределы Царства Польского, – имею честь ответствовать, что священник Николай Леонтьев36 (из Калужской епархии) и пономарь Андрей Михайлов (от Московской Единоверческой церкви), отправлены в Варшаву 19 дня прошедшего марта, с древним, Патриаршего освящения, антиминсом, с древле печатным Евангелием, полученным из Святейшего Синода, с древними священно-служебными сосудами, ризницею и церковнослужебными книгами. О чем донесено мною обстоятельно Святейшему Синоду от 25 марта № 132. Поспешнее сего не можно было совершить сие дело по множеству затруднений, встретившихся в открытии способных лиц и в приобретении вышеозначенных церковных утварей и книг. Не надеясь найти в Москве древлепечатное Евангелие, я просил такового от Святейшего Синода донесением от 16 ноября. В разрешение сего последовал указ Святейшего Синода от 15 дек. № 19410, при котором препровождено ко мне Евангелие в ветхом переплете без церковных украшений. Надлежало снять таковые с Евангелия моей домовой церкви, на котором оные были древней работы, но их нужно было возобновить позолотою, и потом отдать Евангелие для переплета и для наложения украшений. Подобные замедляющие затруднения встречались в отношении и прочих потребных утварей. Церковнослужебные книги, частию нашел я в Синодальной конторе, в числе присланных в оную, отобранных у раскольников, частию под конец сего дела встретил между присланными в сие время от гражданского начальства в консисторию, также отобранными у раскольников. Из Единоверческого духовенства Московской епархии возможным оказалось отправить одного только вышеозначенного пономаря. Изыскание способных, согласно с предписанием Святейшего Синода, между мирянами Единоверцами еще более представляло неудобств, и не могло происходить поспешно: и при всем старании надежных не открыто. Вследствие сношения с Калужским Епископом, он предложил мне к отправлению вышеозначенного священника Леонтьева, и прежде решительного о нем отзыва прислал его ко мне для личного усмотрения; а после сего священнику сему опять надлежало отправиться на прежнее место служения, дабы взять семейство, и продать дом и имущество, которого он не мог взять с собою; и вновь прибыть в Москву для взятия вышеозначенных утварей и книг и формального отправления к новому месту служения. Другого же причетника не открылось с потребными для сего служения качествами ни в Московской ни в Калужской епархии.

С совершенным почтением и преданностью имею честь быть

Вашего Сиятельства милостивого государя покорнейший слуга

Филарет М. Московский

14 апр. 1843 г.

Дело Канц. Об. Прок.

№ 30751.

* * *

33

Д. С. С. Витановский

34

Гецерал-лейт. сенатор Писарев

35

Игнатий Лаврентьевич Туркул

36

Села Загорья единоверческой церкви.


Источник: Мнения, отзывы и письма Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по разным вопросам за 1821–1867 гг., собранные и снабженные пояснительными примечаниями Л. Бродским. – М.: Синод. тип., 1905.

Комментарии для сайта Cackle