№ 32. Мнение Преосвященного Филарета о применении Всемилостивейшего манифеста 1841 года к делам о совращениях из православия в латинство
23 Декабря 1841 г.
Киевский, Подольский и Волынский Генерал-Губернатор генерал Лашкарев писал Министру Юстиции, что в управляемых им губерниях производится множество дел о совратившихся из православия в католицизм, о совратителях и о крещении католическими ксендзами православных младенцев и что о таковых делах ни в манифесте, ни в положении Комитета Министров 30 Декабря 1826 года ничего не сказано; между тем дело об окрещении ксендзом Брудзинским и монахом Иосифом детей умершего Униатского священника кончено, причем суд, рассматривающий это дело, признал этих духовных лиц неподлежащими ответственности за силою манифеста, а об окрещении семейства того же священника в православие сообщил в Духовную Консисторию. Генерал Лашкарев находит решение суда неправильным, так как совратители, как преступники против веры, в Своде Уголовных Законов стоят выше других преступлений.
По сообщении сего отношения Правительствующему Сенату на разрешение – Сенат приказал: истребовать от Обер-Прокурора Св. Синода, по сношении его с Министром Внутренних Дел, мнение по сему предмету.
Министр Внутренних Дел в ответ на отношение Обер-Прокурора Св. Синода писал, что, по его мнению, совратители из Римско-Католических духовных и светского звания лиц, за намерение привлечения в свою веру или преподание треб людям Православной Церкви и воссоединенной с нею бывшей унитской, за нарушение прав господствующей церкви, не должны быть допущены к даруемому манифестом прощению; но те Римско-Католики, как духовного, так и светского звания, которые подверглись суду за неумышленное привлечение в свою веру православных, могут быть подведены под 1-й пункт манифеста, так как действия сего рода не могут быть сравниваемы с преступлениями: святотатством, смертоубийством, деланием фальшивой монеты и т. п., –устраняемые от прощения, даруемого 1-м пунктом манифеста, а виновные в неумышленных преступлениях наказываются за неосторожность (ст. 114 т. XV Св. Законов). Что касается до приведенного генералом Лашкаревым дела о крещении ксендзами детей умершего Унитского священника, то гр. Строганов находит следующее: постановление об отделении унитского обряда от латинского, изображенное в Высочайшем указе 1828 г. 22 Апреля, не составляло прямого запрещения ксендзам преподавать духовные требы бывшим Унитам, из которых многие, по неимению своих церквей, продолжали исполнять духовные обязанности в костелах, в коих совершались для них требы Римскими или унитскими священниками. Равным образом Униты селений, отдаленных от приходских церквей, получали удовлетворение в духовных нуждах от ксендзов ближайших костелов. Кроме этих случаев обычай крещения Унитов ксендзами продолжался до 1837 года, когда Обер-Прокурор исходатайствовал Высочайшее повеление прекратить этот обычай, а детей Унитов, записанных в метрические книги Римско-Католических церквей с 1828 г., переписать в унитские; причем при возвращении детей в Греко-Унитский обряд не было бы никакого взыскания за записку их в Римский. В 1834 году последовало высочайшее повеление, чтобы унитские священники, которые имели свои церкви, не совершали треб в костелах и не были определяемы начальством к этим костелам, а в 1838 году было предписано Римско-Католическому духовенству, чтобы они не дозволяли унитским священникам совершать требы в костелах. Точное же запрещение Римско-Католическому духовенству совершать требы для Греко-Унитов последовало в 1839 году.
В виду вышеизложенного, гр. Строганов полагает действие 1-го пункта манифеста распространить на тех Римско-Католических священников, которые находились под судом до объявления Высочайшего повеления 1839 года.
По рассмотрении этих бумаг, Митрополит Филарет написал следующее мнение:
Вопрос, могут ли по Всемилостивейшему манифесту получать прощение совратители и совратившееся от господствующего православного вероисповедания в иное, и Латинские священники, крестившие младенцев, бывших Греко-униатов, – по применению к законам и по степени важности самых действий, необходимо разделить на два вопроса.
I. Могут ли по Всемилостивейшему манифесту получать прощение совратители и совратившиеся? К разрешению сего ведут следующие рассуждения:
1) Если святотатство, – похищение у церкви бездушной вещи, не прощается Всемилостивейшим манифестом: кольми паче совращение – похищение у Православной церкви православной души.
2) Всемилостивейшим манифестом прощаются преступления, совершившиеся прежде оного: но совращение, если не прекратилось возвращением к православию, есть преступление продолжающееся и после Всемилостивейшего манифеста.
Посему справедливое и облегчительное приложение Всемилостивейшего манифеста к преступлениям сего рода может быть следующее:
1) Совратители и совращенные не могут пользоваться прощением по Всемилостивейшему манифесту, если совращение не прекратилось, т. е., если совращенные не возвратились к православию.
2) Если совращенные возвратились или возвращаются к православию: то как они сим самым освобождаются от дальнейшей ответственности, так и совратители могут быть освобождены от оной по Всемилостивейшему манифесту, не освобождаясь, впрочем, от церковной епитимии, если по своим действиям подлежать ей.
3) Преподание православным церковных треб от чуждого духовенства, не сопровождавшееся совращением, может быть подводимо под силу Всемилостивейшего манифеста согласно с предыдущим пунктом.
II. Могут ли по Всемилостивейшему манифесту получать прощение Латинские священники, крестившие младенцев бывших Греко-Униатов?
Основание к разрешению сего находится в Высочайшем повелении 6 марта 1837 года, чтобы, при возвращении детей в Греко-унитский обряд, не было со стороны начальств никакого взыскания за прежнюю записку их в Римский. На сем основании следует:
1) Латинских священников, крестивших детей Греко-Унитов прежде 6 марта 1837 года, согласно особому Высочайшему повелению, оставить без взыскания.
2) С крестившими после сего срока поступать по вышеизложенным трем пунктам, т. е. подводить их под Всемилостивейший манифест в том случае, если крещенные ими младенцы воспитаны в православии, или возвращены в православие.
Декабря 23 дня, 1841 г.
Дело К. Об.-Прокурора.
№ 28942.