№ 22. Мнение Преосвященного Филарета о злоупотреблениях по управлению Подольскою епархиею
4 Марта 1839 г.
Генерал-адъютант Гр. Бенкендорф 22 февраля 1839 г. препроводил к Об.-Прокурору Св. Синода Гр. Н. А. Протасову, записку, о злоупотреблениях по Подольской епархии, следующего содержания:
По случаю ропота Греко-Российского Духовенства Подольской епархии на стесненность, происходящую от злоупотребления и противозаконных действий епархиального начальника8, Ректора семинарии9 и протоиерея Гогоцкого10, дознано следующее:
1) Всякое лицо, получающее степень духовенства, не прежде удостаивается таковой, пока не пожертвует деньгами, под предлогом на украшение Архиерейской Церкви и ризницы; для чего у протоиерея Гогоцкого под секретом хранится книга.
2) К рукоположению во священники допускаемы бывают не только принявшие из Евреев Греко-Российское исповедание, но и зазорного поведения люди. Таким образом рукоположен в 1837 году в священники Кашериновский, изобличенный в воровстве вещей, оставшихся по смерти покойных Архиеп. Ксенофонта и игумена Амвросия; о чем заведенное дело, еще не решено в Летичевском уездном суде.
3) Протоиерейскими степенями и наградами, зависящими от Преосвященного и по представлению его жалуемыми Св. Синодом, не все удостаиваются за заслуги, по прежде или после получения, эти милости скупаются. Подобно протоиерею в Балтском уезде Подфилинскому, человеку неученому, произведенному в священнический сан из церковников, Проскуровского уезда священник Веселовский, в течении одного лета получил протоиерейский сан и представлен к награде камилавкою.
А как удостоение протоиерейскими степенями и другими наградами, зависящими от Преосвященного, бывает без заслуг и непомерное так, что число протоиереев превышает число благочинных Церквей: то о награде их при представлении списка Св. Синоду не все показываются.
4) При обозрении епархии Преосвященным, наезды его бывают с челядью, которая слишком велика и весьма разоряет духовенство своими требованиями.
5) В 1836 году, вследствие указа духовной консистории был денежный сбор по 50 коп. сер. от каждой приходской и заштатной церкви, для постройки форменной одежды певчим.
6) На приобретение, издаваемых Преосв. Кириллом проповедей не приглашаются, но ежегодно заставляются указом консистории все церкви, духовенство, причетники, рукополагающиеся и даже ктиторы, с платежом за годовое издание по 3 руб. серебром.
7) Не обращается особенного внимания на действительные расходы ассигнованных сумм на построение и исправление церквей тем, что не производят формальных торгов, не требуют справочных цен, отчего и починки и постройки всегда равняются ассигнуемой сумме.
Ясным доказательством этому может быть, исправление теплой Архиерейской церкви, для которой отпущено было от казны 17 т. руб. ассигнациями и сбора доброхотных подаяний до 3 т. руб. сер., и устройство первоклассного Троицкого монастыря, которым после долгих исков отыскано из частного владения наличными деньгами до 100 т. польских золотых.
В нем Св. Синод дозволил на эти деньги построить Церковь и расширить монастырь, так, чтобы соответствовал званию первоклассного монастыря. Настоятель его архимандрит Нафанаил, заботясь более о своих выгодах, расширил прежнее монастырское здание перестройкою для себя обширных покоев, под которыми поместил под исподом церковь, кухню и баню. К постройке прежде преступлено было, чем последовало разрешение Св. Синода.
8) Архимандрит Нафанаил и ректор семинарии, как настоятель монастыря, отпускает в нем в наем комнаты для помещения бурсы. За наем покоев ветхих, тесных и грязных получает 2 т. рублей, где помещающееся воспитанники принуждены терпеть крайние невыгоды.
9) Для выгоднейшего размещения семинарии и уездных училищ благодетельное правительство, желая доставить воспитывающемуся юношеству все удобства, отпускает на наем уездных училищ 1600 руб.; на эти деньги нанимается дом на предместье, в самом невыгодном месте, бывший доселе почтовою станциею, и малютки ученики, проходя значительное пространство в ненастное и холодное время, возбуждают жалость в зрителе; ибо ходить на предместье, живя в городе, не только затруднительно для них, но сопряжено с болезнями. Эти дети почти все беднейшие, не имея должного по времени одеяния, легко могут простудиться, да и самое размещение классов так тесно, что комнаты, заключая в себе не более 2½ саж., содержат до ста и более учеников.
Нельзя не сказать, что распоряжение это не бескорыстное, злонамеренное! Для чего нанимать для уездных училищ дом в такой отдаленности, с такими неудобствами, тогда как в семинарских зданиях, бывшие занятыми училищем комнаты, теперь остаются пустыми; и если бы нужно было выгоднее разместить, то гораздо лучше бы вывести из семинарских зданий профессоров и учителей, для которых легче бы приискать можно по близости к семинарии удобные квартиры.
10) Некоторые из казеннокоштных учеников большую часть времени, быв лишены одежды и обуви, остаются на квартирах без слушания уроков в классах.
11) Денежная сумма на покупку дров для отапливания классов напрасно выводится в расход: классы никогда не отапливаются.
12) Ректор в особенности покровительствует эконому семинарии прот. Вигуре, учителю словесности, известному в городе Каменце пьянице, доходящему до сумасшествия, как случилось это 6 июля 1838 года. Вигура был так пьян, что в рубахе бегал по улице, его вязали и запирали в погреб. За поступок этот, вместо того, чтобы подвергнуть Вигуру должному взысканию, ректор успел исходатайствовать, чрез несколько дней после того, представление у Преосвященного о награде, Вигура камилавкою. После этого нельзя не верить слухам, что следствием особенного Вигуре покровительства, есть предосудительная связь архимандрита Нафанаила с женою Вигуры.
13) Ректор семинарии, архимандрит Нафанаил, есть вместе и профессор Богословских наук. Вместо того, чтобы самому служить добрым примером для прочих наставников, он не только своевременно не бывает в классе, но и позволяет себе, без разрешения Верховного духовного училищного начальства, отлучаться в учебное время из г. Каменца по губернии; в таком отсутствии бывает почти по месяцу, как случалось в 1837 г. в мае и июне месяцах, и в истекшем 1838 г. в июне месяце. Разъезды эти были для видов его, рекомендовать Преосвященному богатейших в епархии священников, ходатайствовать им награды Преосвященного, подобно как Летичевского уезда села Игнатовец священнику Ковалевскому, получившему набедренник, которого, когда Ковалевский не догадался оплатить на месте: то архимандрит Нафанаил, как первенствующий в консистории, указами вызывал Ковалевского в г. Каменец три раза, покамест не окупился.
14) Ученики, окончившее курс наук, предвидя для себя стесненность оставаться в Духовном звании, увольняются из этого звания; на это епархиальное начальство не обращая внимания, пользуется случаями новых торгов, входит в Казенную Палату с требованиями об исключении из податного состояния, увольняемых помещиками людей, для принятия их в духовное звание, под предлогом ощутительного недостатка в лицах духовного звания.
15) Оклады в 1837 году, пожалованные духовенству малочисленных приходов, не выдаются; в отдаче же таковых требуют в консисторию расписываться в получении; для чего вызываются те лица в г. Каменец.
16) В 1837 г., по распоряжению Св. Синода предписано, чтобы монастыри лишь и благочинные имели установленные местам печати; а консистория распорядилась, чтобы и каждая приходская церковь имела; печати сделаны были по 1 руб. сер., а проданы по 17-ти злотых Польских.
17) По распоряжению консистории в приходские Церкви высланы оловянные и медные крестики для возложения на младенцев при крещении; за эти крестики велено взыскивать по 1-му злотому, тогда как в посторонних руках можно приобретать по три или четыре копейки медью. Деньги эти доставляются в консисторию.
18) О приходском училище Новоуглицкого уезда в селе Приворотьи, говорят так: что воспитывающиеся в оном казеннокоштные не имеют во все время года ни обуви, ни одежды и находятся в весьма жалком положении. По сим действиям Духовной власти в Подольской губернии, которые слишком явны, можно заключить, что гораздо более открыто будет злоупотребления, если только обследование поручено будет не духовному лицу и не подведомственному духовной власти, в снисхождении коих Преосвященный Кирилл весьма уверен, если позволил себе пренебречь докладами некоторых лиц консистории, доводивших до него о беспорядках, о которых приказал им писать Св. Синоду.
По рассмотрении этой записки, Митрополит Филарет дал следующее заключение:
Секретно.
По секретной записке о злоупотреблениях в Подольской епархии, дабы с уважением к епархиальному Преосвященному, которого благонамеренность известна, и с предосторожностью против неблагопристойной гласности, согласить обязанность дознать истины и употребления достаточных мер против зла, можно было бы разделить разные предметы записки на разные дела, и дать каждому особо движение, смотря по предмету.
По 1 пункту записки:
Можно бы отнестись к Преосвященному, чтобы он обратил внимание, не скрывается ли злоупотребление сего рода, и о последующем уведомил.
По 2 пункту:
Потребовать от Преосвященного обстоятельного сведения о Кашеровском, и касающихся до него делах, и о том, подлинно ли он произведен во священника, прежде окончания о нем дела в светском суде.
В тоже время можно потребовать от начальника Губернии сведения, есть ли о Кашеровском судное дело в Летичеве.
По 3 пункту:
Истребовать чрез секретаря послужные списки Подфилинского и Веселовского и именный список всех протоиереев в епархии с показанием, когда кто произведен. По сему можно будет дать Преосвященному нужные советы.
По 4 пункту:
Можно бы остеречь Преосвященного добрым советом, неофициально.
По 5 пункту:
Потребовать секретного донесения от секретаря консистории.
По 6 пункту:
Остеречь Преосвященного советом неофициально.
По 7 пункту:
Сей пункт можно сообщить Преосвященному в виде отдельной записки, и потребовать обращения внимания и сведения.
По 8, 9, 10, 11, 12, 13:
Не сообщая содержания сих пунктов никому, до усмотрения надобности в том или ненадобности, немедленно перевести Ректора Подольской Семинарии в Кострому, а Костромского на его место, и сему последнему дать особенное поручение, чтобы при принятии Семинарии от предшественника вникнул во все обстоятельства ее, и подчиненных при ней состоящих училищ, и сделать по сему подробное донесение непосредственно Св. Синоду. (Подобная мера употреблена была в Вятке, открыла состояние семинарии и послужила к ее благоустроению.) Смотря потому, до какой степени окажутся справедливыми показания на Ректора Нафанаила относительно Семинарии, должно будет обратить внимание на показания о его поведении: а между тем при самом переводе его в Кострому поручить тамошнему Преосвященному возыметь за ним бдительное наблюдение, и пастырски испытать его в нравственном отношении, да служение беспорочно будет.
По 12 пункту:
Справиться, представлен ли Вигура к награждению, и что о нем писано.
По 14 пункту:
Не видно, что сделать было бы удобно и полезно.
По 15, 16, 17, 18:
Сии пункты можно сообщить Преосвященному в виде отдельной записки, и потребовать рассмотрения и сведения.
Марта 4, 1839 г.
Дело Д. У. Упр.
1839 г. мая 24. № 12.
* * *
Кирилл, Архиеп. Подольский и Брацлавский.
Архим. Нафанаил.
Ключарь Подольского Кафедрального собора.