23-е
Зачатие Предтечи Христова Иоанна
Люди, предназначаемые Промыслом для великих дел в царстве благодати, зачинаются и рождаются под особенным смотрением Божиим. Часто природу немощную Бог избирал орудием рождения Своих избранных, внушая тем, что для выполнения великих и святых Его предначертаний потребны не силе естества, но сила Божия, и немощи совершенная. Это сбылось в зачатии Предтечи Елисаветой, которая по гласу Церкви, «первее не раждающая, неплоды, зачала светильника, просвещать имущего всю вселенную, слепотой недугующую».
Во дни Ирода, царя Иудейского, был некто Захария, священник Авиевой череды, и жена его из рода Ааронова – Елисавета. Оба они были праведны перед Богом, поступая во всем по заповедям и уставам Господним. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных. Однажды Захария служил перед Богом в свою череду; в храме было множество народа для молитвы. Во время каждения явился Захарии Ангел Господень, стоя по правую сторону алтаря кадильного. Увидев Ангела, Захария смутился, и напал на него страх. Не бойся, Захарие, сказал ему Ангел: зане услышана бысть молитва твоя и жена твоя Елисавета родит сына тебе, и нарешечи имя ему Иоанн. И будет тебе радость и веселие, и мнози о рождестве его возрадуются. Будет бо велий пред Господом: и вина и сикера не имать пити: и Духа Святого исполнится еще из чрева матери своея. И многих от сынов Израилевых обритит ко Господу Богу их. И той предъидет пред Ним духом и силой Илиной, обратити сердца отцем на чада, и противные в мудрости праведных, уготовати Господеви люди совершенны. По чесому разумению сие, спросил Захария, аз есмь стар, и жена моя заматоревши в днех своих. Аз есмь Гавриил, предстояй пред Богом, отвечал Ангел, и послан есмь глаголати к тебе и благовестити тебе сия: зане не веровал еси словесем моим, яже сбудутся во время сие. Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит во святилище. Вышед, Захария не мог уже говорить; предстоявшие поняли, что он видел видение во храме. По прошествии дней службы своей, Захария возвратился в дом свой. Елисавета, жена его, зачала и благодарила Господа, что Он призрел на нее, чтобы избавить ее от нарекания между людьми (Лук. I, 5–25). Так зачатие Предтечи было чудесно и славно по особенному смотрению и обетованию Божию! В шестой месяц по зачатии своем Предтеча радостным взыгранием во чреве матери, при свидании ее я Богоматерью, исповедал Господа.
В воспоминание зачатия Предтечи, по особенному Божию намерению, Православная Церковь совершает праздник, который, без сомнения, установлен в первые времена христианства. Ибо Православная Церковь непреложно поступает по словам Евангелия, а Евангелие изображает зачатие Предтечи событием высоким и радостным и побуждает нас благодарить Бога за это событие и праздновать оное. Действительно самые указания на день зачатия Крестителя, до нас дошедшие, относятся к древним временам Христианства. От IV века сохранились до нас беседы св. Иоанна Златоуста, произнесенные им в день зачатия Предтечи при Богослужении. В VIII веке св. Иоанн Дамаскин и в IX Византий написали многие песни церковные на день зачатия Предтечи, ныне поемые в этот день при богослужении.
Прославляя зачатие Предтечи, по особенному смотрению Божию, Церковь прославляет в своих песнопениях и праведных родителей Предтечи. «Первее не раждающая неплоды возвеселися: ибо зачала сего солнца светильника яве, просвещати имуща всю вселенную: ликуй, Захарие, вопия со дерзновением: пророк Вышняго есть хотяй родитися.
Веселится светло Захария великий со всеславной Елисаветой супружницей, достойно зачинающе Иоанна Предтечу, егоже Архангел благовести радуяся, и человецы достодолжно почтим, яко таиника благодати».
Св. муч. Андрея и Иоанна и детей Иоанновых Петра и Антония
При взятии Сиракуз в мае 868 года попали мусульманам в плане четыре христианина, Иоанн с несовершеннолетними сыновьями и Андрей. Они достались на часть самому эмиру Эбрагиму, повелителю северной Африки и Сицилии, который велел воспитывать детей в законе мусульманском и потом сделал Антония сборщиком податей, а Петра казначеем.
Но они втайне оставались христианами, пока случай или какой враг не обнаружили этого. Ибагим, не успевши склонить их к перемене веры, осудил их на мучительную смерть: после немилосердного бичевания палачи деревянными орудиями сперва отняли им руки, потом ноги. После сего при бездыханных трупах был умерщвлен и отец. Андрей же и за сим содержался долго в тюрьме, и когда остался непреклонен к вере, что был также убит (891 года).
† Св. Марии младшей
Подвизалась девственницей при императоре Василии Македонянине.
Дорогое, высокое богатство – чистота девственная. Как соблюсти ее?
Неудобно усердно молиться к тому, для Кого все возможно и Кто по благости Своей готов помогать и любить дарить чистоту (Флп.4:13. Иак.1:5).
Надобно бояться гордости и самонадеянности: с этими расположениями легко попадают в нечистоту.
Соблюдайте умеренность в пище и питье (Рим.13:13).
Охраняйте чувства, взор, слух, осязание: очи – двери смерти (Иерем. IX, 21). Смотрите на святое и святое будет в уме и сердце. Берегитесь обхождения с другим полом, чтения соблазнительных книг и сладострастных картин. Кто любит опасность, попадет в нее (Еккл.3:27).
Труд телесный много укрощает похотливость.
Особенно же спасителен страх Божий, страх смерти и геены (Дан.13:22).
Девственница Божия Мария, крепко подвизавшаяся для чистоты, богоугодно почила около 886 г.313
Св. мученицы Ираиды девицы Александрийской
Неожиданно иногда снисходит посещение Божие в душу человека и становится внезапно немощное создание лицом к лицу с высшим подвигом, и является тогда готовым его совершить.
И во всякое время и во всяком делании присуще бывает человеку восприятие благодати Божией: не обусловливается оно ни возрастом, ни умственным и научным развитием; обусловливается только одним духовным состоянием человека – постижением божественной истины и стремлением к источнику ее – Богу – Христу.
Так и молодая по годам, но уже инокиня – Ираида (Александриянка), воспринявшая и вместившая в почти детской своей душе спасительную истину – веру в Иисуса Христа, восприняла посещение Господне и внезапно вместила в душе своей необъятный порыв – жизнь свою положить вместе с защитниками единой правды и единого блага – веры Христовой.
Вероятно никакими широкими замыслами, никакими глубокими задачами не задавалась неопытная и невинная мысль Ираиды, когда, однажды, шла она совершить свое простое посильное дело монастырского служения – принести воды для своей обители… Спокойно и беспечно подошла она к берегу за водой и вдруг предстало перед ней иное дело, иная задача: не воды почерпнуть для утоления жажды телесной, но всю свою жизнь передать для утоления жажды духовной – засвидетельствовать себя защитницей правды Христовой вместе с обреченным на мученичество ради нее…
Когда, подойдя к берегу, Ираида увидела приставший к нему корабль с префектом города, который вес с собой в цепях многих пресвитеров, диаконов, святых жен и дев за исповедание Христова имени (числом всех около 150-ти человек), то внезапно почувствовала, что и ее душа всецело любит Того же Бога, за веру в Которого заключены в цепях все эти люди… что и ее место – посреди тех, которые готовы смертью своей запечатлеть эту божественную веру… И оставив свое смиренное житейское занятие, Ираида вдруг приобщилась к великому всемирному делу исповедания Христа. Она присоединилась к узникам, дала заковать себя, молодую, теми же тяжелыми цепями, какими были удручены святые мученики, и, последовав за ними, была отведена в Антиноэ, где вместе со всеми была осуждена на жестокие истязания и усечение мечем.
Не отступила перед муками и самой смертью едва начавшая свою жизнь молодая инокиня. Мужественная и сильная силой свыше, внезапно осенившей готовый сосуд благодати – ее чистую душу, Ираида первая из всех узников314 приняла смертную казнь, соединившую ее навеки со Христом.
Это было в царствование Максимиана, в начале IV века.
* * *
О ней Греческое сказание писано при патр. Евфимии (906–909 года) современником, но не издано. Fabricii bibi. Gr. X, 286. В месяцеслове Вершинского не упомянута эта святая.
Из числа этих узников известны – Архелай, Бирилл, Фотий, воспоминаемые вторично вместе с Ираидой 5-го марта.