Источник

21-е

† Память о преподобных Антониевой пещеры

У всех почивающих в Антониевой пещере святых общая память совершается в субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня (14-го сентября). Вероятно, эта память установлена тогда, как при возобновлении пещер, поврежденных землетрясением, открыто было несколько мощей древних подвижников и устроен был храм Креста Господня, что было около 1670 г.291

Ныне, кроме известных по особым дням памяти, в пещере Антониевой видимо почивает святой Меркурий, епископ Смоленский. Над надгробной плитой его висит святительская мантия. Лавра поет ему: «слава Смоленскому граду Меркурий пастырь, пастырей начальника своего овцы пасый добре, духом же горя выну неразлучну быти от лица преподобных Печерских: темже по смерти чудотворне приплы в кладе и в пещере святой почивает телом, душей же радуется с преподобными в славе вечно».292 По всей вероятности святой Меркурий на Смоленской кафедре был преемником блаженного епископа Лазаря; так как он со своей паствой испытывал ужасы нашествия Батыева. До посвящения в сан святительский подвизался он в Печерской обители, где, по примеру других питомцев пещеры, нашел себе и последний покой.293

На старинной иконе Печерских святых изображен в святительском одеянии «святой Симеон, епископ Переяславский». Мелетий Сириг в каноне Киевском святым молится: «иерарх Симеон! Ты сперва приносил Агнца Божия в жертву Вседержителю, а потом принес себя самого, как агнца, в жертву; спаси меня твоими молитвами».294 – По летописям, Симеон Переяславский епископ, окончил дни свои страдальческой смертью при нападении татар на Переяславль, в 1239 году, в то самое время, когда одни полчища монголов посланы были Батыем против Чернигова, другие, как волны, напали на Переяславль. Враги Христова имени не пощадили здесь ничего святого: храмы были ограблены и осквернены; жители без пощады были избиваемы; город с его кафедральным собором предан огню и святитель Симеон умерщвлен был.295

Ныне видимо почивают в пещере нетленными преподобные Лука эконом, Элладий, Алексий, Сисой, Онисим и Феофил.

Преподобный Лука эконом в каноне лавры прославляется, как добрый делатель заповедей Божиих.

Преподобный Элладий называется у Кальнофойского постником и чудотворцем, и Феофил известен ему с именем чудотворца. Лавра поет: «Феофил в чудесах изящный поется, той бо еще в жизни многих чудотворением удивляше, ныне же большее прием дарование иным пособствовати, яко сохрани повеления Твоя, Спасе».

Преподобного Сисоя церковная песнь называет просиявшим в посте. Мощи его, как и преподобного Алексия, открыты после 1675 г.296

В Антониевой же пещере покоятся 12 братий, каменоздатели и конописцы великой Печерской церкви. Они лежат в одном общем затворе, приняв иночество по окончании работ своих. Блаженный Симон говорит об иконописцах: «их свиты (свертки) и ныне на палатях (на хорах) и греческие их книги сохраняются на память о чуде».297 – Во время митрополита Сильвестра еще хранились в Печерской кладовой «Греческие книги их».298 – Для иконописцев всего естественнее было принесть с собой в Киев свертки писанные с руководством в иконописи. И в Восточной Церкви тех времен известны были так называемые у нас «подлинники», которые в полном виде состояли из трех отделов: лицевого подлинника, правил иконного писания и наставления о составлении красок.299 По известию Симона, блаженные «мастера и живописцы окончили жизнь свою в монашеском чине и положены в своем притворе», т.е. в особой пещерной келии, где подвизались.

Во время Кальнофойского (1638 г.) в Антониевой пещере открыто почивали еще другие преподобные, которых мощи впоследствии сокрыты. «Напротив Илии Муромца (по картине, рядом с Ильей), лежит нетленным телом святой Ефрем, бывший пресвитером, как видно по священному облачению на мощах»; – преподобный Иероним затворник и чудотворец» святой старец Меладий чудотворец; святой старец Пергий; святой Евстафий, бывший в миру художником золотых дел; святой отец Павел, инок чудесно-послушливый».300 О Евстафии в каноне поется: «Евстафий праведный, ты честным был делателем серебра и золота испытанного и затем перешел к деланию духовных добродетелей; украшая ими душу, представил ее чистой как золото и ныне поешь: благословен Бог отцев наших». Здесь же прославляется и «Ефрем священник».301

Все помянутые нами святые Антониевой пещеры показаны в числе святых и в рукописных Московских святцах XVII в.302

Когда подвизались эти преподобные? Так как блаженный Симон упоминается только о 12 братьях и как Симон, так и Поликарп не упоминают о других; а с другой стороны и известные по летописям святители Меркурий и Симеон окончили земной подвиг в начале XIII в., после того, как окончились повести Симона и Поликарпа, то все помянутые подвижники Антониевой пещеры жили, по всей вероятности, не позже первой половины XIII в. Это подтверждается и тем, что все святые Антониевой пещеры, которых празднованию посвящены особые дни, принадлежат несомненно к XI и XII в.

Древнее известие о событии, бывшем в пещере Антониевой при святом митрополите Ионе, говорит: в 1463 г. при благочестивом Киевском князе Симеоне Александровиче и при Печерском архимандрите Николае заведывал пещерой иеромонах Дионисий Щепа. На великий день – в святую Пасху вошел он в пещеру преподобного Антония покадить усопших святых. Придя на место, называемое общиной или трапезой, и кадя, сказал он: «святые отцы и братия! Сегодня великий день. Христос воскресе!» И вдруг услышал как бы голоса грома: «Воистину воскресе». – Так живые перед Господом по силе воскресшего Господа дали весть о своем участии в радости земли о воскресшем Господе.303

Святого Апостола Кодрата от 70-ти

Кодрат, ученик Апостолов, – по свидетельству блаженного Иеронима, – поставлен был в епископы с Афинах на место Публия, принявшего мученическую кончину, и «собрал своей верой и заботливостью Церковь, рассеянную страхом». – В 126 г. он предоставил императору Адриану сочинение в защиту христиан, одним из последствий которого было то, что Адриан выдал указ не осуждать никого без улик в вине.

Сочинение это, существовавшее еще в VI в., не сохранилось; из него известны только слова, которые приводит из него церковный писатель Евсевий. – «Дела Спасителя нашего всегда были явны, так как они действительно были. – Исцеленные Им и воскрешенные из мертвых не только были тогда, как были исцеляемы и воскрешаемы, но и после того во всякое время; они жили на земле, но долго еще не по отшествии Его, так что некоторые дожили и до нашего времени».304

Сохранилось еще послание к Диогену (образованному язычнику, старавшемуся узнать, в чем состоит вера христиан), которое признается посланием мужа апостольского, а именно святого Апостола Кодрата.305 – «Христиане, – говорится в послании, – не отличаются от других людей ни местом происхождения и жительства, ни языком, ни жизнью гражданской… Живут во плоти, но не для плоти, повинуются законам, но своей жизнью стоят выше законов. Их не знают, но обвиняют; убивают их, но они живы; бедны они, но обогащают других; ничего не имеют, а всегда довольны… Душа находится во всех членах тела, и христиане – во всех концах земли. Это – не дела человека, это – сила Божия. – Сам всемощный Бог, Творец мира, ниспослал с неба Истину, Святое и непостижимое Слово Свое. Пришедший к нам Строитель вселенной, Тот, через Которого Бог совершил небеса, положил пределы морю, Которого советы сохраняются стихиями, по мановению Коего солнце совершает течение свое, Которому покорно небо и все, что на небе, земля и все, что на ней… Прежде пришествия Его на землю никто не видел Бога, никто не мог знать Его; Он Сам явился и теперь является вере; вере дано преимущественно видеть Его. Еще от вечности благий Бог определил Его для мира. А что люди до сих пор были предоставлены страстям их, это нужно было для того, чтобы опытом дознали они, как мало способны они сами по себе достигнуть Царствия Небесного». – В предостережение от людей, «нарушивших пределы веры, назначенные Апостолами и преданием отцов», муж Апостольский указывает Диогнету на Церковь вселенскую, где может быть найдено все, что Слово проповедало людям для их спасения; при этом замечает, что в христианстве знание и жизнь – в тесной связи: ни верного знания не может быть без чистой жизни, ни жизни правильной без знания. «Пересмотри со всем усердием, – заключает он, – обсуди со всем вниманием эти истины и – ты узнаешь, какими благами Господь ущедряет любящи Его».306

Об искупительном значении смерти Христовой он говорит: – «когда пришло время, которое назначил Господь для явления Своей благости, тогда принял Он на Себя наши грехи. Он отдал собственного Сына в искупительную цену за нас. – Святого за нечестивых, Безгрешного за грешников, Праведного за неправедных, Бессмертного за смертных… Какое неизреченно-мудрое дело Творца! Какая неожиданность благодеяния! Неправда многих покрыта правдой Единого. – Так мы узнаем здесь две вещи, – полную неспособность, совершенное бессилие нашей природы – участвовать в жизни, и потом Спасителя нашего, Которым невозможное стало возможным».307

Святой Кодрат, прославленный даром пророчества, после многих трудов и гонений на него от язычников мученически скончался, уморенный голодом в темнице в 130 г.

В каноне Иосифа говорится (в IX веке), что мощи святого Кодрата почивали в то время в Магнезии (где он также проповедывал слово Божие), и источали чудеса.

Обретение мощей святого Димитрия Ростовского

Нетленные мощи его обретены 1752 года при переделке монастырской церкви. См. 28 октября.

* * *

291

Архим. Иннокентий в письме от 2 март. 1674 г. к Гербинию (Кiowia subterranea р. 43. lenae 1675) писал: «лет за 60 пещеры от землетрясения в некоторых местах обвалились». При сличении пещер Кальнофойского с видом их у Гербиния, полученным от архим. Иннокентия, видим следующее: а) и после 1640 г. и прежде 1674 г. в Антониевой пещере открыты мощи пр. Георгия иконописца – в пещерной трапезе; пр. Онисима, пр. Еразма, пр. Матфея прозорливого – на западной линии; св. Меркурия епископа Смоленского на северо-восточной линии; пр. Иоанна и Феофила на средней линии; 6) в то же время мощи многих преподобных, почивавшие при Кальнофойском на западной линии, в том числе препод. Пергия и Феофила, перенесены на другие места; в) тогда же построена церковь креста Господня и из алтаря ее устроен ход к алтарям двух пещерных церквей.

292

Канон преподобным ближней пещеры. К. 1855.

293

Святыни Киева, стр. 47. В описании лавры сказано (стр. 109), что «св. Меркурий, епископ Смоленский, убит Батыем в 1247 г. и память его 24 ноября». – Но здесь смешав Смоленский епископ Меркурий со Смоленским муч., воином Меркурием, которого память 24 ноября. – Впрочем не сомневаемся, что св. епископ Смоленский Меркурий был тот самый епископ Смоленский, о котором упоминается в летописях при нашествии Батыевом 1238 г. без имени его. Считать же его, как считает ист. иер. 1, 324, преемником епископа Симеона, упоминаемого в 1197 г. (собр. л. 1, 150. 151), не дозволяет житие преп. Авраамия Смоленского, где преемниками Симеона оказываются Игнатий и Лазарь.

294

Акафистник, К. 1674 г.

295

Собр. л. 200, 3, 388. Никон. л. 3, 4. 5.

296

Мощей преп. Сисоя и Алексея еще нет ни у Кальвофойского, ни у Гербиния, тогда как у последнего видим преп. Онисима, которого еще нет у Кальнофойского; см. пр. 291. Ныне известны два канона преподобным Автониевой пещеры: один Мелетия Сирига, нап. в акафистнике К. 1674 г., другой – неизвестного, нап. в службах преподобным Печерским К. 1855 г. Так как преп. Сисоя, воспеваемого в последнем каноне, не видно у Гербиния, то эго дает видеть, что этот канон вписан после 1675 г. Песни преподобным Антониевой пещеры как Сиригом, так и неизвестным, составлены без сомнения по надписям досок, закрывавших пещеры почивших. Немногие из таких досок, закрывавших устья пещер в Феодосиевой пещере, известны и ныне. См. авг. 28, примечание 253.

297

Сказание о создание Печерской церкви. Святыни Киева, стр. 55. 56.

298

Patericon р. 66, w Kiowie 1635.

299

Христианские древности, Прохорова, тет. 1. 1862 г. Сахарова о Русском иконописания. Спб. 1859 г.

300

Teraturgima р. 16–28. Опис. К. лавры, стр. 289. 290.

301

В ркп. святцах упоминаются еще «иереи Мелетий, Серапион, Филарет и Петр».

302

Канон преподобным. К. 1855 г. Так как ныне нет открытых мощей ни преп. Евстафия, ни Матфея и Ефрема, которых однако воспевает канон, то канон неизвестного хотя написан после 1675 г. (прим. 296), во сочинение надобно относить к концу XVII в.

303

Об этом говорит в Гербивий. Кiоviа subterranea р. 69. 70. По виду пещеры Кальвофойского на западной линии, невдали от трапезы, почивали очень многие преподобные. – Иезуит Алоизий Кулеш в своем. сочинении: Wiara prawosławna, Warsaw. 1710, признает (р. 72–81) Печерских подвижников святыми (swiętemi), только как иезуит усиливается доказать всеми неправдами, что «святые Печерские Киевские» были в соединении с Римскою церковию, – были униатами. – Сочинение г. Кулеша видано с двумя одобрениями: с одобрением Товии Арента, начальника иезуитов Литвы, и Виленского бискупа Константина Бржостовского.

304

Евсевий Η. Е. 4, 3. Routh reliquiae f. Т. 1. (По указ. Филар. архиеп. Черниг. Уч. об Отц. Церкви, ч. I, стр. 40, изд. 2).

305

Там же.

306

По указ. в Уч. об Отцах Церкви (Филарета архиеп. Черниг.) ч. I, стр. 41.

307

Там же, стр. 42.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892. / Сентябрь. - 1900. - 388, IV с., [1] л.: ил.

Комментарии для сайта Cackle