Источник

1-е

Начало индикта, т. е. нового лета

Весна и осень во все времена были особенно важны для народов. Осень была началом нового года с древних первобытных времен. Основание начинать год осенью указано отчасти самой природу и важнейшими событиями Церкви Ветхозаветной и христианской. Указание природы видно в том, что с окончанием лета обыкновенно оканчивается жатва и труды года (Исх.23:16). По собрании плодов, как по достижении цели природы и земледелия, наступает новый кругооборот дел и новых надежд на будущее плодородие.

Согласно с этим течением природы осень, а именно седьмой месяц (сентябрь) был началом года у древнейшего из народов – у народа Божия – у евреев (Исх.23:16) и других народов. Главным и основным число в определении частей времени у евреев принято было число семь. Господь, Царь веков, положивший времена и лета во Своей власти (Деян.1:7), и в оные к славе имени Своего и для нашего упокоения от дел житейских узаконивший различные дни и праздники, дал повеление в Ветхом Завете праздновать седьмый и день и месяц и год, и седьмый или субботный год, и седьмый из седьмых или субботных годов. После 6 седьмичных дней у евреев был праздник суббота – день седьмый. После 7-ми седьмиц или 49 дней по Пасхе праздновалась Пятидесятница. Протекло шесть месяцев года, – праздновалось новолетие года гражданского. Оканчивалось шесть лет, – праздновалось новолетие года субботнаго. Проходило семь седьмин лет или сорок девять лет, – праздновалось новолетие пятидесятого года, называвшегося юбилеем. Отсюда у евреев новолетие года гражданского было троякое: новолетие каждого года, или новолетие простого года, новолетие года субботнаго и новолетие юбилея.

Новолетие простого года гражданского совершалось в первый день седьмого месяца – Тисри, соответствующего нашему сентябрю, и было особенным праздником. Месяца седьмого, в первый день месяца, да будет вам покой, говорит Господь Моисею, память труб (праздник труб): наречен свят будет вам. Всякого дела работня не сотворите, и принесете всесожжение Господу (Лев.23:24–25). В этот праздник было священное собрание у народа, умножались жертвы (Числ.29:1–6). Народ в скинии, а после в храме и в синагогах слушал чтение закона и умилялся душею, воспоминая неисповедимые судьбы Божии над собой. Кроме благочестивого значения, ежегодное новолетие гражданское было весьма важно для евреев в отношении к жизни гражданской и хозяйственной. К седьмому месяцу обыкновенно поспевали и собирались полевые и садовые произведения земли (Лев.23:39). Следовательно, должники могли в это время расплачиваться с заимодавцами; бедные в народе без труда доставали себе пропитание. Если урожай был хорош. Это было знаком благоволения Божия и показывало, что народ ходит в заповедях Господних – тогда все восхваляли Иегову Бога своего. Если земля родила скудно, народ смирял души свои пред Иеговой, каялся, давал обеты строжайшей верности и вместе с тем деятельнее побуждался к обрабатыванию полей, огородов и садов в наступающем году. Каждый семьянин, видя милость или гнев Бога своего в собранном хлебе, призывал благословение Иеговы на будущий год.

Новолетие года субботнаго праздновалось также в первый день седьмого месяца, только через шесть лет, с теми же обрядами и жертвами, с какими начало всякого простого года. Но год субботный весь был, можно сказать, новолетием, или праздником на целый год. В течение этого года усиливались дела благочестия и обязанности любви к ближним. Закон Божий, кроме обыкновенных времен чтения, читаем был особенно в праздник Кущей восемь дней (от 15 до 22-го сентября), и его должен был слушать весь народ. По седми летех во время лета оставления, в праздник Кущей, егда сходится весь Израиль явитися пред Господем Богом твоим, читайте закон пред всем Израилем. Соберите люди, мужи, и жены, и дети, и пришельца, иже в градех ваших, да услышат, и научатся боятися Бога вашего (Втор.31:10–12). Рабы отходили на волю, когда пред годом субботным успели прослужить 6 лет; нищим предоставлена была полная свобода пользоваться произведениями земли, никем не собираемыми; долги или не взыскивались в течение года, или совершенно прощаемы были, почему и год субботный назывался годом оставления или прощения (Втор.15:1–2. Исх.23:10–11). Особенно важен был этот год в хозяйственном отношении; здесь на целый год прекращалось земледелие, собирание плодов и обрезывание виноградников. Через это земля возвращала истощенные силы и растения укреплялись (Лев.25:1–7).

Новолетие юбилея праздновалось в десятый день седьмого месяца, в день очищения. Наступление сего года возвещалось священным звуком трубы или рога, и тогда открывалось всеобщее торжество для Израильтян – год юбилея. В это время субботствование продолжалось два года, т.е. сорок девятый год, который по счислению семи седьмиц лет всегда годом субботным, и юбилей, т.е. пятидесятый год. Исчислишь себе седмь лет покоя, говорил Бог о юбилее, седмь лет семижды: и будут тебе седмь седмин лет, четыредесять девять лет. И возвестите трубным гласом во всей земли вашей месяца седьмаго, в десятый день месяца: в день очищения возвестите трубою во всей земли вашей. И освятите лето, пятьдесятое лето, и разгласите оставление на земли всем живущим не ней (Лев.25:8–10). Это оставление заключалось: 1) в освобождении рабов и совершенном отпущении их на волю, так что в юбилейный год во всей земле Иудейской не оставалось ни одного раба кроме тех, кои поступили в рабство из иноплеменников (Лев.25:39–46). 2) В возвращении каждого еврея в свое колено и в свою наследственную землю. Каждый еврей, где бы он ни был, возвращался в свое колено, отыскивал свой родовой участок земли (Лев.25:10–13). 3) В возврате проданных или заложенных имений, кои в юбилей отдавались без платы прежним владельцам своим; если владельцы умерли, то – их наследникам (Лев.25:13–17, 23–28, 31). 4) В прощении долгов, состоявших из движимого имущества, напр. домашнего скота, зернового хлеба, денег. 5) В повсюдном прекращении земледелия. Послю, говорил Бог, благословение Мое вам, в лето шестое, и сотворит плоды своя на три лета: и посеете в лето осьмое, и снесте от плодов ветхих до лета девятого (Лев.25:21–22).

Таким образом, новолетия у евреев были праздниками не только для людей, но и для всей природы; они приносили с собой вожделенный покой не только человеку и скоту, но плугу и серпу, косе и ножу, очищающему виноградную лозу. Юбилей был в полном смысле годом Господним для всех царств природы, необыкновенно радостным и приятным.

Месяц сентябрь – важнейший и по течению природы, священнейший и в устройстве Ветхозаветной Церкви, торжественнейший по многим и великим ее праздникам и событиям, и для христианской Церкви был особенно знаменателен. В первый день седьмого месяца, когда праздновали в Ветхом Завете новое лето, Иисус Христос, пришед в Назарет, где воспитан был, и войдя по обыкновению Своему в день субботный в синагогу, всенародно возвестил, яко днесь сбыстся писание сие во ушию вашею: Дух Господень на Мне: егоже ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя, исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати пленным отпушение и слепым прозрение, отпустити сокрушенныя во отраду, проповедати лето Господне приятно (Ис.61:1–2. Лк.4:18–19). В первый день сентября, говорит св. Димитрий, митрополит Ростовский, «Сам Законодавец яви Себя миру, сошед от горних, нося на Себе Духа Отча и написуя закон Божий, не перстом, но Божественным Своим языком и пресладкими Своими усты, не на скрижалех каменных, но на скрижалех сердца нашего плотяных». В воспоминание сего священнейшего события, а также и в память славной победы, которую в 312 году, после продолжительной борьбы, христианская вера, при защитнике своем, равноапостольном царе Константине, одержала над язычеством, в лице побежденного Максентия, и воцарилась в мире, в лице царя Константина, сделавшегося после низложения Максентия единодержавным, св. отцы Первого Вселенского собора определили начинать новое лето с 1 сентября. В 540 году Греческий император Юстиниан, уничтожив летосчисление от создания Рима, продолжавшееся в Римской империи, и приняв летосчисление от сотворения мира, назначил и для всех дело своего государства началом года – первое сентября. С того времени круг года в Римской империи начинался с сентября. Это летосчисление было господствующим по всей почти Европе до половины XV века. Вместе с христианской верой Церковь Греческая передала свое летосчисление Российской, которая сохраняет это летосчисление.

Древнее начало года, 1 сентября, названо в церковном уставе Латинским словом индикт. Это название произошло от постановления Августа кесаря собирать в продолжение 15 лет подати с народа. Для удобнейшего сбора податей и в память победы, одержанной при Окарнанском мысе Акциуме за 30 лет до Р.Х. 1 или 2 сентября, решившей судьбу между Антонием и Октавианом и доставившей Августу верховную власть в Римской империи, назначено было началом года – время окончания жатвы, т.е. месяц сентябрь. Период времени, с которого начинался пятнадцатилетний сбор подати, назвали Римляне индикт (indictio – повеление или объявление о подати).

Хотя христианский индикт не от Римских царей узаконен, а от Небесного Царя Христа, но именем Римского индикта св. отцы назвали в IV веке первое сентября 312 года, в котором благочестивый защитник веры и Церкви Христовой восторжествовал над гонителем христиан и приобрел власть единодержавия. Христианский индикт есть также круг времени, заключающий в себе 15 лет.

В VIII веке Церковь приняла от св. Иоанна Дамаскина многие священные песнопения на первый день сентября.

Преп. Симеона Столпника

Из св. преп. иноков особенно удивляют своими св. подвигами столпники, кои, горя любовью к Богу и ища особенных трудов благочестия, служили или предстояли Богу на столпах. Подвиг стояния на столпе ради благочестия мы встречаем ранее IV века. Но в V в. Этот подвиг прославлен всюду. «Новое и удивительное совершилось в наши времена таинство», говорит Антоний, ученик Симеона Столпника, начиная его жизнеописание. Симеон, молодой Сирианин из пастушеского состояния, воспитанный во благочестии, был первый столпник, прославившийся своим подвигом на столпе. Услышав некогда в церкви слова Евангелия о блаженстве нищих духом и плачущих (Мф.5:3), он спросил одного старца: как приобрести это блаженство? «Постом, молитвой, смирением, нищетой и удалением от мира», отвечал старец. Юный Симеон положил в сердце своем удалиться от сует мира и тайно от родителей скрылся в соседний монастырь; 18-ти лет принял пострижение иноческое; был в строгом послушании у всех; постился не до вечера ежедневно по примеру других иноков, но по целой седьмице; тело свое от бедр до выи обвил вервью, сплетенной из финиковых ветвей, так крепко, что ветви впились в его тело и причинили ему болезненные раны, из которых текла кровь. Но игумен велел снять сии вериги.

Вознося мысли и сердце свое к Богу вдохновенными словами Псалмопевца, преподобный в короткое время выучил наизусть весь Псалтирь. Жаждая строжайших подвигов благочестия, Симеон оставил монастырь, уединился в горах пустыни и потом три года провел в тесной келии затворником в непрестанной молитве и строжайшем посте. Слава о его подвигах распространилась по всей окрестности, и к нему отовсюду стекались посетители, желая прикоснуться к нему и принять от него благословение. Уклоняясь славы, преп. Симеон умыслил создать столп и на нем стоять, дабы приходящие к преподобному не могли касаться его. Итак, начал собирать близлежащие каменья и из них построил себе столп в 6 локтей высотой и не нем тесную хижину в 2 локтя. Восшед на этот столп и непрестанно взирая на открытые небеса, преподобный постоянно пребывал в посте и возносился молитвой к Богу. Через несколько лет усердные к преподобному создали для него иной столп в 12 локтей, после того в 22, потом в 36, наконец в 40 локтей, и кругом столпа каменную ограду: отчего преп. Симеон называется архимандритом (μανὸρα – ограда). Различными столпами, как по лестнице, преподобный восходил к небесным селениям, много тяготы претерпевая на сих столпах, мочимый дождем, жегомый зноем, томимый стужей, питаясь сочивом и водой. По гласу Церкви, он «был столпом терпения, ревнителем Иову в страстях, Иосифу в искушения и Бесплотных жительству».

Новые и необычайные подвиги св. жизни Симеона возбудили к нему во всех величайшее удивление и уважение. Никифор Каллист пишет: «великий Симеон, святые и славные памяти, первый избрал стояние на столпе и стяжал себе славное имя, имея на столпе жилище в два локтя. В это время на кафедре Антиохийской был Домнос или Домн, который, услышав о подвигах Симеона и пришед в нему, поражен был удивлением и пожелал иметь общение с ним в тайне св. причащения. Великий Симеон, и самым телом восходя горе и подражая житию Ангелов, отрекся от всех земных благ и подражая житию Ангелов, отрекся от всех земных благ и забот; собрав силы свои, стремился к горнему и создал себе жилище между небом и землей, дабы вне всякого общества и препятствий непрестанно благословлять и славословить Бога, купно с Ангелами. Он был как посредник, возносящий к Богу мольбы людей молящихся и подающий им свыше великую благодать. Удивительные его дела преданы памяти многими очевидцами. Приятно и красноречиво изложил подвиги Симеона в истории своей Феодорит, епископ Киррский. Как Симеон – земной Ангел, еще во плоти гражданин и житель небесного Иерусалима, стремился по пути жизни совершенно новому, никем не проложенному: то отцы, обитавшие на вершинах гор, весьма благосклонно к нему расположенные, послали к нему от себя спросить его: что значит такая его необычайная и чудная жизнь? Для чего он, прежний всеми почти святыми проходимый путь оставивши, вступил на иную совершенно неведомую стезю? И потребовали, чтобы он сошел со столпа и подвизался по примеру св. отцов. И как он готов был сойти со столпа, то они позволили ему вести род жизни, им избранный; по его послушанию они судили, что Сам Бог внушил ему образ его жизни».

Преподобный силой благодати, в нем обитавшей, исцелял всякие болезни и недуги, и предвидел будущее. Тысячи людей повергались долу перед столпом преп. Симеона и просили его благословения. Язычники, взирая на него, убеждались в истине Евангелия и принимали веру христианскую. Все советы Симеона были слушаемы, как боговдохновенные. Император Феодосий Младший или Второй (408–450) повиновался словам преподобного; преемник Феодосия Маркиан скрытно в одежде простолюдина посещал необыкновенного подвижника, пользовался духовной его беседой и удивлялся ему; преемник Маркиана император Лев писал преподобному письма, как знаменитому подвижнику. Цариц Персидская и Исмаильтская просили его благословения и молитв. Славный великими подвигами благочестия, даром чудотворений и прозрения, преп. Симеон столько был кроток и смирен, что считал себя униженнейшим из всех. Ко всем являлся он с лицом веселым, со словом ласковым. Посещавшие угодника не могли насытиться видением благолепного лица его и св. его беседой. Он подвизался не столпах среди неба и земли около 47, а по мнению св. Димитрия, митрополита Ростовского, до 80 лет.

Устав повседневного жития преподобного был таков: всю ночь и день до 9 утра он стоял на молитве, в 9 часов назидал приходивших к нему, выслушивал и облегчал прошения и нужды притекавших к нему; утешал скорбящих, исцелял больных силой молитвы. По захождении солнца опять становился на молитву. При таких трудах он не переставал пещись о мире Церкви Православной; царей и начальников поучал своими письмами мудрыми и душеспасительными. Доселе сохранились письма преп. Симеона Столпника: одно к императору Феодосию Младшему и возвращении отданных Антиохийским иудеям церквей, которые император действительно и возвратил христианам; другое о Халкидонском соборе к императору Льву; третье о том же соборе к Василию, епископу Антиохийскому, четвертое к Евдокии императрице, впадшей в Евтихиеву ересь; слово о непрестанном памятовании каждому о своей смерти, и проч.

Так, проводя дни жизни своей, и в удалении от общества благотворные для него, преп. Столпник преставился в 459 году 1 сентября, 103 лет.

По преставлении преподобного чудотворные мощи его с великим торжеством, при много численному стечении народа и войска, перенесены были патриархом в Антиохию, «яко стена и защищение граду», и тогда же Церковь начала творить память его. На месте подвигов его сооружен был храм во имя его. В VIII веке от Иоанна Дамаскина, который сложил канон с акростихом: «прими пение, о Симеоне всеблаженне», и от Германа патриарха Церковь приняла хвалебные священные песнопения, ныне поемые в честь св. Симеона Столпника. В сих песнопениях духовные песнопевыцы восхваляют Симеона подражателем Владыке Христу. «Христос взыде на крест, он же на столп. Аще бы возможно столпу вещать, не бы престал вопити его болезни, труды и рыдания. Удивишася Ангели, учудишася человецы, устрашишася демоны терпения Симеона. Познаша мудрость его персияне, ефиопляне, индиане, скифяне и аравляне».

Слава св. подвигов преподобного Симеона Столпника была столь велика, что далее XII века многие следовали образу жизни его.

† Память блаж. Иоанна Кукузеля

Блаженный Иоанн был родом из Диррахии, Славянского Драча. Славянином был и блаж. Иоанн, хотя по обстоятельствам жизни получил образование в Цареграде греческое. Фамилия его Кукузель – указывает на славянское происхождение его. Когда он, взятый за прекрасный голос ко двору, воспитывался вместе с другими детьми, и дети спрашивали его: что он кушал? Он, не зная еще хорошо греческого языка, простодушно отвечал: Куку-зеле. Греческое куки – боб, а сербское зеле – растение. Так и стали звать его Кукузеле. Но он дарованиями своими к пению и многими сочинениями о церковном пении1 прославил свое прозвание, так что в XIV в. видим еще нескольких Кукузелей – знатоков греческого церковного пения2. Необыкновенное искусство в пении доставило Иоанну не только звание доместика – начальника придворных певчих, но оно же сделало его любимцем вельмож и самого царя. Царь, уважая дарования его и жизнь добрую, готовился ввести его в родственную связь с кем-нибудь из богатых вельмож своих. Но благочестивый Иоанн не увлекался придворными веселостями. – Душа его стремилась к Господу.

Раз случилось ему видеть у императора игумена лавры Афонской и узнать о жизни отшельников афонских. Плененный тихой жизнью молитвенников божиих, Иоанн тайно удалился со двора, с посохом в руке и в рубище на плечах. На Афоне называет он себя пастухом и получает поручение пасти коз. Долго оставался Иоанн в неизвестности; напрасно искали его по приказанию императора. Пустынническая жизнь утешала Иоанна; он в тиши молился Господу. Однажды в раздумьи сидел он при своем стаде; мысль пробегала по прошлой жизни и сердце трепетало благодарностью Богу за промысел о нем. Думая, что некому слышать его в пустыне, Иоанн начал петь священные песни и ангельский голос его разливался в пустынных высотах Афона мелодическими звуками. – Долго и в сладости пел умилившийся певец; а между тем в диком ущелье слушал его изумленный пустынник. Откуда взялся этот ангельский певец, и к тому же пастух? думал пустынник. Он пошел в лавру и сказал настоятелю о чудном певце-пастухе. Иоанн вызван был в лавру и, заклинаемый именем Божиим, открылся игумену, что он учитель придворных певчих Иоанн. Игумен в потухающем взоре и в безжизненных ланитах едва мог узнать любимца царского, которого он видел в цветущем здоровье и с играющим на щеках румянцем. По слезной просьбе скромного Иоанна игумен оставил его при стаде коз. Потом, быв при дворе, упросил императора оставить любимца Иоанна в Афонской пустыне. «Даль мне дорогого Иоанна, сказал император; но спасение души – выше всего; пусть будет про его желаниям». Свободный Иоанн избрал себе за монастырем уединенное место, выстроил себе келью и стал жить по шести дней в безмолвии, а в седьмой и в праздники приходил в собор и пел на правом клиросе. Труд и усердие к свящ. пению награждены были небесным утешением. В акафистную субботу, по окончании канона, Иоанн, утомленный бдением, заснул. Пречистая, явясь к нему, сказала: «будь здрав, чадо Мое, пой, пой; Я не оставлю тебя», и затем дала ему червонец. Проснувшись, Иоанн находит в руке дар Пречистой и с радостными слезами благодарит Богоматерь. С этого времени он удвоил свое усердие к пению. Прежде того он пел только в праздничные дни: теперь он стал ходить каждый день. Продолжительное стояние и пение на клиросе имели последствием то, что одна нога его покрылась гнойными ранами. Пречистая явясь, исцелила ногу. Иоанн столько успел в духовной жизни, что прозрел день своей смерти.

Червонец, дар Богоматери, привешен был к иконе Богоматери, перед которой пел Иоанн. И он иконы, и от червонца совершались чудеса. Ныне икона стоит местной в параклисе Введения Богоматери в храме, и перед ней горят три неугасимые3.

Барский видел храм Архангела в келье Иоанна и описал жизнь Кукузеля, следуя книге Агапия, Афонского отшельника: «Спасение грешникам»4.

Преп. Марфы, матери Симеона Столпника

Преп. Марфы, матери Симеона Столпника. Скончалась около 423 года при жизни сына и погребена при его столпе.

Св. мученицы Каллисты и братьев ее

Св. мученицы Каллисты и братьев ее, Евода и Гермогена, пострадавших в 309 году в Никомидии.

Св. праведного Иисуса, Навина вождя Израильского

Моисей, пророк и законодатель еврейского народа, достигнув глубокой старости – 120 лет, призвал к себе незадолго до смерти своей Иисуса Навина из колена Ефремова и в присутствии всех израильтян сказал этому избранному им в преемники своей власти, «радовавшемуся славе Моисея, как своей собственной – будь тверд и мужествен, ибо ты войдешь с народом сим в землю, которую Господь клялся отцам его дать ему, – и ты разделишь ее на уделы ему; Господь Сам пойдет перед тобой не отступит от тебя и не оставит тебя; не бойся и не ужасайся»5.

По смерти же Моисея, Сам Господь сказал Иисусу, сыну Навину, служителю Моисееву:

«Моисей, раб Мой, умер; итак, встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым. Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, как я сказал Моисею. От пустыни и Ливана сего до реки великой, реки Евфрата, всю землю Хеттеев; и до великого моря к западу солнца будут пределы ваши. Никто не устоит перед тобой во все дни жизни твоей; и как я был с Моисеем, так буду и с тобой; не отступлю от тебя и не оставлю тебя. Вот, Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся, ибо с тобой Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь… Будь тверд и очень мужественен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо, ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих. Да не отходит книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, чтобы в точности исполнить все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно»6.

Достойным доверия вождя народа Израильского, достойным обетований Божественных оказался Иисус Навин, о котором повествует Иисус, сын Сирахов, что он «силен был в бранях и бы преемником Моисея в пророчествах. Соответственно имени своему7, он был велик в спасении избранных Божиих, когда мстил восставшим врагам, чтобы ввести Израиля в наследие его. Как он прославился, когда поднял руки свои и простер меч на города! Кто прежде него так стоял? Ибо он вел брани Господни. Не его ли рукой остановлено было солнце, и один день был как бы два? Он воззвал к Всевышнему Владыке, когда со всех сторон стеснили его враги, и великий Господь услышал его; камнями града с могущественной силой бросил он на враждебный народ, и погубил противников на склоне горы, чтобы язычники познали всеоружие его, что война его была перед Господом, а он только следовал за Всемогущим».

«И во дни Моисея он оказал благодеяние, он и Халев, сын Иефонии, тем, что они противостояли враждующим, удерживали народ от греза и утишали злой ропот. И они двое из шестисот тысяч путешествовавших были спасены, чтобы ввести народ в наследие, в землю, текущую молоком и медом…, чтобы видели все сыны израилевы, что благо следовать Господу»8.

Покорив постепенно жителей Ханаанской земли, истребив 31 царя, Иисус Навин, по повелению Божию, разделили Ханаанскую землю, хотя она еще не вся была завоевана в то время, по жребию перед дверьми скинии свидения, получив для себя с согласия всего народа удел в Фамнаф-сараи, что на горе Ефремевой, на севере от горы Гааша.

Незадолго до смерти своей, сознав, что «отходит в путь всей земли», Иисус Навин, призвав всех евреев, напомнил им о всех благодеяниях, полученных ими от Бога, убеждал их служить истинному Богу, «как они делали это до сего дня». – «Если же оставите Господа и будете служить чужим богам, то Он наведет на вас зло и истребит вас после того, как благотворил вам», – пророчески угрозил он народу. «И заключил с народом завет в тот день и дал ему постановления и закон в Сихеме (перед скинией Господа Бога Израилева). И вписал Иисус слова эти в книгу Закона Божия, и взял большой камень и положил его там под дубом, который подле святилища Господня». Услышав же обещание народа, что будет служить Богу и слушать Его, сказал Иисус всему народу: «вот камень этот будет нам свидетелем; будет свидетелем, чтобы вы не солгали перед Господом Богом вашим». – И отпустил Иисус народ каждого в свой удел».

«После сего умер Иисус, сын Навина, раб Господень, будучи ста десяти лет»9), около 1400 г. до Р.Х.

Он оставил после себя книгу из 24-х глав, в которой говорится о завоевании им земли Ханаанской.

* * *

1

О сочинениях его см. в обзоре песнопевцев Греческой Церкви, стр. 319–324.

2

Григорий Кукузеле 1360 г. Иосафат Кукузеле 1390 г., см. о них в обзоре песнопевцев, стр. 321. 324.

3

Вышний покров над Афоном. Спб. 1860 г. Афонский патерик 1, 171–178.

4

Путешествие Барского, стр. 531–533. Αμαρτολων σωτηρία 50–52. Ενετ. 1669.

6

Кн. Иисуса Навина, гл. I, 1–9.

7

Иисус Навий сначала назывался Осий – спаси: потом Моѵсей при избрании его своим преемником, по повелению Божию, назвал его Иисусом – спасителем (Числ.13:17).

8

Кн. Премудрости Иисуса, сына Сирахова, гл. XLVI, 1–12.

9

Кн. Иисуса Навина, гл. XXIII, XXIV.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892. / Сентябрь. - 1900. - 388, IV с., [1] л.: ил.

Комментарии для сайта Cackle