Источник

12-е

Святого священномученика Автонома

Автоном был епископом где-то в Италии; в гонение же Диоклитианово, вспомнив слова Христовы: «когда будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» (Мф.10:23), оставил Италию и, достигнув Вифинии, принят был страннолюбно в доме некоего Корнилия в местечке Сореосе (близ залива Никомидийского). Тут он прожил несколько времени, проповедуя Христа язычникам, устроил Церковь и поставил Корнилия пресвитером, а затем и епископом. Языческая власть пыталась схватить его, но он удалился в Ликаонию и Исаврию, где также распространял свет веры. Снова возвратясь с Сореос, он проповедал Христа жителям соседнего села Лимны и большинство крестил. В один день язычники села Лимны совершали торжество в честь богов своих; новопросвещенные же, находясь в большем числе напали на них, опрокинули жертвы, сокрушили идолов и разрушили капище (это было после объявления свободы христианам, в начале 313 года). Язычники выжидали удобного случая отомстить и однажды во время богослужения в Сореосе напали на церковь, разогнали христиан, а епископа Автонома умертвили. Некая диаконисса похоронила тело его, а в царствование Константина один вельможа устроил церковь над гробом его. Около 430 года обветшавшую церковь разобрал некий священник и, не зная, что на том месте похоронено тело мученика, устроил ее на другом; уже через шестьдесят после сего лет обретены мощи нетленными и создана церковь св. священномученика Автонома.

† Память о преп. Афанасии, игумене Высоцком, и об ученике его Афанасие игумене

Преподобный Афанасий, в крещении Андрей, сын священника Авксентия Обонежской пятины,105 в юности обучен был отцем чтению книг; отец и мать были благочестивые и воспитали сына в страхе Божием. Люди боголюбивые заботятся о том, ка бы не быть в стыде за жизнь и веру свою перед Богом, и тому же учат детей своих. Таковы были родители Андрея; отце его был особенно усерден к делам звания своего; понимал сам и внушал другим, что, не занимаясь словом Божиим, люди ходят во тьме и губят себя и своих детей. Добрый отрок Андрей, по наставлению отца своего, усердно ходил в храм Божий и в этом училище всего святого научался благочестию. При таком воспитании родилось в нем желание удалиться от мира, но он боялся решиться на то. Когда услышал он о пустынных преп. Сергия Радонежского, он положил отдать себя в руководство великому наставнику. Оставив родину, явился он в пустыню Сергия, и преподобный принял юношу, испытал его и облек в иноческие одежды.

Новый инок с ревностью подвизался на пути спасения. Он открывал св. старцу каждый смущавший его помысл, как того и требовал св. старец. Это облегчало его в самоусовершении. «Во мнозе совете спасение людем», а совет опытного в жизни духовной очень много значит и для молодого, и для старого инока. Как легко неопытность может принять благовидные, но в сущности вредные мысли за святые и попасть на путь опасный. Опытный наставник, снимая с совести кающегося тяжести ее, указывает ученику то на опасности незримыя им, то на лучшее приемы жизни. Под руководством св. Сергия Афанасий зрел в жизни духовной. Святой старец любил его и особенно отличал в нем хорошее знание св. книг. «Афанасий, говорит жизнеописатель Сергия, был весьма сведущ в священных писаниях, и многие книги руки его поныне свидетельствуют о том, потому и очень любим он был Сергием.»

Дело доброго князя, как и всякого доброго начальника, заботится и со своей душе, и о спасении поручаемых смотрению его. Так думал добрый Серпуховской князь Владимир Андреевич. Основав Серпухов, он счел нужным устроить в новом городе монастырь, как училище благочестия христианского и всего доброго.

Он пригласил к себе преп. Сергия с тем, чтобы взял с собой ученика своего Афнасия, открыл св. старцу свои мысли о монастыре и просил совета его. Св. старец благословил желание доброго князя и вместе с князем осмотрел место будущей обители. Месть назвалось Высоким и отвечало своему имени. Оно было на возвышенном берегу р. Нары и вблизи р. Оки, в лесу, в версте от города. Св. старец благословил место, и лес был очищен. Дек 2-го 1373 г. пр. Сергий заложил храм обители в честь Зачатия Богоматери св. Анной и основал общежительную обитель. Князь просил, чтобы Афанасий оставлен был в строителя и игумена новой обители. Не хотелось св. старцу расставаться с любимым учеником, а еще более не хотелось блаж. Афанасию расстаться с дивным наставником; но так угодно Господу, сказал Сергий и, пробыв несколько дней в беседах с князем и новым игуменом, оставил Афанасия в Серпухове.106 Афанасий с помощью благочестивого князя построил келии и храм. Скоро собрались к нему братья. Преп. Сергий прислал к нему Никона, будущего игумена лавры. Это был первый инок Серпуховский; он скоро удостоен здесь иеромонашества, но недолго пробыл в новой обители. По благословению Афанасия пошел он посетить преп. Сергия, и Сергий оставил его в своей обители. Затем поступил будущий преемник основателя обители. Сын знатных родителей Ярославских, Амос, явился с горячим усердием к иноческим подвигам; преп. игумен постриг его в иночество с именем Афанасия. На седьмом году пребывания в обители и на третьем году иночества младшего Афанасия набожный князь Владимир построил в обители каменный собор Богоматери и при братской трапезе теплый храм. При освящении главного храма младший Афанасий посвящен был в иеродиакона. Храм освящен был блаж. Киприаном митрополитом. Конечно после этого личного свидания митрополит писал игумену Афанасию обширное послание с разными наставлениями, по просьбе самого Афанасия.107 Игумен строго наблюдал за благочинием в храме и за жизнью келейной братий. Он часто предлагал поучения. По его правилам иноки его должны хранить чистоту души и тела, иметь кроткую поступь, взор потупленный, голос не громкий, умеренность в пище и питье, власяную одежду, как можно меньше быть в праздности и как можно чаще заниматься чтением книг. «Доныне, говорит известие 1698 г. доброписания руки его в монастыре Высоцком обретаются.» Ныне известна книга Никона Черногорца, писанная в 1381 г., «при игумене грешном Афанасии», по его благословению.108 Преподобный игумен управлял Высоцкой обителью до 11 лет.

Когда митрополит Киприан в начале 1383 г. вынужден был удалиться из Москвы в Киев, то он написал к духовному другу своему Афанасию о намерении искать защиты у патриарха. «Ты же, говорил святитель, прилежи своей пастве, ведай, яко о низ воздаси слово; аще ли кто не послушает, о том больше прилежи и учи, веси бо слово Господне, – маловерна жизнь наша. Отпиши же ко мне, чтобы имел я сведения о положении дел.»109 Летопись говорит: «с ним (с м. Киприаном) отправился в Киев Высоцкий Серпуховской игумен Афанасий».110 Это значит, что неудовольствия, поднятые против Киприана, коснулись и искренно преданного ему игумена, и блаж. Афанасий удалился к уважаемому им святителю. – Когда в 1387 г. блаж. Киприан отправился в Царьград, то и Афанасий «отыде в Царьград, оставив игуменство Бога ради».111 Здесь в Предтечевой обители купил себе келию и жил с несколькими учениками, занимаясь то молитвой, то книгами, то делами благотворения. Спутник м. Пимена иерод. Игнатий, описывая свое пребывание в Царьграде 1388 г., пишет: «июля 1 пошли мы в монастырь св. Иоанна, по-гречески Подрома, по-русски Предтечи, и здесь сотворили поклонение; здесь очень хорошо успокоили нас живущие тут русские.»112 Это – пр. Афанасий и его ученики. Один из учеников его, списывавший в 1392 г. по его воле сборник, вот что писал впоследствии: «сию книгу писал я по благословению и совету моего старца, священносчестнейшего между иноками, кир Афанасия, бывшего прежде начальником общежития и братии в монастыре на Высоком. Рассмотрев жизнь рассудительным умом своим, оставил он монастырь и все, что было дорого ему, родных, знатных знакомых и удалился в Константинополь; здесь пребывает он, как один из убогих; забывая все земное, печется только о будущем. Митрополит Киприан сильно упрашивал его (1389 г.) чтобы согласился идти в Россию и принять там почетную должность. Но он отказался. «Келья моя дороже мне тех почестей», сказал он. О. ум рассудительный! О, взор светлый! Возлюбил ты горькое и скорбное. Как же мне больно, что не умею я наслаждаться тем же. Тем, которые вкушают эту горечь, она по пророку слаще меда. Дивлюсь я твоему подвижническому житию; много ты учил, но я не внимаю; ты прикладывал полезный пластырь к ранам моим, а я бросаю его прочь.»113 Прекрасная скорбь в ученике! Каков же наставник! Одним из самых любимых занятий пр. Афанасия в Константинопольской келье было списывать лучшие книги, и не для себя одного. Сборник, списанный по его воле, заключает в себе 400 глав Максима, главы Марка, слово Симеона, нового Богослова. В 1401 г. в царской обители Иперивлето «грешный Афанасий, малейший в единообразных», списал, а может быт и перевел церковный уста, который назвал оком церковным, причем прибавлял: «братия, проходяще книгу сию, не порецете (не произносите), Бога ради, тягости на душу мою, аще и неудобрение (несовершество) зрите, или погрешение обрящете.»114 С его устава списывали потом списки в России.115 Летопись называет преп. Афанасий добродетельным, учительным, знающим св. Писание и прибавляет: «о том поныне свидетельствуют писания его.»116 По этим словам несомненно, что преп. Афанасий писал назидательные сочинения.

Таким образом преп. Афанасий и в Константинополе трудился для св. Русской Церкви так, как немногие трудились в России. – Известие 1698 г. говорит, что преп. Афанасий прислал из Константинополя в Высоцкую обитель «7 икон поясных окладных» и еще 3 иконы. «И ныне, прибавляет то же известие, те иконы в той обители в храме Пресвятой Богородицы над царскими дверьми, 7 икон, стоят, от всех зримы и чествуемы поклонением.»117 Вероятно в том же 1401 г., в котором писан был преп. Афанасием церковный устав, опочил он от трудов своих в Константинопольской обители.118

Перед удалением из обители Высоцкой преп. Афанасий сам назначил в преемника себе по обители ученика своего Афанасия. Младший Афанасий оправдал все благие надежды на него. Он умножил число братий в обители, вел жизнь подвижническую и побуждал братию к жизни достойной звания иноческого; перед кончиной своей он долго был болен и преставился 12 сентября 6904 (1395 г.) «Погребоша прямо против церковных западных дверей, идеже ныне особое каменоустройство над гробом его учинися», говорит известие 1698 года.

В рукописных святцах сказано: «преп. Афанасий, игумен Высоцкого Зачатского монастыря, иже в Серпухове, новый чудотворец, преставился в лето 6904 сентября в 12 день, ученик преп. Афанасия, дивного ученика преп. Сергия, что после был в Царграде и тамо преставился.»

По повествованию 1698 года, во время самого погребения младшего Афанасия, брат, не пошедший на погребение по презорливому нерадению, поражен был болезнью и, придя в себя перед гробом, исцелился. Затем не раз видали преподобного ходящим с кадильницей по гробам или с горящими свечами в руках. Во время нападения крымских татар на Серпухов и неприятели и свои из города видели старца на белом коне с жезлом в реке, смуглого лицом и с густой, черной бородой; выехав из обители, из которой однако иноки еще прежде все удалились, старец объехал стан врагов и потом с угрожающим видом устремился на врагов. Это навело такой страх на орду, что она мгновенно бросилась бежать прочь от города.

† Преставление преп. Вассиана Тиксенского

Преподобный Вассиан, в мире Василий, из с. Стрелицы, что близ Тотьмы, в мирском быту был швецом, вступал в брак и имел двух сыновей. Потом, в Тотемской обители приняв монашество, года два провел в подвигах послушания под смотрением настоятеля Ферапонта. Ревнуя же о высшем совершенстве, по благословению настоятеля, поселился в 50 верстах от Тотьмы на реке Тисне при храме св. Николая. Сперва жил он здесь на паперти храма, потом упросил причт и окрестных жителей уступить ему место в 20 саженях от храма для хижины. Ему поставили келью, и он начал уединенно подвизаться в посте и молитве. Это было в 1594 г. Он приходил в храм на каждую службу его, а в келье совершал иноческое правило. По благословению наставника своего Ферапонта, возложил он на тело свое вериги, на плечи – цепь, на чресла – железный обруч, а на голову под куколем надел железную шапку.

В таком одеянии подвизался он 13 лет. Он не принимал никого к себе в келью, кроме духовного отца, и питался подаянием, которое принимал в оконце кельи. Так подвизался раб Божий в строгом затворе, очищая дух страданиями грешной плоти, для жизни небесной. Уразумев близкую кончину свою, пригласил он духовника, исповедался и приобщился св. таин и тихо предал дух свой Богу, 12 сентября 1624 г. Только при погребении узнали, какими тяжестями смирял он тело свое. По кончине его, на месте его подвигов основалась обитель в честь Нерукотворенной иконы Спасителя. Почитание преп. Вассиана началось с моровой язвы 1647 года, когда у гроба его многие получали исцеление. Ныне мощи преп. Вассиана покоятся в приходской, прежней монастырской, церкви Спаса.119

† Память о праведном Симоне Верхотурском

В рукописных святцах читаем: «св. праведный Симеон Меркушинский, новый чудотворец, преставися в лето 7150 (1642).» Праведный Симеон был родом из дворян,120 но, скрыв знатность свою в смирении христианском, вел жизнь бедняка. Переходя из деревни в деревню, шил он платье, преимущественно для бедных; кончив работу, уходил из дома рано поутру, кода все спали, чтобы избежать не только денежной платы, но и слова благодарного за работу.

Он доволен был и тем, что давали пищу и кров. Чаще всего проживал он в погосте Меркушах, в 50 верстах от Верхотурья, где была пристань судов, плававших по реке Туре. Он любил в тиши уединения наслаждаться природой и хвалить Творца ее. Когда не было работы, брал он уду, садился на берегу реки и доставал оттуда лишь нужное для дня. Еще поныне цела ель, на утесистом берегу реки Туры, где любил сидеть блаженный, занимаясь ловлей рыбы. Вогуличи и другие инородцы края тогда были новыми христианами. Блаженный Симеон вступал с ними в разговоры и учил христианскому благочестию.121 Располагая к себе бедных своей услужливостью, он находил сердца их открытыми для принятия наставлений его и усердно сеял в сердцах правила страха Божия. – Никогда не оставлял он посещать богослужение храма и особенно храма Меркушевского. Чистая жизнь его служила примером для всех; а этот пример особенно нужен был и благотворен для края еще дикого, недавно увидавшего свет христианский. Блаженный Симеон, страдавший болью живота, скончался не старым, около 35 лет, в 1642 г. и погребен был при церкви архистратига Михаила.122

Чудеса, происходившие от мощей праведника, и нетление мощей его заставляли тобольских архипастырей не раз свидетельствовать мощи его, и митрополит Игнатий не себе испытал силу молитв праведника.123 В 1704 году, по распоряжению митрополита Филофея и по желанию края, мощи угодника Божия перенесены в Верхотурский Николаевский монастырь и установлено праздновать 12 сентября. К этому времени сходятся и съезжаются в Верхотурье не только из ближних селений, но даже из отдаленных мест.

Праведник совершал много чудес в Меркушах, много совершал и в обители. Особенность в явлениях его та, что он исцелением телесных болезней преподавал наставления для души. При митрополите Игнатии житель Верхотурского уезда Иаков лежал больной при смерти. Ему явился человек в белой одежде и велел объявить Верхотурскому дьячку, чтобы удерживался от пьянства, содержал пост и исповедовал грехи свои духовнику, – а самому больному приказал идти молиться над гробом праведного Симеона. Пробудясь от сна, больной почувствовал облегчение, а в Меркушах у гроба праведника совсем выздоровел. Священнику соборной Верхотурской церкви Павлу Праведникову говорил строгие укоризны за нетрезвость. Испуганный иерей просил помилования и облегчения своей болезни, обещаясь не пить вина. Кто будет за тебя порукой? – спросил праведный. Священник указал на крест. Праведник обличил потом иерея и в других грехах. Исцеленный иерей выполнял обещание до гроба. В 1711 г. Симеон явился старцу Иакову и грозными словами привел его в ужас, так что тот пал в бесчувствии. Придя в себя, он объявил архимандриту и прочим, что праведник велел архимандриту и воеводе внушать народу удерживаться от бранных слов и нечистых дел, иначе готова казнь Божия – мор и голод. В 1749 г. житель Невьянского завода, где упорно держался раскол, Василий Масленников, три года лежавший в параличе, без языка, с рукой сведенной к шее и с искривленным ртом, во сне увидел человека в белой одежде, с русыми волосами, такого, каким написан был праведный Симеон на гробовой доске. «Ты хочешь быть здоровым?» спросил явившийся. Когда Василий отвечал, что хочет, и спросил об имени своего попечителя, «я Симеон Меркушинский, отвечал явившийся; иди в Верхотурье, в обитель св. Николая, помолись там с усердием, отслужи молебен над моими мощами и будешь здоров; да крестное знамение изображай на себе во образ Св. Троицы, тремя первыми перстами. Слушай же, иначе будет хуже.» Василий с детства был раскольником. После явления он почувствовал облегчение и на другой день рассказал в Невьянской конторе все бывшее с ним. Затем был на поклонении целителю своему в Верхотурье.124 В Верхотурской обители хранятся: а) серебряная дщица с надписью: «за чудесное избавление от тяжкой болезни молитвами св. праведного Симеона посвящается коллеж. советн. Иваном Лихаревым, 1793 г.»; б) серебряный крест с надписью: «праведного Симеона чудотворца Верхотурского молитвами исцелевшей, болевшей изломом ног, 1822.»125

* * *

105

Ркп. «слово о житии преп. отца нашего Афанасия Высоцкого и ученике его игум. Афанасии», написанное в 1698 г., у Ундольского № 288. В Синод. ркп. XVIII в. X 85. Вместе с житиями св. Серапиона Новгор. и Дионисия Радонежского. Слово, как слово, написано красноречиво и назидательно, но скудно историческими известиями и с ошибками против истории. По слогу и по времени оно принадлежит Кариону Истомину.

106

Никон. лет. 4, 38. 39. 232. 233. Собр. лет. VIII, 21. Львов. лет. 2, 149. Русск. времен. 1, 277. Здесь говорится: «благослови ученика своего Афанасия, родом Ростовца». Но по слову о пр. Афанасии урожденцем Ростова был ученик Афанасия и его преемник – Афанасий младший. В этом отношении надобно доверить слову, по подробностям, с какими оно говорит о родителях ученика Сергиева и ученика Афанасиева.

107

Ист. ак. 1, № 383.

108

Описан. Синод. рук. II, 3, стр. 6–11.

109

Послание вал. в правосл. собесед. 1860 г.

110

Троицк. лет. Карамз. 5, пр. 122. То же Никон. лет. 4, 139.

111

Никон. лет. 4. 39. О блаж. Киприане сент. 16, пр. 192.

112

Никон. лет. 4, 167, 39.

113

Описан. Румянц. муз. IV: 360, стр. 516–517.

114

Опис. муз. № 445. «Коснулся трудолюбне книги сея, яже есть око церковное... Нас же рачительство желанием распали к таковей купли труда; аще и нехудожне сию снискахом, обаче трудне края достигохом, лету сущу 6909 мая 30».

115

У Толстого устав 1409 года с тем же послесловием, какое написал Афавасий. 1. X 11. В библ. Казав. университета список 1429 года, списанный Ионою в Сергиевой обители. Ж. М. просв., ч. 75, отд. III, 71. 72.

116

Никон. лет. 4. 232.

117

Иконы и ныне целы. Сведен. о монаст., стр. 237.

118

После того, что сказано по современным памятникам о пребывание пр. Афанасия в Константинополе, нет нужды доказывать несправедливость известия 1698 г. о том, будто Афанасий был патриархом в Константинополе. Впрочем и сочинитель известия 1698 г. так начинает свой рассказ о том: «обретается не во многих писаниях, аще и мало, свидетельство» и потом не раз выражает свое сомнение о верности такого свидетельства. Ист. иер. 3. 632.633. Никон. лет. 4,39. «Бога ради остави (Афанасий) игуменство и отыде в Царьград и купи себе тамо келью, дал андрофат; и поживе в молчании со святыми старцы и тако в старости глубоце преставися ко Господу».

119

Ист. иер. 6, 366. 367. Сведен. о монаст., стр. 78. Ркп. записка о пр. Вассиане.

120

Ркп. сказание о житии и чудесах прав. Симеона, соч. м. Игнатия (Обзор литер. § 243); ркп. Сибирский летописец Тобольской семинарии под 1692 г. Макария сказание о жн8ни и чудесах св. праведного Симеона. Спб. 1857.

121

Погост Меркуши основался в 1620 г., а Верхотурье – в 1598 г. Акты Верхотурья в времен. общ. ист., кв. 25, смесь, стр. 3–13. Местность, где основались Верхотурье, называется в актах Чудским городищем – Нарымкурою.

122

См. Словцова ист. обозр. Сибири. Спб. 1838 г., стр. 39–41. Соликамский летоп. у Барха, стр. 514.

123

Кроме ркп. жития праведника, Сибирский летописец: «до Тюмени ехал (с губернатором кн. Гагариным) преосвященный Иоанн, митрополит Тобольский, для свидетельства св. мощей». Север. арх. 7. 19, стр. 249.

124

В ркп. сказании о житии и чудесах описано до 50 чудес праведника.

125

Вестник географ. общ., ч. 10. 1854 г., стр. 31.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892. / Сентябрь. - 1900. - 388, IV с., [1] л.: ил.

Комментарии для сайта Cackle