11-е
† Святой Феодоры
Дочь богатых родителей, прекрасная собой, выдана была в замужество за доброго молодого человека. Молодой муж любил молодую жену, и жизнь их была примером счастливой супружеской жизни. На несчастье, молодой богатый человек страстно влюбился в Феодору. Он сыпал подарки и деньги, уверения и ласки, чтобы совратить с пути долга. Та не поддавалась греху. Он обратился за помощью к ловкой женщине, занимавшейся обманами разного рода; продажная душа взялась за молодую, неопытную женщину; после многих сатанинских обольщений, она успела внушить Феодоре ту мысль, что Бог не видит грехов нощных, и преступление совершилось ночью. Но едва совершен был гнусный грех, Феодора почувствовала жгучее раскаяние. Терзаемая совестью, она не могла переносить присутствия своего мужа, своих родных и знакомых. Напрасно говорила она себе, что грех ее неизвестен добрым людям и Богу. Совесть ее обличала в неверности мужу и не давала ей покоя. Наконец приняла она твердое намерение бежал из дома и в пустынном месте загладить преступление строгим покаянием.
Сперва явилась она в женский монастырь, где приняли ее с любовью. Игуменья, заметив тоску ее, дала ей читать Евангелие. Когда прочла она здесь: ничтоже покровено, еже не открыется, она обомлела от ужаса. Терзая на себе волосы, призналась она теперь настоятельнице в своем преступлении. «Если есть для покаяние», говорила она, «то разрываю связи с миром и стану молить Бога о помиловании». Боясь того, что муж найдет ее в женском монастыре и не допустит ее выполнить подвигов раскаяния, она положила скрыться в мужском монастыре. В мужской одежде пришла она в Октодекадский монастырь. Настоятель на первый раз не велел давать ответа до утра. Она осталась ночью за монастырем. Потом сказано: «ты евнух молодой и изнеженный, а устав монастыря строг, – суров: нельзя принять тебя.» «Умру с голода, но не уйду от монастыря», отвечал евнух. Настоятель уступил. Феодора теперь – в том самом монастыре, где лежали мощи св. Фомаиды, отдавшей жизнь свою за сохранение верности супружеской. Понятно, как решимость ее на подвиги должна была усилиться. Понятно, почему хотела она умереть, но не отойти от стен Октодекада. Прием в Октодекаде считала она знаком, что желания ее каяться не отвергнуты небом. На нее возложена была работа в монастырском саду – разноска воды, где она требовалась, наконец – очистка всего двора; вместе с тем не освобождала она себя от поста, бдений, молитв келейных и общих.
Феодора со смирением говорила себе, что судя по важности ее преступления, послушания, возложенные на нее, слишком легки и снисходительны.
Она сама хотела усилить свои труды и довела ревность свою до того, что принимала пищу только один раз в неделю. Успехи ее в духовных подвигах привлекали на нее милосердие Спасителя, и она приводила в изумление игумена и братию своими подвигами; до того распялась она на кресте умерщвления, беспрестанно припадая, как новая блудница, к ногам Христа, день и ночь омывая их слезами покаяния, что не только грех ее прощен был, но она стала на высокой степени духовного совершенства.
Божественная благодать: стала обнаруживаться в ней видимо. Так, раз крокодил, пожиравший людей, издох по ее слову. И однако Господь допустил подвижнице быть под страшным испытанием. Настоятель послал ее в город с верблюдами, на которых она должна была нагрузить елей и хлеб и возвратиться в монастырь; ей было приказано, если в пути застанет ночь, остановиться в девятом монастыре (он находился в девяти милях от Александрии). Здесь девушка, принимая Феодору за мужчину, хотела склонить ее ко греху, но быв со смиренным негодованием отвергнута, бросилась, в постыдном своем исступлении, в объятия какого-то прохожего. Сделавшись беременной, она на настояния родителей, хотевших узнать, кто обольститель ее, отвечала, что виной ее преступления монах девятого монастыря, и определила день, часть и место, где с ним встретилась. По принесении жалоб и произведении розыска в этом монастыре, решили, что виновный – Феодор.
Монахи девятого монастыря обратились с громкими жалобами к настоятелю того монастыря, в котором жила подвижница, требуя строгого наказания за оскорбление всего монашества. Смиренная Феодора, конечно, могла бы оправдаться немедленно; но она, глубоко чувствуя свои недостатки перед святостью Божьей, решилась добровольными скорбями усовершать душу свою.
Ее выгнали из монастыря; она должна была скрыться в нищенский шалаш, который сама поставила вблизи обители.
Когда обвинившая Феодору девушка родила, Феодоре принесли ребенка, как отцу, долженствовавшему питать его; она кормила этого приемыша молоком, которое соседние пастухи давали ей из сострадания. Сама же довольствовалась дикими травами пустыни, а в утоление жажды пила морскую воду. Сколько скорбей вытерпела эта нежная женская душа под градом насмешек дерзкой праведности! Чего стоило переносить и зной жаркого климата, и холод зимнего сырого воздуха! Лишенная права жить с людьми, жила она со зверями пустынными. И все это переносила с любовью молчаливой целые семь лет.
Спустя семь лет после изгнания, монахи девятого монастыря, требовавшие наказания Феодоры, явились к изгнавшему ее настоятелю и просили принять покаявшегося евнуха. Ее приняли, но с условием, что она запрется со своим ребенком в уединенной келье и не будет выходить из нее.
Затворничество это продолжалось два года. Незадолго до смерти ее, монастырь терпел великое бедствие: от засухи не было воды в колодцах и даже в самом озере. Игумен, созвав братию, сказал: – только отец Феодор, почивающей на нем благодатью Божьей, может спасти нас. Вызвав Феодору из уединенной кельи, он велел ей взять сосуд и принести воды из колодца, который был совершенно сух. Она, со словом: «благослови, отче», пошла и почерпнула воду из колодца, который мгновенно наполнился водой и не был без воды во все остальное время засухи.
Пере смертью своей, Феодора предложила ребенку, считавшему ее своим отцом, самые назидательные советы. Она увещевала его остаться во монастыре, быть послушным, терпеливым, услужливым. Она умоляла его, никогда и ни в каком случае, не осуждать никого, о согрешающих молиться единому Безгрешному, отвечать скромно на вопросы, не осквернять уст ни праздным, ни хульным словом, служить инокам с любовью, особенно же ухаживать усердно за больными, прибегать к Богу во всех печалях и искушениях, и творить о ней поминание перед Господом, Который имеет судить не только грехи, но и правоту людей.
В заключение она сказала мнимому своему сыну, что вручает его Богу Всемогущему, Который не оставит его, ибо Он отец и матерь всех сирот, наставник и руководитель ко спасению; эти последние советы ее ребенку слышали некоторые из иноков. После горячей молитвы она почила от трудов своих.
Увидев, что она умерла, ребенок начал громко рыдать; монахи, слышавшие поучения и дивную последнюю молитву ее, пересказали о том настоятелю, но Бог уже открыл ему и о поле и о духовных заслугах умершей; настоятель не хотел обнаружить этого иначе, как в присутствии отшельников девятого монастыря, за которыми и послал. Они прибыла все и игуменом. Тайна пола, ангельская чистота, долгое терпение чудное, подвиги самоотречения, невинность Феодоры были торжественно признаны. Провидению было угодно привесть и мужа ее в обитель; он узнал только в это время как о причине удаления жены из дому, так и о подвижничестве ее; глубоко пораженный примером , он оставил свет, продав свое имущество, принял монашество, поселился в келье Феодоры и был погребен в одной с ней могиле. Ребенок же возрастал в добродетели и впоследствии был настоятелем этого самого монастыря.
Блаженная Феодора подвизалась при императоре Зеноне (474–490 гг.).104
Святого Пафнутия исповедника, епископа города Таиса
Святого Пафнутия исповедника, епископа города Таиса, в Верхней Фиваиде.
Сему епископу в гонение Максимина (311 г.) избодено было правое око и сокрушено колено правой ноги, которую он влачил. Впоследствии он был членом Первого Вселенского собора и весьма уважаем императором Константином. Когда на этом соборе некоторые из западных епископов заявили требование, чтобы священники и диаконы вели безбрачную жизнь, то Пафнутий, хотя сам был девственник, указал на несообразность этого с древним преданием Церкви и заметил: «не возлагайте тяжкого ига; как бы от избытка строгости не причинить Церкви вреда. Довольно, если вступивший уже в клир, по древнему преданию, не вступит в брак.» Собор согласился со мнением Пафнутия. Пафнутий скончался мирно в IV веке.
* * *
Менолог Василия на 11 септ. То же время подвигов в сокращенном Менологе и в Римском мартирологе Барония, который говорит: «неосторожно согрешив, каялась в проступке, в одежде инока, сохраняла до смерти изумительное воздержание и терпение, жила при имп. Зевоне». У Коптов 11 сент. «Феодора блаженная».