Источник

10-е

Св. мучениц дев Минодоры, Митродоры и Нимфодоры

Сестры жили в Вифинии. По любви к уединенной и подвижнической жизни, удалились на некоторый высокий и пустой холм верстах в двух от Пифий (местность близ Никомидии, где находились теплые воды). Жили они своими трудами, помогали бедным и больным.

В то время восточными странами обладал император Максимиан Галерий (305–311), а правителем Вифании был некий Фронтон. Этот Фронтон, слыша о святых девах, велел представить их себе, спросил об именах и отечестве и обещал богатства и почести, если принесут жертвы богам. Он сказал им: «царь полюбит вас и выдаст за великих бояр своих; вы приобретете славу и богатство, только поклонитесь богам». Но сестры отвечали, что не отвергнутся Христа, что готовы принять за Него муки в надежде на вечную жизнь. Тогда обратился он к старше сестре со словами: «ты старшая летами и разумом, послушайся и поклонись богам!» «Напрасно ты трудишься, князь», отвечала та, «этого не сделаем ни я, ни мои сестры. Мы готовы умереть за Христа». Мучитель велел бить святую; ее били часа два, так что составы тела сокрушались и кости ломались, и она скончалась.

Через четыре дня две остальные сестры потребованы были на суд; бездыханное тело сестры положено было у ног их. Но исповедницы затаили скорбь о сестре и сказали: «мы готовы умереть за Христа!» Тогда Митродору пытали огнем и били железными палками, пока она не умерла. После сего таким же образом замучили и Нимфодору. Верующие похоронили тела их в одном гробе.

Святых апостолов от 70-ти: Аполлоса, Лукия и Клима

Святых апостолов от 70-ти: Аполлоса, Лукия и Клима. Аполлос (Деянь XVIII, 24–26. 1 Кориф. III, 6) епископствовал в Смирне прежде Поликарпа; Лукий – в Лаодикии, Клим – в Сардике. О них см. в соборе семидесяти апостолов, 4 января.

† Святой Пульхерии царевны

Пульхерия была дочь императора Аркадия;80 брату ее Феодосию было 8 лет, когда (в 408 г.) объявлен он императором; опекуном его был Анфимий, умный и добродетельный вельможа. Пульхерия была только двумя годами старше брата, но она далеко превосходила его дарованиями ума и твердостью доброй воли; с молодых лет она искренне любила благочестие; при всей незрелости лет, она была наставницей брата, старалась передать ему лучшие правила жизни. Прекрасно владея языками греческим и латинским, имела она обширные познания – исторические, философские, богословские. В 414 г. объявлена она была августой, соправительницей императору. Империя восточная была обширная, и дела ее не были в порядке. Потому-то умный и добрый Анфимий признал нужным, дабы такая сестра, какова была Пульхерия, была соправительницей брату. И она дала направление делам лучшее. Недостаток опытности в управлении Пульхерия восполняла зоркостью ума своего и желаниями добра. Брату своему всего более старалась внушить, что без веры, без благочестия, лучшие дарования бесполезны и политика без веры вредная, не умная политика. Так она направляла и дела империи. Она не решала дел без молитв и советов с людьми добросовестными. Внутренние волнения империи – дела страстей людских – были успокоены; с соседними державами поддержан или восстановлен мир; сбор податей приведен в порядок; армия и флот поставлены во хорошее состояние. Наукам даны способы для их успехов. Империя была счастлива, как не была она счастливой при Аркадии.

Пульхерия была воспитательницей и двух младших сестер своих, Аркадии и Марины; она оставалась при них безотлучно, если не только не отвлекали ее дела управления. Она назначала им и предметы занятий и давала направление их мыслям и чувствам. Красота – обман, и пригожество – суета, жена, имеющая страх Иеговы, достойна всякой хвалы, говорил боговдохновенный мудрец (Притч. XXXI, 30).81 Уроки его твердо изучала для себя и сестер Пульхерия. Ею дан был обет перед Богом – остаться девственницей до гроба. И этот обет запечатлела она памятником: в соборном храме поставлен был престол, устроенный из золота и драгоценных камней, с надписью: Обет девства. Она имела утешение видеть, что и сестры ее также решились посвятить себя на служение Богу. Дворец императорский был при ней истинно христианским домом, чем он уже давно не был: ни роскоши, ни праздности, ни рассеянию тут не было места. Пульхерия совершала с сестрами подвиги покаяния и молитвы. В комнаты из не ступала нога мужчины. Соправительница принимала просителей и министров не иначе, как в определенное время и публично. Все это имело последствия полезные и для быта империи; обеты царевен преграждали путь интригам придворной жажды почестей и власти. Считая тело свое храмом распятого Господа, она усмиряла в нем нечистые движения строгим постом и трудами.82

Когда брат Феодосий достиг полного возраста, 20-ти лет, Пульхерия озаботилась приискать ему невесту. Выбор ее пол на Афинаиду, дочь Афинского философа. Афинаида явилась к августе с просьбой возвратить ей имение отца ее, отобранное неправдами людскими. При разговоре оказалось, что Афинаида была прекрасно образована и умна. По сведениям сторонним оказалось то же. Афинада объявлена была невестой императора. Это должно было изумить многих и иных оскорбить: выбор пал не на аристократку. Пульхерия желала одного добра. Так как Афинаида была еще язычницей, то она была крещена и названа Евдокией. Брак был совершен 7 июня 421 года. Спустя два года Евдокия объявлена была августой. Пульхерия оставалась по прежнему соправительницей, но старалась делать вид, что император – один в империи. Повеления шли в империю от имени Феодосия, дела решались от его же имени. Умная Пульхерия дала в это время памятный урок брату своему. Феодосий, добродушный и доверчивый, стал было подписывать дела, не читая их – и даже не всегда спрашивая о их содержании. Вельможи, пользуясь этой доверчивостью, дозволяли себе и грабить казну и теснить невиновных. Пульхерия, не теряя слов напрасных, поднесла императору доклад. Феодосий, не спросив о содержании, подписал и отдал бумагу сестре. Затем Пульхерия зовет к себе Евдокию и, занимаясь с ней разговорами, удерживает ее у себя весь день. Вечером зовут Евдокию к царю. Пульхерия не отпустила. Приходят в другой раз. Пульхерия с улыбкой сказала: « доложите царю, что Евдокия – моя собственность, по его воле». Явясь затем к брату, она подала ему подписанную им грамоту. Тот прочитал, и Пульхерия сказала: «видишь ли, государь, как опасно не читая подписывать бумагу! Ты, по доброте своей не думаешь, чтобы могли обманывать тебя. Но – на земле не ангелы, а люди всякого сорта. Ты – отец отечества. Берегись, чтобы не страдало от тебя отечество.» Феодосий, пораженный стыдом, дал слово – быть осторожным.83

По убеждению благочестивой Пульхерии, Феодосий отправил в Иерусалим много денег для раздачи бедным и золотой крест с дорогими каменьями для водружения его на лобном месте. Признательный архиепископ послал царю правую руку архидиакона Стефана. Когда мощи были в Халкидоне, первомученик является во сне Пульхерии и говорит: «вот молитва твоя услышана, и я уже в Халкидоне». Царевна и царь вышли навстречу мощам, и Пульхерия построила в столице великолепный храм первомученику, где и положены были мощи его.84

Сколько патриарх Несторий не был силен связями своими с вельможами империи, как ни ловко действовал он для своей пользы: в 431 году составился в Ефесе Вселенский собор; долго длился собор по интригам защитников Нестория; Феодосий вовлекаем был в распоряжения несправедливые; но учение Нестория осуждено было как ересь и Несторий сослан в заточение. Защитой православия служила благочестивая Пульхерия.

Блаженная отдала почесть великому святителю Златоусту: мощи его (в 438 г.) перенесены были из заточения и торжественно положены были в столице, в храме апостолов.85

В следующем году землетрясение долго держало в ужасе столицу. За 20 дней до Пасхи совершали общественное моление: царь, царевна и патриарх шли пешие по городу. Пением ангельской песни: Святый Боже, прекращено бедствие, и песнь введена в общественное и частное богослужение.86

В 444 году Пульхерия похоронила сестру свою Аркадию, сохранившую, по ее убеждению, девство до гроба.87 При дворе место Анфима занял евнух Хризаф, которого все достоинство состояло в том, что великан телом был довольно способный полководец; иначе – это был человек без всяких правил и жадный до денег. Пульхерия останавливала Хризафа в его дурных делах. Хризаф возбудил в Евдокии зависть к власти Пульхерии. Евдокия и Хризаф стали действовать за одно против Пульхерии.

Феодосий, добрый, но слабый и недальновидный, сперва не принимал участия в их планах, но потом был вовлечен в него. Он потребовал, чтобы Констинопольский партиарх Флавиан посвятил Пульхерию в диакониссы. Святитель объявил, что он не может посвящать никого против его воли, да и счастье империи требует совсем другого. Император упорно наставивал на своем требовании. Св. Флавиан отвечал, что он явится ко двору в другое время. Он поспешил дать знать Пульхерии о злостных замыслах врагов ее. Она решилась удалиться в уединение в 447 г. удалилась от двора. В империи и Церкви по воле Хризафа начались дела одни других страшнее. Против Флавиана поднято гонение. Евтихий еретик стал любимцем двора. Диодор и евтихиане стали производить злодейские насилия. На Ефесском соборе 449 г. Флавиан был удален. Ересь Евтихия явилась под защитой императора. Хризаф злодейстовал в империи, – грабил и убивал.

Блаженная Пульхерия благодарила Бога за свою уединенную жизнь. Она не хотела думать ни о неблагодарности Евдокии, которая всем ей одолжена, ни о непризнательности слабого брата, а еще менее думала о низком Хризафе. Она хотела забыть все и быть забытой всеми, занималась только молитвой, чтением книг, полезных для души, и – подвигами покаяния.

Между тем бедствия увеличивались со дня на день. В разных частях империи поднимались волнения народа. Пульхерия видела это с глубокой скорбью. Ей тяжело было, что добрый брат ее завлечен в участие дел страшных. Она решилась попытаться помочь империи и Церкви.

Явясь ко двору, просила она у императора дозволения видеться с ним. Ей не отказали. Тогда открыла она глаза брату на состояние дел. Он с ужасом увидел бездну, на краю которой поставили его. Хризаф сослан был на остров и там по суду наказан смертью за свои злодейства. Евдокия, чувствуя свои грехи, с дозволения императора, отправилась на поклонение в Иерусалим. Пульхерия снова приняла участие в управлении империей. В 449 г. умерла девой сестра Пульхерии Марина, а в следующем году скончался император Феодосий.

Пульхерия осталась одна правительницей империи. Она не хотела думать, что в состоянии одна управлять империей. Она решила найти способного император. Выбор ее пал на полководца Маркиана; он был опытный правитель, любил чистую веру Христову и искренне любил все доброе. Он был вдовец; дочь первого брака его Евфимия была супругой Анфимия, впоследствии западного императора. Когда Пульхерия избрала Маркиана в императоры, то объявила ему условие «я избираю тебя из всего сената, как достойнейшего; но дай мне слово – уважать девство мое, которое обещала я Богу». Маркиан принял и исполнил условие. Маркиан и Пульхерия жили как брат и сестра, в чистоте целомудрия.

В 451 г. созван был Вселенский собор в Халкидоне. На соборе осуждено было евтихианство и постановлены были правила, между прочим, о девах, посвятивших себя Господу, о диаконах и о смешанных браках.88 Отцы собора не раз, в продолжении деяний своих, провозглашали Пульхерию защитницей правоверия и главой Церквей. В империи с радостью с радостью приняты были решения собора. Только в Египте в Палестине упорные евтихиане произвели беспорядок. Пульхерия писала два послания в Палестину, с подробным оправданием решений собора и с объяснением того, что собор вовсе не думал принимать сторону Нестория.

Блаженная императрица основала много благодетельных заведений в столице, больницы и странноприимные дома.89 Ею построены были три знаменитые храма Богоматери, писанная Евангелистом Лукой, доставлена была из Палестины еще императрицей Евдокией. Теперь эта икона поставлена была в храме Одигитрии.90 Современный историк говорит: «с каким усердием исполняла Пульхерия дела благочестия, сколько выстроила великолепных храмов, сколько возвела домов для бедных и странных, также монашеских обителей, назначив для содержания этих заведений постоянную сумму денег, а для живущих в них известное количество хлеба, – перечислять все это было бы долго.»91 Занятия делами империи не препятствовали ей заниматься делами благочестия, молитвой, чтением, посещением бедных и больных: последним прислуживала она своими руками. Благочестие царицы награждено было откровениями небесными. Три раза являлся ей св. мученик Фирс и объявлял ей о мощах 40 мучеников Севастийских, скрытых в земле; мученик объявлял волю свою, чтобы мощи присоединены были к его мощам, в его храме. Являлись ей и 7 мучеников, облеченные в светлые одежды. По исследованию точному оказалось, что действительно македонианами сокрыты были в указанном месте мощи мучеников. Мощи найдены и с торжеством положены были в храм св. Фирса.92

Перед кончиной своей Пульхерия завещала, дабы все ее имущества обращены были в пользу бедных. Маркиан выполнил завещание во всей точности. Она почила 10 сентября 453 г., на 55 году своей жизни.

Память ее установлено праздновать еще при императоре Льве Великом (457–473).93

† Преставление преп. Иоасафа, в мире князя Андрея Вологодского

Жизнь преп. князя длилась не долго, но она была прекрасна.94 Князь Андрей был сын князя Заозерского Димитрия Васильевича, потомка св. князя Федора Ярославского.95 Кн. Димитрий жил в городке близ устья р. Кубенки, где ныне с. Устье; при деревне Чериковой доныне стоит часовня – памятник о дворах и теремах князя Заозерского.96 Благов. Князь Димитрий оказывал пособия преп. Дионисию Глушицкому при построении Глушицкого монастыря и был убит татарами. Мать кн. Андрея благоговейно чтила преп. Александра Куштского и присылала подаяния в обитель его. Сын благочестивых родителей, испрошенный у Бога молитвами, с первых дней развития души воспитанных в страхе Божьем, оставшись сиротой, почувствовал суетность мирской жизни, столько печальной для него по неожиданной смерти отца и по судьбе княжества Заозерского. За родство кн. Шемяки с кн. Димитрием, которого дочь (а сестра кн. Андрея) была за Шемякой, в. кн. Василий в 1447 г. отдал половину Заозерья Можайскому кн. Михаилу Андреевичу, а другую брату его Ивану.97 Таким образом сыновья Димитрия перестали быть владетельными князьями Заозерскими.98 Кн. Андрей и по расположениям сердца не принадлежал к миру; а когда мир гнал его от себя, он пришел к Спасу на Каменный остров и просил игумена облечь его в иноческие одежды.

И молодость князя (ему было тогда не более 20 лет),99 и высокое происхождение его, и перестройка политического быта России, совершавшаяся волей вел. кн. Московского (в. князь благоволил к Кассиану, посылал его в Константинополь по делу по митрополите, но близ царя близ огня), навевали на душу Кассиана сомнения о князе Андрее. «Место твое – не здесь, а в думе бояр или на поле брани», сказал игумен кн. Андрею. «Напрасно смущаешься, отвечал юный князь, намерение мое твердо – не принимать услуги от других, а служить другим и несть крест по следам Господа моего». Игумен, увидав чистые желания юного князя, увещевал его, дабы раз принял на себя иго Христово, не колебался потом мыслями о величии мирском, а твердо шел бы по избранному пути. Затем облек его в иночество и назвал Иоасафом, именем царевича, который оставил царство для Христа. Юный Иоасаф Кубенский поручен был смотрению опытного старца.100 Блаженный князь-инок со всею радостью выполнял обеты иночества. С братией имел он свидание только в храме; все время его посвящалось молитве и размышлениям о вечности; пост соблюдал самый строгий. Чистый душей и телом, он еще не земле удостоился посещения небесного. Раз пел он псалмы в келии и услышал голос, ответ на молитву души его; голос уверял: «обширная пустынь, окружающая озеро, наполнится пустынниками, певцами славы Божьей, и если они будут хранить заповеди Божьи, все будет готово для их земной жизни.» Блаженный Иоасаф рассказал об этом откровении игумену Кассиану в простоте чистого своего сердца. Кн. Борису Васильевичу Ржевскому пришло на мысль посетить племянника своего и предложить ему деньги с тем, чтобы построил себе свой монастырь. Предложение приятное для самолюбия, но потому-то и опасное для душевного спасения. Блаж. Иоасаф отвечал родичу князю: «Христолюбивый князь! Нам не нужны серебро и золото, когда искренне хотим жить в пустыне; раздай бедным, что назначил ты для нас, и получишь щедрую награду от Господа.» Кн. Борис исполнил совет искреннего пустынника. Юный подвижник как бы предчувствовал, что путь подвигов его – не долгий, и с пламенным усердием поспешал творить добро. В последний год своей жизни, а он подвизался в обители всего пять лет, только раз в неделю вкушал он пищу, в день воскресный, и в каждый воскресный день приобщался св. Таин. Тело его от подвигов очень ослабело, но он благодарил за то Господа; в продолжении болезни, когда только чувствовал некоторое облегчение, являлся в церковь. В праздник Рождества Богородицы велел он весть себя к литургии, приобщался св. Тайн. И возвратясь в келью, не встал более с одра. Простясь с братией, велел иноку читать канон на исход души, сам взял кадильницу в руки, покадил ею около себя и с молитвой на устах предал Господу дух свой, 10 сентября 1453 г. Чистое тело его положено было в храме и от него скоро стали истекать чудесные исцеления. Юный князь Роман, сын кн. Олега Дорогобужского, был немым от рождения; приложась к мощам блаженного Иоасафа, стал говорить свободно. Мария, женщина из богатого дома, долго была слепой и при мощах князя инока прозрела. В 1472 г. Спасский Каменский монастырь опустошен был пожаром, и после того только остатки мощей князя собраны в ковчег, но они продолжали источать исцеления. После вторичного опустошения обители пожаром, св. мощи перенесены в Вологодский Духов монастырь, где находятся доселе.101 Церковная служба св. князю известна по ркп. XVI.102

Свв. Трех жен, в горе пустынной обретенных

Павел, епископ Моновасийский, оставил о них следующее известие: – «был я, говорит он, – послан на Восток по царскому делу. На дороге встретился мне пустынный монастырь и мне захотелось побывать в нем. Игумен и черноризцы вышли ко мне на встречу и, поздоровавшись, сели мы на горе. Тут были плодовитые деревья. И вот, птицы, прилетая, ломали ветки с плодами и быстро уносили. Я спросил игумена, отчего это птицы не едят плодов, а уносят куда-то с ветками? Он отвечал: вот уже одиннадцатый год, как они то же делают каждое лето. – Тут, в горах, – сказал я по какому-то вдохновению, – живут или мужи или жены, и им-то носят они плоды. Когда я говорил это, прилетевший ворон сломил ветвь с плодом. Я сказал игумену: ворон сломил ветвь с плодом. Я сказал игумену: пойдем за ним, – и пошли. Ворон с плодом летел впереди нас и, долетев до утеса, положил ветку. Когда подходили мы к нему, – он, взяв ветку, полетел в провалье и, там оставил ветвь, воротился без всего. Придя к провалью, мы бросили вниз камень. И вот, кто-то кричит: если вы христиане, не убивайте нас. Кто вы таковы? – спросили мы. – Если хотите, – был ответ, – видеть нас, то бросьте нам три одеяния; мы – нагия жены; идя по горе, увидите дорожку, и по ней можете сойти к нам.

Услышав это, три чернеца сняли с себя одежды и, обвив ими камень, пустили вниз. Найдя указанную узенькую дорожку, с трудом сошли мы по ней к святым. Три женщины, увидев нас, поклонились нам до земли и, сотворив молитву, сели мы. Одна из них тоже села, а две стояли. Тогда игумен спросил севшую: откуда ты, госпожа матерь, и как пришла сюда? – Я – из Константинограда, – отвечала она, – муж мой служил при императоре и скончался молодым; я осталась вдовой 20-лет и горько плакала, как о вдовстве, так и о том, что не имела детей. Спустя несколько дней один вельможа присылает ко мне слуг с тем, чтобы насильно доставить меня к нему. Слуги, ничего не слушая, хотели вести меня. Я же не хотела быть неверной памяти мужа моего и, поручив себя Богу, сказала: я рада идти к вашему господину, столько славному; но теперь я больна; потерпите, пока выздоровлю, и тогда с радостью пойду к нему. – Хорошо, – сказали они, – господин будет ждать до 40 дней. По удалении их, созвала я слуг моих и, дав им денег, отпустила их на волю, а при себе оставила только двух служанок, которых вы видите. Потом, пригласив одного родственника, человека христолюбивого, под клятвами завещала ему продать села мои и дом, и раздать деньги нищим. Так я и оставалась без забот житейских. Ночью, взяв моих служанок, а теперь – моих сестер, вступила я с ними на корабль, и мы пришли на это место, где видите нас. Вот одиннадцатый год, как не видали мы ни одного человека, кроме вас. Одежды наши изветшали и распались…

Игумен спросил: откуда, госпожа, получаете вы пищу?

– Благой и человеколюбивый Бог, – отвечала она, – прокормивший народ Свой в пустыне 40 лет, посылает пищу и нам, недостойным рабам Своим: каждое лето птицы приносят сюда всякие овощи, даже до излишества… И нагота не тяготит нас, ни зимой не боимся холода, ни летом – зноя, прославляя Святую Троицу…

Мы слушали это с изумлением. Игумен сказал: если прикажешь, госпожа моя, пошлю брата в монастырь принести пищи, и мы покушаем с вами. Она отвечала: прикажи прийти священнику; пусть наперед помолится, и мы причастимся святых Таин, – с того времени, как удалились мы из города, не удостоивались мы принять святые Тайны.

Игумен послал чернеца в монастырь позвать пресвитера и принести пищу. Пресвитер, придя, совершил службу, и рабыни Божии причастились св. Тайн. Потом покушали они с нами.

– Молю святыню твою, – сказала святая, – пробыть здесь три дня.

Игумен дал обещание. Блаженная, встав, усердно молилась и тихо преставилась ко Господу. Совершив надгробное пение, мы похоронили ее. На другой день так же спокойно скончалась другая, а потом – третья…

Похоронив их, возвратились мы, славя Христа Бога, Творящего чудеса…»103

* * *

80

Житие ее в Четье-Минее сентября 10. Weiss, Leben d. Heiligen 12, 495–504.

81

Созомена ист. 9.1.3. «И свое девство посвятила она Богу и к тому же направляла жизнь своих сестер, с намерением удалить из дворца царского всякого мужчину и чрез то уничтожить всякий повод к ревности и козням... И сестры ее вели одинаковый образ жизни, заботились об иереях в молитвенных домах, были щедры к нуждающимся странникам и бедным, имели всегда общий стол, вместе делали выходы, вместе ночью и дней хвалили Бога и, как прилично достоуважаемым женам, занимались тканьем и подобными работами. Праздность и роскошь они считали недостойными священного девства, а потому изгнали их из своей жизни, не смотря на то, что были царевны, родились и воспитались в царском дворце. За это Бог явно показывал к ним милость и хранил их дом».

82

Сократа ист. 7, 22. Диакон Игнатий в 1390 г.: «идохом в Павдократорскую церковь и в сосудохранительнице видехом святое Евангелие, писано все златом рукою Феодосия царя малаго». Путешествия, стр. 102. Спб. 1849 г.

83

Об этом говорит и Феофан в своей летописи.

84

Летопись Феофана. Повествование о перенесении мощей в Цареград у Сурия 2 августа. Все тело первомученика перенесено было в 430 г. Marcellini Chronicon ad. an. 4.30. Игнатий диакон, в 1390 г.: идохом в монастырь св. Стефана первомученика; и поклонихомся и целовахом св. мощи его. Путешествия (Спб. 1849 г.), стр. 101.

85

Четь-Минея янв. 28. Marcellini Chron. ad. an. 438.

86

Обзор песнопевцев Греч. Церкви, стр. 188–198. Черниг. 1864 г. В Прологе Румянцева (Опис., стр. 450) янв. 26 «память страха великого и преславного труса в царство малого Феодосия». Янв. 25 началось землетрясение.

87

Marcellini Chron. ad. an. 444. Феофана лет. р. 69.

88

Вселенский собор 451 г. «определил, чтобы никому из чтецов II певцов не было позволено брать себе в жену иноверную, чтобы родившие уже детей от такового брака и прежде сего уже крестившие их у еретиков приводили их к общению с кафолическою церковию, а не крестившие не могли крестити их у еретика, ни совокупляти их браком с еретиком или Иудеем или язычником, разве в таком только случае, когда лице, сочетавшееся с православным лицем, обещает перейти в православную веру». Прав. 14. Трульский собор 692 г. распространил силу этого правила на всех православных. «Недостоит мужу православному с женою еретическою браком совокуплятися, ни православней жене с мужем еретиком сочетаватися». Прав. 72. О девах собор 451 г.: «девы, посвятившия себя Господу Богу, равво и монашествующим, не позволяется вступать в брак. Аще же обретутся творящие сие, да будут лишены общения церковного. Впрочем определили мы местному епископу имети полную власть в оказании таковым человеколюбия».

89

Созомена ист. 3, 1. Феофана летопись.

90

Феодора чтеца, ист. 1 ч. Никифор 4, 2. Кодив, р. 95 ad. Beckeri. Du-Cangii Const. christ. § 6. 9. 24. Освящение Халкопратийского храма праздновалось декабря 18. Пролог Румянцева, стр. 449. 450. Кодин: «храмы св. Мокия в Мины устроил Константин Великий; он выбросил из них идолов в дал им новое назначение. Но все здание с притворами и св. сосудами», спустя 169 лет, перестроили Пульхерия и Маркиан. «Храмы св. Исаии и Лаврентия построены были импер. Маврикием и Пульхериею; при них святое тело преп. Исаии перенесено было из Иерусалима», ed. Beckeri, р. 72. 95.

91

Созомена ист. 9, гл. 1. Из обителей Пульхерии известна одна Агаллад. Du-Cangii Const. chr. р. 152.

92

Созомена, ист. 9, 1. 2. 3. «Бог за ее благочестивую жизнь имел к ней всегда столь великое благоволение, что немедленно внимал ее молитвам и часто наперед открывать то, что надлежало делать». Marcellini Chronie, ad. an. 453.

93

Феодорита ист. 1, 1. Неизвестный писатель: «Лев Великий имел обыкновение торжественно прославлять блаженнейшую августу Пульхерию. Потому чтил день кончины ее; изображение ее поставил он на ее гроб и, смотря на живописный образ ее, прославлял жизнь ее. Тот же Лев перенес статуи Маркиана и Пульхерии в Феодосиевы портики Константинополя». Кодин: «в Халке у дворца воздвигнута статуя знаменитой Пульхерии». Codinus ed. Becker bon. 1843 p. 34. 176. И Греческая II Римская Церковь чтут память св. Пульхерии сент. 10 дня.

94

Ркп. сказание у Толстого 2. № 368 и 53. У Царского № 124. 134. Этим сказанием немногое дополняется в известии Паисия Ярославова о Каменском мон. изд. в правосл. собесед. 1861 г. I, 210–213. Чудеса взяты с записки неизвестного. Сочинитель, как говорит сам, написал и службу святому.

95

Родословн. кн., стр. 55. 57. 58. 149. Паисий прямо называет кн. Андрея внуком кн. Василия Ярославского, а не внуком вел. кн. Василия Московского, – как называют иные.

96

Ярослав. губ. ведом. 1853 г. № 3.

97

Собр. грам. 1. № 63. 64. Родословная: «кн. Димитрий Шемяка женился у князя Димитрия Заозерского».

98

Пишут: «он (Андрей) остался единственным наследником удела». (Сентябрь, стр. 156). Это – неправда. Равно несправедливо сказано Савваитовым, будто кн. Андрей «женился у кн. Ивана у Дея, и взял в приданое Кубену, а у него взял Кубену князь великий» (Извест. археол. общ., т. 2, стр. 10). По родословной книге это относится к брату кн. Андрея к кн., Семену; другой брат его, кн. Феодор, по родослов. кн., бездетен, как и Андрей, т. е. инок. Родосл. кн. стр. 58. 149. 232. 234.

99

По ркп. сказанию, Андрей при вступлении в обитель был 12 лет; до топографическоому описанию Вологды (словарь святых 1836 г., стр. 26) он постригся 20 лет. Первое без сомнения несправедливо. Если Андрей родился и в том же 1429 г., как убит отец его (см. о пр. Александре Кушт. июня 9), то скончался он (в 1453 г.) – 24 лет и вступил в обитель на 19 году.

100

Паисий: «и даст его старцу духовному наказати его иноческому житию». Писатель жития кн. Иоасафа называет старца Григорием и выдает его за того самого Григория, который был Ростовским архиепископом. Но Григорий был Ростовским архиепископом с 1395 г., т. е. далеко прежде поступления кН. Андрея в монастырь.

101

Ист. иер. IV, 332. 333. Сведен. о монаст. 67. Вологод. губ. ведом. 1849 г. № 34.

102

Царского X 124. Толстого II, № 53.

103

См. «Жития св. подвижниц Вост. Церкви».


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892. / Сентябрь. - 1900. - 388, IV с., [1] л.: ил.

Комментарии для сайта Cackle